Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой ...
Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой ...
|
Введение
|
Глава I. Педагогическая технология развития
у учащихся направленности на диалогическое общения при групповой форме
обучения на уроках физики
|
1.1 Психологические условия
развития диалогического общения в обучении.
|
1.2 Особенности организации взаимодействия
учителя с учащимися с учетом психологической проблемы
|
1.3 Анализ педагогических
технологий положенных в основу авторской технологии развития
|
1.4 Модель авторской
педагогической технологии
|
1.5 Особенности организации и
методики
|
Глава II. Научно методический анализ и
методика изучения темы “Основы электродинамики”
|
2.1Содержание и научно
методический анализ темы. Блок схема. Основные понятия и законы. Место и роль
темы в курсе физики
|
2.2 Краткая историческая справка
|
2.3 Возможности учебного
материала для формирования научного мировоззрения и мышления учащихся.
Развитие политехнических знаний и умений
|
2.4 Физический эксперимент
|
2.5 Межпредметные и
внутрипредметные связи
|
Глава III. Особенности методики изучения темы
“Основы электродинамики”
|
3.1 Особенности методики
изучения темы, трудности и способы их устранения
|
3.2 Методика формирования
понятий и законов
|
3.3 Использование компьютерных
технологий при изучении темы
|
Введение.
В настоящее время в России идет становление новой
системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное
пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в
педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы:
предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное
поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми
процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией,
творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на
индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса
становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности,
становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных
факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании
педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные
тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются
переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как
процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели
знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к
дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней
нравственно-волевой регуляции.
Актуальная
проблема моего
исследования - это проблема развития направленности на диалоговое общение при
групповой форме обучения. Занимались данной проблемой Брудный А.А., Йотов Ц.,
Леонтьев А.А., Лобанов А.А., Зимняя И.А., Харламов и другие.
Объектом исследования является образовательный
процесс выстроенный через групповую деятельность.
Предметом – выявление психолого-педагогических
условий развития у учащихся направленности на диалогическое общение.
Основные методы
исследования – это изучение и анализ психолого-педагогической и
учебно-методической литературы.
Целью работы является разработка авторской
педагогической технологии по развитию у учащихся направленности на
диалогическое общение при групповой форме обучения.
Задачи исследования:
1.
Выявлении
психологических аспектов диалогического общения;
2.
Выявлении
педагогических условий развития у учащихся направленности на диалогическое
общение;
3.
Выявление
особенностей взаимодействия учителя с учащимися при групповой деятельности;
4.
Определение
методических возможностей и сложностей темы «Основы электродинамики»;
5.
Разработке
занятий по теме с использованием составленной технологии.
В соответствии с
выше сказанным можно сформулировать следующую гипотезу: процесс развития
у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения
будет наиболее эффективным, если:
1. Общение будет
рассматриваться как процесс передачи, приема и взаимного обмена информацией;
2. В обучении
используется диалог при групповой форме обучения и ориентирующая деятельность
личности педагога направлена на взаимодействие с учащимися и учащихся между
собой.
3. В процессе
обучения при реализации классно-урочной системы обучения учитель организует
групповые формы учебной деятельности учащихся.
4. Учитывая
трудности и сложности изучаемой темы учитель методически верно выбирает методы
и средства обучения.
Моя работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В
приложении представлены схемы, разработанные уроки и их фотографии.
Глава
I. Педагогическая технология
развития у учащихся направленности на диалогическое общения при групповой форме
обучения на уроках физики.
1.1
Психологические
условия развития диалогического общения в обучении
Общение является
важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает
значительное место в общей психологии и в психологии личности.
А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов А.А. Леонтьев, Г.М. Дридзе и
другие авторы трактуют общение как одну из сторон предметной деятельности [22].
Б.Ф. Ломов пишет: «Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма
активности субъекта. Ее результат – это не преобразованный предмет, а отношения
с другим человеком, с другими людьми». В анализе субъектно-субъектных отношений
раскрываются, по мнению Б.Ф. Ломова, «не просто действия того или иного
субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их
взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие),
согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.». В отличие от предметной
деятельности, общение имеет свою собственную структуру, состоящую из
отправителя сообщения, его получателя, формы, темы (содержания), кода или языка
сообщения. Эти элементы, вместе взятые, образуют ситуацию общения, которая в
функциональном плане состоит из системы сопряженных циклов; в них выражают
точки зрения, позиции, установки, отношения партнеры по общению. [23, с.38-42].
Процесс общения является многомерным и многоуровневым, о чем
свидетельствуют разнообразные формы и разновидности коммуникаций: общение
прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, деловое и личное,
межперсональное и межгрупповое и др. [23].
Психические качества общения не только проявляются, но развиваются и
формируются, поскольку, общаясь с другими людьми, человек усваивает
общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности,
знания и способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность и
субъект деятельности. [37].
По своему назначению общение многофункционально. Б.Г. Ананьев в число
основных функций общения включал познание участниками общения друг друга;
формирование между ними межличностных отношений и функцию регуляции поступков и
поведения [1].
В.Н. Мясищев выделяет в общении три стороны – отражение, отношение и
обращение, каждая из которых выполняет
соответственно свои особые функции: познание в общении
людьми предметного мира и друг друга, формирование межличностных отношений и
воздействие людей друг на друга. [27].
В свою очередь Г.М. Андреева к числу основных функций общения относит: коммуникативную, связанную с обменом информацией; интерактивную, главное назначение которой
состоит в организации совместной деятельности, и
перцептивную функцию, с которой связано познание людьми друг друга [2].
Ю.Н. Емельянов по предмету общения выделяет
следующие его разновидности:
1)
по поводу событий, объектов внешнего мира и способов их
преобразования (общение опосредовано предметной деятельностью);
2)
по поводу самих участников общения (предметная
деятельность несколько отступает на задний план);
3)
по поводу отношений между ними (общением по поводу
общения). [12].
В общении выделяют три
взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене
информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия
между людьми; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга
партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Наиболее развитой
формой непосредственного общения личностей является диалог.
В
анализе диалога М.М. Бахтин идет от анализа слова, т.е. речевой формы общения.
Диалог определяется у него наличием не самих по себе двух или нескольких
субъектов, а двух или нескольких полноценных пониманий, несводимых одна к
другой смысловых позиций. Только в таком случаи возникают собственно
диалогические отношения. [3]
В работе
Ц. Йотова термин «диалог» закрепляется за одной из видовых модификаций понятия
«способ организации, интеграции общения», подчеркивая, что диалог относится к
одному из способов общения, с помощью которых партнёры организуют речевые
действия во время своей совместной деятельности. [14].
Я.
Яноушек, подчеркивая двухсторонний характер взаимодействия партнёров в диалоге,
обращает особое внимание на информационный обмен и отношения, складывающееся
между партерами в ходе взаимодействия. [38]
По мнению А.А.
Кучинского основным моментом в содержании диалога является образующее диалог
взаимодействие развиваемых собеседниками точек зрения. В диалоге идет
постоянная работа по выявлению его подлинной темы и присущих собеседникам точек
зрения, их развитию, соотнесению, отрицанию и т.д. [19]
Значимую роль диалог
играет в процессе обучения, поскольку он является не
только средством обучения и воспитания, но еще и полигоном для упражнения
речевой способности учащихся и условием усвоения ими законов человеческого
общения
Рассматривая педагогическим общением в процессе
обучения и воспитания А.Н. Леонтьев выделяет в нем определённые педагогические
функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, а
также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и
взаимоотношений между педагогом и учащимся.
Важнейшим
качеством педагога является социально-педагогическая терпимость, которая в
существенной мере определяет эффективность педагогического общения в целом, а
также эффективность процесса познания педагогом личности учащегося. В процессе
педагогического общения конфликтные критические ситуации зачастую создаются
именно в силу неумения педагога встать на позиции собеседника, отнестись к
иному мнению непредвзято – т.е. вследствие отсутствия терпимости как
личностного свойства.
Говоря о
критериях оптимальности педагогического общения, следует иметь в виду прежде
всего следующее:
1) его
соответствие задачам обучения;
2) его
соответствие конкретной ситуации обучения и особенностям партнеров-учащихся.[21].
Реализовать совместную
деятельность легче при групповой форме обучения. Под группой понимается
ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на
основе определенных признаков. [30]. Групповые формы обучения являются наиболее
продуктивными. Они способствуют формированию таких социально значимых качеств
личности как ответственность, коллективизм, сотрудничество, взаимопомощь и
другие. [37]
Традиционно принято считать, что учебная деятельность оказывает свое
воспитывающее воздействие только через содержание изучаемого материала, а не
через ее организацию. Главным коллективообразующим фактором в любой
педагогической системе является учебная деятельность обучаемых в формах, при
которых возможно их реальное взаимодействие и взаимообмен, т.е. диалог. Только
при этом условии возможно осуществление принципа единства обучения и воспитания
в учебном процессе. Оно идет через организацию совместной (групповой) учебной
деятельности, цель которой осознается всеми участниками учебного процесса как
единая, требующая объединения усилий всей группы и предполагающая некоторое
разделение труда в процессе деятельности на основе сложной кооперации.
Вследствие этого между учащимися образуются отношения ответственной
зависимости, а контроль и коррекция со стороны педагога сочетается с
взаимоконтролем и коррекцией между самими учащимися. [37]
При групповой форме организации учебного процесса могут решаться все типы
дидактических задач: изучение нового материала, закрепление, повторение,
применение знаний на практике. Возможно совместное решение как репродуктивных,
так и творческих задач, однако эффективность решения последних непосредственно
зависит от уровня развития группы [37].
В условиях групповой работы успешно реализуются три основные
диалектические связанные функции обучения: образовательная, воспитательная и
развивающая. Активизация познавательной деятельности учащихся при групповой
работе ведет к повышению успешности обучения, что выражается в более высоком
уровне усвоения знаний и формирования специальных и общеучебных умений и
навыков.
Правильно организованная
групповая работа предполагает руководящую роль педагога. В данном случае
взаимодействие педагога и учащихся приобретает характер более сложных
субъект-субъект-объектных отношений. Педагог воздействует на всю группу как на
обобщенного субъекта обучения, в то время как обучение отдельных членов группы
происходит другими обучаемыми.
Выделяют целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога. Целенаправленное
влияние – результат специально организованного педагогом воздействия. Оно носит
осознанный, преднамеренный, запланированный характерам. Если педагог
поведением, общением, внешним видом, манерой держаться неосознанно влияет на
учащихся, такое влияние называют нецеленаправленным, и оно носит
непреднамеренный характер.
Рассмотрим отдельные аспекты влияния личности преподавателя на учащихся,
которые определяются его ролью и функцией в обучении.
Прежде всего, педагог выступает перед учащимися как представитель науки,
которую преподает. От педагога, его подготовки и культуры в целом зависит, в
каком наборе знаний, методов анализа научных фактов, в каких связях и
отношениях она предстанет перед учащимися. Влияние личности объясняется живыми,
эмоциональными связями, умение вступать в диалог и делать его более
продолжительным.
В процессе обучения между преподавателем и учащимися могут складываться
межличностные отношения трех типов.
1.
Конъюнктивный тип – основан на контактах, сближающих
общающихся в обучении.
2.
Дизъюнктивный – основан на контактах, разделяющих
преподавателя и обучаемых.
3.
Ситуативный – основанный на явно выраженном
положительном отношении к преподавателю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|