Педагогические ценности
Педагогические ценности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
"УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Курсовая работа
Тема: Педагогические ценности
Ижевск 2009
Содержание
Введение
1. Понятие о педагогических ценностях
2. Классификация педагогических ценностей
3. Проблема классификации педагогических ценностей
4. Образование как общечеловеческая ценность
5. Ценностные отношения как содержание воспитательного
процесса
Заключение
Список литературы
Введение
В педагогической науке
получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая
аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой,
функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного
воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь
в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу,
природе, другим людям, самому себе» (Асташова Н.А.). Основанием педагогической
аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г.
Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.
Ценность с точки зрения
педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе
которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение
представляет собой результат ценностного акта личности, который включает
субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу
оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации
выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.
Система ценностных
ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка
ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных
ориентациях воспитуемых. Современная социальная ситуация развития школьников,
студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся
кардинальной переоценкой ценностей в обществе. В связи с этим все большее значение
придается педагогическому процессу в области развития гуманистических
ценностных ориентаций воспитанников.
В качестве приоритетной
задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения
ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и
распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова Н.А.). Формирование
ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации
и интернализации. (Подробно см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Суть педагогической
аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее
социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические
характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В
самом деле, педагогические ценности — это те ее особенности, которые позволяют
не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его
социальной и профессиональной активности, направленной на достижение
гуманистических целей.
Педагогические
ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не
спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в
обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной
практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и
необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое
конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая
способы воспроизводства и развития культуры.
Широкий
диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания,
что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако
их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в
педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность
общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют
такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им
возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического
труда и его гуманистическая сущность и др.
Цель
курсовой работы: раскрыть
понятие «педагогическая ценность», рассмотреть несколько существующих
классификаций педагогических ценностей, раскрыть сущность каждой из групп.
Задачи:
1.
Провести анализ
литературы по данной теме;
2.
Дать определение
понятию «педагогическая ценность»;
3.
Выделить
несколько классификаций педагогических ценностей;
4.
Раскрыть сущность
каждой группы педагогических ценностей.
1.
Понятие о педагогических ценностях
Педагогические
ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность
и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит
опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в
области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют
синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в
педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических
образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в
процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается
их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит
показателем личностно-профессионального развития педагога (Сластенин В.А.).
Категория
ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная
с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма,
к субъективному фактору в целом.
Категория ценности применима
к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности
существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип
значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения
мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе
истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление
выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые
события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценностные характеристики
относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в
целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой
деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а
также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно,
именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль
творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией
только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание
новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже
"одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека,
раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в
сложную иерархию этого мира.
Ценность того или иного
объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает
средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей.
Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая
состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе
социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к
ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и
ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может
быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке
происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.
Рассмотренный категориальный
аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть
которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной
ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики
педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.
Педагогические, как и
любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят
от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во
многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта
зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества
часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в
силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития
культуры.
Педагогические ценности,
как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются
исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного
сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими
ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе
которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации
педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального
развития педагога.
С
изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности
трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются
изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные
и позже — на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций
приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же
восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством
личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели
его личностного роста (Сластенин В.А.).
Педагогические ценности
имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение
педагогической профессии определяется гуманистическими принципами и идеалами.
Гуманистические параметры
педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами,
позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью
и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают
стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое
самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое обобщенное
выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической
деятельности, которое является показателем гуманистической
направленности личности.
Такое отношение
характеризуется единством объективного и субъективного, в котором объективное
положение педагога является основой его избирательной направленности на
педагогические ценности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие
личности и выступающие фактором его профессиональной и социальной активности.
Социальное и профессиональное поведение педагога, следовательно, зависит от
того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, какое место
отводит им в своей жизни.
2.
Классификация педагогических ценностей
Педагогические ценности
различаются по уровню своего существования, который может стать основой их
классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые
и социальные педагогические ценности.
Социально-педагогические
ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в
различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это
совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих
деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические
ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и
направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных
институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает
относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические
ценности выступают как социально-психологические образования, в которых
отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие
характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его
ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных
ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые
компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как
социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие
основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта
система включает:
·
ценности,
связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной
среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической
деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
·
ценности,
удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми,
коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности,
обмен духовными ценностями и др.);
·
ценности,
ориентирующие нa саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития
профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие
любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
·
ценности,
позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога,
романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи
социально неблагополучным детям и др.);
·
ценности, дающие
возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения
гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска,
послужной рост и др.) (Сластенин В.А.).
Среди названных
педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального
типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности
— это ценности-цели, включающие творческий характер труда
педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством,
возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа
служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают
в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических
ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Цели педагогической
деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям,
которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии
потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации,
самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия
"личность ребенка" и "Я - профессионал" оказываются
взаимосвязанными.
Осуществляя поиск путей
реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою
профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и
других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную
политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь,
становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные
ценности, называемые ценностями-средствами. Они
формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими
технологиями, составляя основу профессионального образования педагога
(Сластенин В.А.).
Ценности-средства — это три взаимосвязанные
подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение
профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии
обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать
личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения);
действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по
своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую
аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы,
как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания (Сластенин
В.А.).
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное
и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его
субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и
варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере
удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное
отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия
педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных
отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к
профессионалу и личности (Сластенин В.А.).Здесь правомерно указать на
существование и диалектику "Я - реального", "Я -
ретроспективного", "Я - идеального", "Я - рефлексивного",
"Я - профессионального". Динамика этих образов определяет уровень
личностно-профессионального развития педагога.
Страницы: 1, 2
|
|