Педагогические принципы адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД
Педагогические принципы адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи воспитания личности
сотрудников органов внутренних дел в современных условиях
Система мер, способствующая наиболее
успешной адаптации молодых сотрудников к службе в овд
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
воспитание
сотрудник адаптация наставничество
Воспитание
– основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности
общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования
важнейших качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих
ценностей. Результатом воспитания является воспитанность человека (личности).
Под воспитанностью личности понимают важнейшую характеристику ее
социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также
педагогическое свойство, выражающееся в совокупности внутренне существующих и
внешне проявляющихся отношений к окружающей социально значимой действительности.[1]
Воспитание представляет
собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их
институтов и учреждений и др. по содействию гражданам в их социальном
личном росте в интересах их самих и общества. Протекая под влиянием жизненных,
образовательных и трудовых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает
оптимальных результатов в специально организуемой и управляемой педагогической
системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание.
Ни кто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть, когда он
сопротивляется воспитанию. Поэтому с педагогической позиции воспитание – это организация
воспитывающей системы совместной работы коллектива, воспитателя, педагога с
человеком, содействующей его самовоспитанию и создающей благоприятные условия
для этого.
В условиях изменения
социально–экономического развития страны, повышения эффективности общественного
производства неразрывно связано с оптимизацией процесса социального и
профессионального становления молодых работников в трудовых коллективах. Это в
равной степени относится и к органам внутренних дел, две трети которых
составляет молодежь. Однако, каким бы длительным ни был срок предварительной
профессиональной подготовки молодых сотрудников, в конечном счете, их
социальная и профессиональная доводка до требуемого уровня осуществляется
непосредственно в трудовых коллективах.[2]
Интенсификация
общественного производства вызвала необходимость в непрерывном образовании,
расширении границ учебно – воспитательного процесса и системы педагогической
деятельности в целом, для формирования квалифицированных специалистов органов
внутренних дел.
Контроль за правильным
поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучения к нему,
разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требования уважать закон
и другие правовые установления, повышения правовой культуры и
правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права – это выраженная
воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут
только соответствующим образом воспитанные люди. Невоспитанные сотрудники
правоохранительных органов – это неконструктивная сила и не бессилие их, а
совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение
педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в
решении возложенных на них государственных задач и оправдании социальных
ожиданий общества. Более того, создание эффективной педагогической системы
воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий
характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами. В ст. 1
Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и
что бы оно на самом деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть
безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других
сферах его функционирования и жизни общества.[3]
Можно выделить еще ряд
обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный
характер:
ü невысокий
уровень финансовой и материальной обеспеченности жизни сотрудников и их семей;
ü усиление
текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу
менее подготовительных к ней молодых людей;
ü усложнение
задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики,
низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появление
новых изощренных видов преступления и профессионализации преступности,
повышение нагрузок и экстремальности в работе;
ü неблагоприятное
влияние на многих сотрудников резкого снижения общественной нравственности,
культуры, образованности населения, распространение психологии бизнеса («все за
деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и
вымогательство за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе
на разных уровнях государственной службы.
ü целенаправленное
воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и
профессиональному предательству;
ü проникновение
в правоохранительные органы криминально ориентированных лиц и представителей
организованной преступности;
ü фактически
низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не
только в недобросовестном выполнении своего долга и обязанностей, но и в
недостатках взаимоотношений с гражданами, уважения их прав, реагирования на
заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недостойном
поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и
др.
Профессиональная
деятельность всегда накладывает отпечаток на человека, занимающегося ею. Она
вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности
и развитости определенных качеств. Как правило эти изменения бываю
положительные, но бывают и нежелательные изменения – снижения интереса,
усердия, добросовестности, а иногда и вредные, именуемые профессиональной
деформацией. У определенной части сотрудников правоохранительных органов
последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нарушений
законности, злоупотреблением власти и служебным положением. Правоохранительный
орган – не специальное воспитательное учреждение, но воспитание в нем идет.
Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности,
контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Поэтому просто
необходимо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься притом постоянно,
непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца
их службы. Воспитание превращается в его педагогическую функцию, вид
деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает
осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными формами,
методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и
усовершенствованном в научных экспериментах. Это и в интересах и самих
сотрудников и выступает как помощь им в профессиональном становлении,
предупреждая неприятности и срывы.
Пункт 3 приказа МВД
России от 01.02.2007 года №120, возлагает персональную ответственность за
организацию, проведение и результативность воспитательной работы на начальников
и заместителей по кадровой и воспитательной работе.[4]
Начальники осуществляют руководство всей системой воспитательной
деятельности подчиненным им начальников органов, подразделений, кадрового и
воспитательного аппарата непосредственно или через своих заместителей. Они
определяют основные задачи и направления на конкретный период, сроки их
реализации. Воспитательная работа строится по планам, общим и индивидуальном на
разном уровнях управления ею.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ
воспитание сотрудник орган внутренних дел
Главной целью воспитательной
работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально
подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой
личности сотрудника.[5]
Основными задачами воспитательной работы являются:
ü содействие
всеми средствами воспитательной работы постановке службы и организации жизни
коллективов правоохранительных органов, достижению уровня воспитанности
сотрудников, отвечающего требованиям успешного осуществления профессиональной
деятельности;
ü удовлетворение
потребностей сотрудников в профессиональном, правовом, гуманитарном, моральном,
культурном и ином цивилизованном совершенствовании своих достоинств,
необходимых для успеха в профессиональной деятельности и жизни;
ü
совершенствование гражданственности, патриотизма,
интернационализма, социально-политических, нравственно-правовых взглядов и
убеждений; правосознания, ценностных ориентации, человечности, этических и
эстетических потребностей; потребности посвятить себя борьбе с преступностью,
за законность и правопорядок; дисциплинированности, верности соблюдению
законности, торжеству справедливости; честности, порядочности, нравственной
стойкости, неподкупности, верности Присяге, профессиональному долгу;
ответственного и добросовестного выполнения своих профессиональных
обязанностей; коллективизма и товарищества, культуры профессионального
поведения на службе и в быту, культурного общения и взаимодействия с людьми,
стремления и привычки к здоровому образу жизни, требовательности к себе и
работы по самовоспитанию;
ü максимальное
использование возможностей, имеющихся в правоохранительном органе, для
содействия сотрудникам в совершенствовании их социальных качеств,
самореализации и самоутверждении в интересах их самих и решения задач, стоящих
перед правоохранительным органом;
ü создание в
правоохранительном органе сплоченного, дружного, дееспособного и воспитывающего
коллектива со здоровым морально-психологическим климатом и устойчивой
государственно-правовой, гуманистической и демократической направленностью;
ü дифференциация
воспитательной работы по категориям личного состава всех звеньев руководителей;
ü проведение
специальной воспитательной работы с сотрудниками и их группами, направляемыми
со служебно-боевыми заданиями в зоны чрезвычайных ситуаций и на борьбу с
терроризмом;
ü проведение
воспитательной работы с личным составом в экстремальной обстановке в процессе
решения им служебно-боевых задач в целях поддержания высокого боевого настроя,
экстремальной устойчивости и повышения боеспособности на уроках боевого опыта;
ü обеспечение
контроля над всеми воспитывающими персонал факторами жизни и службы, а также их
коррекция в интересах достижения благоприятного для него и борьбы за укрепление
законности и правопорядка результатов;
ü педагогическая
диагностика происходящих в личности сотрудников и коллективе изменений,
относящихся к признакам воспитанности, и педагогическое сопровождение их
самовоспитания;
ü педагогическая
диагностика воспитанности лиц, принимаемых на службу, назначаемых на должности
и повышаемых по службе;
ü использование
всех воспитательных возможностей правоохранительной деятельности, которой
сотрудники напряженно занимаются весь день и частый отрыв от которой для
участия в специальных, массовых, воспитательных мероприятиях нежелателен;
ü оказание помощи
руководителям в проведении воспитательной работы с личным составом
возглавляемых правоохранительных органов и их подразделений;
ü профилактика
профессиональной деформации личности сотрудников, возникновения в коллективе
правоохранительного органа негативных, противоправных, неуставных и аморальных
проявлений;
ü выявление,
изучение и распространение опыта эффективной воспитательной работы и
выработанных наукой интенсивных воспитательных технологий.
СИСТЕМА МЕР,
СПОСОБСТВУЮЩАЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ К СЛУЖБЕ В ОВД
Одной из главных мер,
способствующих наиболее успешной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД
является проведение индивидуально воспитательной работы с ними. В практике
индивидуально – воспитательной работы можно использовать все педагогические
методы и многие формы воспитания, индивидуализируя их применение. Но я
остановлюсь на одной из наиболее часто практикуемой и эффективной форме – наставничестве.[6]
Наставничество
в органах внутренних дел Российской Федерации определяет цель, задачи и порядок
реализации института наставничества в системе подготовки кадров для
Министерства внутренних дел Российской Федерации.[7]
Наставничество
представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее
опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по
подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных
обязанностей.
Правовой
основой организации наставничества в органах (подразделениях) являются: Закон
Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказ
МВД России от 24.12.2008 года № 1139 «Об утверждении Положения об организации
наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».
Возрастание роли
наставничества в современных условиях определяется тем обстоятельством, что оно
выполняет ряд важных функций общества:
- идеологическую,
связанную с трудовой закалкой молодого пополнения коллективов ОВД, адаптацией в
качестве государственного служащего;
- экономическую,
связанную с охраной собственности;
- правовую,
связанную с укреплением трудовой и общественной дисциплины, соблюдением
законности;
- педагогическую,
связанную с повышением уровня профессионального мастерства и воспитанности
молодых работников.
Задачами
наставничества являются:
Оптимизация
процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений
сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество.
Оказание
помощи в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления служебной
деятельности.
Воспитание
профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление
с историей и традициями органов внутренних дел своего подразделения.
Содействие
выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего
профессионально-этическим стандартам и правилам.
Формирование
активной гражданской и жизненной позиции сотрудников (стажеров), развитие
ответственного и сознательного отношения к службе.
Изучение
с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов,
регламентирующих исполнение должностных обязанностей.
Реализация
мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников
(стажеров).
Оказание
моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей.
Развитие
у сотрудников (стажеров) интереса к служебной деятельности, их закрепление на
службе в органах (подразделениях) внутренних дел.
Задачи
наставничества реализуются во взаимодействии руководителей органов
(подразделений) и их структурных подразделений, наставников, сотрудников
подразделений по организации воспитательной работы, психологического обеспечения,
профессиональной подготовки, представителей общественных формирований и
ветеранских организаций.[8]
Педагогические
принципы наставничества
Наставничество в органах внутренних дел представляет собой важную форму
повышения профессионального мастерства, идейно-политического, трудового и
нравственного воспитания лиц рядового и начальствующего состава. Принципы
наставничества включают в себя:
- принцип целеустремленности;
- принцип системности педагогической деятельности;
- принцип перспективной направленности педагогических воздействий;
- принцип высокого социального статуса;
- принцип педагогизации среды;
- принцип активного включения молодых сотрудников в служебную деятельность и
общественную работу;
- принцип непрерывности педагогических воздействий.
Периоды организации наставничества
Изучение и обобщение практики организации наставничества в органах внутренних
дел показывает, что оно включает 4 периода:
- ознакомительный;
- обучения в школе первоначальной подготовки;
- стабилизационный;
- заключительный.
Формы наставничества
Страницы: 1, 2
|