Педагогические ценности учителя физической культуры
Педагогические ценности учителя физической культуры
Приднестровский
государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Факультет физической культуры и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тирасполь – 2006
План
Введение
1. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути
его освоения обществом и личностью
1.1 Ценности физической культуры и
спорта
1.2 Инновационные подходы к освоению
ценностей физической культуры и спорта
2. Ценности профессионального
физкультурного образования
2.1 Изучение понятия «ценность» в теории
физкультурного образования
2.2 Педагогические ценности учителя
физкультуры
Заключение
Библиография
Введение
Сегодня
нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с
физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные
материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в
отдельности.
Не случайно
все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о
самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.
Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью,
хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.
Физическая
культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича,
является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и
биологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей,
она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется
в человеке [3]. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно
влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Исторически
физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических
потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего
поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления
систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым
фактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественно
новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием
на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального,
нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности
доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую
сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные
структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений
и доказательств.
Важным
аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека
может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.
Объект
исследования:
аксиологический компонент физкультурного образования.
Предмет
исследования: педагогические
ценности учителя физкультуры.
Цель
исследования:
раскрыть содержание аксиологического компонента в физкультурном образовании.
Задачи
исследования:
1)
проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «ценность» в
физкультурном образовании;
2)
охарактеризовать педагогические ценности учителя физической культуры.
Методы исследования. В исследовании применялись анализ и
обобщение данных специальной литературы, методы сравнения, индукции, дедукции,
контент-анализ.
1. Современный
ценностный потенциал
физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и
личностью
1.1 Ценности
физической культуры и спорта
Ценность – это понятие, которое получило
широкое распространение в социологии при изучении личности и социального
поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной
среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными
элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые
представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как
элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными
регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной
культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою
специфическую систему ценностей [7].
В этой связи,
говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного
социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и
личностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей в
личное достояние каждой личности [6].
К
общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные
знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики
оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – все
то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и
организации здорового образа жизни [I]. Особенно важно подчеркнуть значение для
общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и
престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений.
Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного
мнения – вот основные показатели, характеризующие уровень значимости
интенционных ценностей физической культуры в данном социуме.
В то же время
по данному показателю можно в значительной мере судить о степени
цивилизованности общества, развития культуры страны в целом [2].
Личностный
уровень освоения
ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области
физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью
к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими
установками, ориентацией на занятия физкультурно-спор-тивной деятельностью.
Особое
значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей
физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных
ситуациях, которые не столь ух и редки в жизни современного общества: болезни,
травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций,
когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и
способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации
функциональных, психологических и физических возможностей организма,
опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные»
внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека
[2].
Валеологические
ценности физической
культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее
ценностное содержание.
Так, к
валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные
теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для
эффективного физического развития человека, формирования его телосложения,
закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.
Интегративность
валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей
двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности,
работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние
здоровья человека.
Мобилизационные
ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность:
самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным
воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей
физической культуры.
И, наконец,
валеологические ценности физической культуры – это возможности для формирования
мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему
здоровью.
Содержание
ценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менее
следует учитывать их функциональное несовпадение. Физическая культура возникает
и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации,
а спорт – как средство и форма выявления социального признания высших
способностей человека.
Специфические
ценности спорта
обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь это
относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой
характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», утверждая
таким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В
русле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как фактора
социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял
одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим
коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и
доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.
Говоря о
ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте
опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, не
изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей,
спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают
ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя «пионерскую
функцию» познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из
самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.
При
характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое
значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право
организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других
престижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана.
Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная
со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.
Содержание
ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается
отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура
и спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют границы
своего влияния на жизнь людей. Однако структура современного ценностного
потенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам сделать первую
попытку его анализа и классификации.
1.2
Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта
В основу
современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо
заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые
педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры
в последнее десятилетие.
Рассмотрим
подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих содержательную и
педагогическую сущность физической культуры и спорта.
Физкультурное
воспитание. Целевая
направленность современных педагогических программ совершенно определенно
утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей,
учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход
в организации учебного процесса по физическому воспитанию [4].
Но
традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию,
физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и
навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном
аспекте развития индивида.
Физкультурное
воспитание
преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством
освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное
воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической
культуры личности.
Основными
показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного
человека являются следующие: забота человека о поддержании в норме усовершенствовании
своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение,
физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для
этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике
идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом
состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах
воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о
своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их
оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих
знаний, умений и навыков [8].
В таком
случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного
воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических
и социальных качеств [5]. В этой связи философским основанием
физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности
человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности
физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическим
основанием
физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации:
гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания
физкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающим
принципом физического воспитания является единство интеллектуального,
мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическим
основанием
физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание
образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных
занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание
физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое,
интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.
Сущность
социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии,
убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей
физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания
будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут
прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые,
а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной
деятельностью.
Содержание
интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса
теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и
других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием [9].
Специфическая
часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование
физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также
возможностей рационального использования физического потенциала.
Новый подход
к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных
изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой
профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов,
обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий,
обеспечивающих процесс нововведений.
Валеологическое
воспитание. В основу
валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к
формированию здорового обpaзa жизни: ознакомление детей с многообразием
традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления
здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровье
человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По
утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого
человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения.
Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или,
наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры
девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей.
Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим
показателям обществах (им-то чего не хватает!).
Решение
данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над
здоровьем, которое, как справедливо утверждают, «не купишь в аптеке».
Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как
полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал,
который закладывает природа в здоровье каждого человека.
И нет особой
надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими
упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет
представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает
широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием
личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического
потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья
человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и
эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной
мере «работает» на здоровье человека.
В связи с
этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого
становится процесс формирования физической культуры личности.
Программа
валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать
следующие приоритетные направления:
Страницы: 1, 2
|