|
Педагогические идеи Яна Амоса Коменского
Педагогические идеи Яна Амоса Коменского
МГУ им. М.В.Ломоносова
Факультет философии
Педагогические идеи
Яна Амоса Коменского
Студентки 3 курса
с/о
Ткач Л.Б.
Москва 2004
Содержание
Введение. Краткая биография Яна
Амоса Коменского……………… 2
Принцип природосообразности………………………………………..
4
Гуманизм в трудах Яна Коменского……………………………………
7
Дидактические принципы Яна
Коменского…………………………… 11
Семейное воспитание в педагогике Яна
Коменского…………………. 19
Использованная литература………………………………………………
22
Введение. Краткая биография
Яна Амоса Коменского.
Ян Амос Коменский
(1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины
Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в
Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей
религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах
Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим
учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих
странах мира.
Коменский был
основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам
обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной
чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал
воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых
и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении
Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию.
Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования,
созданной этим выдающимся педагогом.
Основные
положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические
принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.
Принцип природосообразности
Одним из важнейших положений
Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является
принцип природосообразности.
Это общенаучный принцип
рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования
природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания
многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы
природы человека, и законы природы самого воспитания.
Возникает обширное смысловое поле
на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,
психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального
научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого
процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство
природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему
предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.
В искусстве воспитания это
означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать
изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не
стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в
делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и
стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль
воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство»
естественным процессом саморазвития воспитанника.
При этом имелись в виду не просто
имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический
процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного
достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к
учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено –
это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных
сил и способностей.
На основании принципа
природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным
масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его
универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что
обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и
«земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех
всему» - на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип
природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре
этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природы
человека, он выделяет следующие этапы:
|
детство - от рождения
до 6 лет включительно
|
отрочество - от 6 до 12 лет
|
юность - от 12 до 18
лет
|
возмужалость - от 18 до 24 лет
|
В основу этого
деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным
физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и
воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо
указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость
- развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из
этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе
ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.
Для детей до 6
лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает
дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается
шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для
юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.
В плане содержания образования
этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии»
(всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на
своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное
содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на
основе этого создает учебники.
Конечно, говорит Коменский, не
каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что
академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому
«предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который
необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной,
нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая идею школы родного
языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка.
Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский
необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.
Столь же естественно и необходимо,
считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в
котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как
владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой
«как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений,
история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но
все-таки преимущественно история своего отечества).
«Семь свободных искусств», эти
традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами
наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку –
его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать,
уметь, действовать, говорить».
Процессуальная сторона обучения у
Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода»,
который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на
разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную
ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.
Гуманизм и нравственное
воспитание в трудах Яна Коменского
Духовный мир Коменского, человека энциклопедически
образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и
Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему
гуманитарного и естественнонаучного знания.
Задачей каждого христианского
государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование
юношества». Главное для него - избежать «соблазна» исторических условий того времени:
низведения человека до его сословного облика, до орудия
национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания -
до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.
Коменский обосновал демократическую
и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на
протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего
образования как неотъемлемого права каждого человека.
В концепции Коменского человек
помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою
деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той
или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное
образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и
трудах общества человека.
Человек сам является сложным миром,
«микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и
пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.
Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму,
нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная опора человека находится в
его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении
«жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое
предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».
Христианско-антропологическая
концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила
гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе
признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания
доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Коменского
– это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как
сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу,
она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех
искусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского
оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности
воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения
«возвышенных, мужественных, великодушных людей».
В иерархии задач воспитания высшие
ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру
человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь
образовательный процесс.
На каждой возрастной ступени
вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения,
назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным
отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной
личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в
христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона:
мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В искусстве развивать и возвышать
духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и
благочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека:
«Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».
В таком ключе - человек сам
выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства
развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование
самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание
нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по
отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими
услугами возможно большему числу людей и др.). Его инструментами являются и
наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же –
организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной
деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к
труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости и
благочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание и
размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием
защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить
радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведя
этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулирование
напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни
воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,
противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить
душевное равновесие.
При этом определенно и четко
обозначены и «предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному
существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности,
насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком,
«образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром
и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в
нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной
испорченности», научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной
дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки на
самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась
в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого
расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся»,
«любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против
воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда
ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя
туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились».
В общем, педагогическую систему Коменского
возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель
которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и
способностей растущего человека.
Цель реализуется в организации
жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,
стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов
деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,
человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,
отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса,
в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи
педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание
«перерастает» в самовоспитание.
Результат педагогического
процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального
развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к
дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития
личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями
саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо
выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
Дидактические принципы Яна Коменского
В педагогической
литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические
(частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее место
занимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическими
принципами.
Коменский впервые в истории
дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в
обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и
активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и
систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного
овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и
активности
Этот принцип предполагает
такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и
механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и
навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в
знании господствует формализм.
Коменский разоблачил
господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как
схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и
закрывала ей путь к прогрессу.
Страницы: 1, 2
|
|