бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии бесплатно рефераты

Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии……………………………………………………………………….4

1.1. Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани».......................................................................................................................4

1.2. Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий..........................................................................................................9

1.3. Возрастные особенности учащихся 7 классов........................................18

Глава 2. Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении раздела «Технология обработки ткани»........................................23

2.1. Краткая характеристика раздела...................................................................23

2.2. Учебно-тематический план занятий……………….................................26

2.3. План-конспект урока......................................................................................28

Заключение……………………………………………………………………..38

Список литературы…………………………………………………………….39

Введение

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.

 Ведущую роль здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области «Технология», которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики[3]. Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки школьников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования.

 Образовательная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников. Она в своем содержании выражает политехническую и функционально прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательной области «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего к профессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывному самообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.

Цель исследования – разработать методику обучения школьников технологии обработке плечевого изделия на уроках в 7 классе.

Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела «Технология обработки ткани»

Предмет исследования – применение методов и приемов обучения школьников технологии обработки плечевого изделия.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии обработки плечевого изделия;

- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;

- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость процесса технологии обработки плечевого изделия в обучении учащихся 7 классов по программе раздела «Технология обработки ткани»;

- экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

 Методы исследования:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– наблюдение, беседа;

– анализ работы учащихся.

Глава 1. Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии

 

1.1. Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»


Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций.

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов[18].

Изготовление швейных изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Содержание курса определяется следующими разделами: материаловедение, работа на швейной машине, конструирование и моделирование, технология изготовления женской одежды, словарь моды.

Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.

С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки[11].

Главные требования к уроку технологии:

1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;

2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т. д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор швейных изделий и разработка технологического процесса их обработки;

3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;

4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т. д.;

5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.

Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технология обработки ткани» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ (табл. 1).

В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части урока (50% содержания урока) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками[6].

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.

Таблица 1.

1. Структура комбинированного урока

Содержание урока

Продолжительность, мин

Организационная часть:
подготовка к занятию;
контроль посещаемости;
сообщение темы и целей урока

5

Повторение пройденного материала:
опрос по изученной ранее теме;
подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам)

5

Изложение нового учебного материала:
объяснение теоретического материала;
демонстрация образцов для выполнения работы;
запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом;
закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы

20

Выполнение практической работы:
текущий инструктаж по работе с инструментами;
выполнение практической работы по инструкционной карте

45

Подведение итогов:
мини-защита, выставление оценок;
анализ характерных ошибок и их причин

10

Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к следующему занятию

5

Итого

90


Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов.

Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, о работе на швейной машине, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.

Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков являются объяснение и рассказ.

При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы мод, образцы поузловой обработки швов, деталей и швейных узлов, коллекция готовых моделей одежды, учебники, а также зарисовки на классной доске[13].

Рассказ используется для изложения материала по истории костюма, направлениям моды, народному русскому костюму, прикладному искусству, индивидуальному стилю и т. д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды[13].

Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.

К творческой деятельности можно отнести работу с журналами мод, самостоятельную работу по сбору информации по истории костюма, моды, художественному конструированию моделей одежды, декоративно-прикладных работ, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами.

В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по изготовлению швейных изделий и выкроек, построению чертежей применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех.

В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливают различные виды швейных изделий: модели одежды различного назначения, декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме.

Четкое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческий проект по технологии обработки ткани», которая дает возможность для самостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороны учителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии с эстетическими технологическими требованиями.

Планирование — основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе[11].

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. При необходимости совместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, альбомы с образцами поузловой обработки швейных изделий, коллекция моделей одежды для подростков, современного направления молодежной моды и т. д.

Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков в соответствии с определенными требованиями.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса.

Контрольно-проверочные уроки имеют целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений, навыков. Эти уроки обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).

Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует.

Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.

 

1.2. Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий

 

Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтому технология изготовления одежды также претерпевает изменения, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которых исключаются некоторые подготовительные операции, как, например, проложение «силков», сметывание. Ускоряется процесс пошива изделий за счет применения булавок и меловых линий[22].

В этом разделе даются только те ручные, машинные швы, унифицированные детали и узлы, которые обеспечивают качественное изготовление швейных изделий и выполнение самостоятельной работы — творческого проекта.

Предварительная проработка на образцах из ткани по инструкционным картам, данным в учебниках «Технология обработки ткани 7 класс», улучшает усвоение материала, дает возможность для самостоятельного изготовления швейного изделия.

Учащиеся осваивают приемы быстрого шитья (без сметывания стежками временного назначения), и таким образом ускоряется процесс изготовления различных изделий. Технология изготовления одежды подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся, а преемственность и последовательность изложения материала от года к году позволяют разнообразить перечень изделии от простых до достаточно сложных, включая даже оригинальные комплекты одежды.

Каждый учитель может дать только тот необходимый объем материала по данному разделу, который позволит качественно выполнить творческую работу. Можно исключить или включить по своему усмотрению другие виды швов, деталей и узлов исходя из поставленных проектных задач, объектов выполнения.

Работа с инструкционными картами позволяет сократить время на конспектирование в рабочих тетрадях учащихся; освобождается время на выполнение практической работы. Урок проводится по таким этапам[17]:

- объяснение теоретического материала, показ образцов выполняемой работы, объяснение цели работы, ее необходимости в последующей деятельности, последовательности выполнения швейных операций;

- прочтение учащимися по пунктам хода выполнения практической работы с записью в рабочей тетради и на доске в виде графических изображений, например:


Практическая работа по выполнению стачного шва в разутюжку

 Ход работы

 1. Выкраивают две детали размером 15×20 мм.

 2. Складывают две детали лицевыми сторонами внутрь, совмещают срезы, скалывают булавками и намечают меловую линию для машинной строчки на расстоянии 20 мм от среза.


Рисунки изображают то, что учащиеся в ходе работы должны увидеть на рабочем столе.

Закрепление материала проводится при опросе учащихся у доски и повторении материала в соответствии с графическим конспектом хода работы.

Страницы: 1, 2, 3


 © 2010 Все права защищены.