Педагогическая система А.С. Макаренко и современность
Педагогическая система А.С. Макаренко и современность
Курсовая работа
«Педагогическая система А.С. Макаренко и
современность»
Оглавление
Введение
§ 1.Жизнь и педагогическая
система А.С. Макаренко
§2.Современные воспитательные
колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений
подростков и педагогов
Заключение
Список литературы
Введение
В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог
столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и
оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.
С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят
его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.
В течение восьми лет напряженного
педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического
воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное
учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и
гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.
В своей работе он стремился
осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с
родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения
их интересов, пытался ввести труд в школе.
Сегодня в России около тысячи школ
макаренковского типа (например, агрошкола-интернат в г. Сыктывкар, Республика
Коми, директор Католиков Александр Александрович). Они полностью обеспечивают
себя, продавая собственные товары - выпечку, сувениры, швейные изделия и даже
мебель. Общество признает: детские дома и интернаты не справляются со своими
задачами (выпускники совершенно не приспособлены к жизни). Не достигает цели перевоспитания
и большинство колоний для несовершеннолетних - велик процент рецидивов. Самое
бы время сейчас воспользоваться опытом, системой Макаренко. Но, к сожалению,
она почти забыта.
В последнее время постоянно
подчёркивается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается всё
большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное
омоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер применяемой в качестве
наказания подростка за совершение преступления является лишение его свободы.
Подростки, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются
в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно
статистическим данным многие из отбывших наказание (около 2\3) повторно
совершают преступление. Это обстоятельство подчёркивает актуальность моей
работы.
Жизнь
и деятельность А. С. Макаренко изучали: Т. Г. Кроль (Макаренко А.С. Биография, А.А.
Фролов («Воспитательная педагогика А.С. Макаренко»), Слободчиков В.И. (Педагогика
А.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие ХХ века), Кумарин В.В. (Технология
А.С. Макаренко и перестройка школы// Взаимодействие педагогического и
ученического коллективов), Малинин В.И. (К дискуссии о наследии А.С.
Макаренко), Гмурман В.Е. (Научное наследие А.С. Макаренко и задачи
педагогического образования).
Проблемы воспитания
несовершеннолетних правонарушителей и девиантного поведения подростков изучали:
Бубличенко В. Н, Л.И. Беляева, Е.М. Данилин, А.Л. Лихтарникова, А.А. Сукало,
Е.Н. Чеснокова и другие); теории структуры взаимодействия в педагогическом
процессе в условиях ВК через построение гуманистических субъектных отношений
воспитателя и воспитанника (Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.Л. Лихтарников
А.В. Мудрик, Н.Ф. Радионова, С.А. Расчётина, А.А. Сукало, Е.Н. Чеснокова);
концепции самореализации личности в условиях колонии для несовершеннолетних
(Л.И. Беляева, Е.М. Данилин, А.Л. Лихтарникова, А.А. Сукало). Объект: воспитательная
работа в колониях по А.С. Макаренко и в современности.
Предмет:
педагогическая система Макаренко и современность.
Цель:
изучить педагогическую систему Макаренко и современную систему взаимоотношений
подростков и педагогов в колонии.
Задачи:
1.
Ознакомиться
с биографией Макаренко.
2.
Изучить
педагогическую систему Макаренко.
3.
Рассмотреть
современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
4.
Выяснить
сущность системы взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытых
учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
§
1. Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович родился 1(13) марта
1888г. г. Белополье, в Харьковской губернии, на Украине, в потомственной
рабочей семье. На следующий день был крещён. Родился он недоношенным (мать
несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь). Антон долго болел,
ходить стал лишь в полтора года. Лет восемь был очень болезненным и слабым. Но
к взрослым годам окреп.
Отец Антона Семён Григорьевич
родился в Харькове. Там говорили на русском языке, и он говорил так же.
Формально не получивший никакого образования (рано осиротев, он уже мальчиком
вынужден был работать маляром в мастерской) выучился читать, свободно писал.
Умел рисовать. Позже выписывал журнал “Нива”, читал Достоевского. Семье
Макаренко жилось трудно. Отец трудился в мастерских с зари до самого вечера, но
заработки были скудными. Маленький Антон с детства усвоил твердое правило:
человек должен трудиться. Отец всегда был примером для сына.
Мать Антона Татьяна Михайловна. В
девичестве Дергачёва, Её мать из обедневшего дворянского рода. Отец служил
мелким чиновником в Крюковском интендантстве, имел большой дом, пятерых детей. У
Татьяны Михайловны было много энергии, силы, подлинного мужества. Занималась
домашним хозяйством. Она была талантливой женщиной, до глубокой старости сохранила
блестящую память, обладала прекрасным даром рассказчицы и тонким юмором. В доме
Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг
о друге.
Антон в 1895году поступил учиться
сначала в Белопольскую школу, а затем, в 1901 в Кременчугское четырёхклассное
училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь
среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора».
На уроках учителя словесности
Г.П.Каминского Антон «впервые узнал прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полку
Игореве». Он с упоением читал русскую классику, особенно Гоголя и Достоевского.
В документе об окончании училища у
Антона стояли только пятёрки. Но сверстники во дворе над ним жестоко
издевались, часто избивали. Отличников и слабеньких не любили. Случалось, что
за Антона заступалась соседская девочка...
Вопрос о будущей профессии для
Антона был трудным.
По здоровью он не мог заниматься
физическим трудом. Но, к счастью, открылись одногодичные педагогические курсы.
Проучившись ещё год, в августе 1905г. Макаренко получил свидетельство «…на
звание учителя начальных училищ, с правом преподавания в сельских двухклассных
училищах Министерства народного просвещения и обучения церковному пению».
Новый учитель - Антон Семёнович
Макаренко стал работать в сентябре 1905 года в двухклассном железнодорожном
училище небольшого посада Крюков.
Ученики Макаренко - дети
железнодорожников, мастеровых сначала немного дичились своего нового
наставника. Но как-то незаметно для них самих вышло так, что всё чаще и чаще им
хотелось задержаться около молодого учителя, послушать, о чём рассказывает
Антон Семёнович, какую книжку советует почитать, а то и поиграть с ним в
снежки, городки и другие весёлые игры, до которых учитель оказался большим
охотником.
Антон Семёнович искренне,
по-настоящему любил детей. Его живо интересовали ребячьи дела и заботы, он мог
помочь в беде, дать совет, развеселить шуткой, он был с ними и в минуту отдыха.
Однако, успешно проработав 6 лет в
Крюковском железнодорожном училище, ему пришлось искать другое место работы и
приступить к работе учителя в железнодорожном училище на станции Долинская.
Небольшая школа на станции Долинская была создана для детей железнодорожников,
многие ученики жили в интернате при школе «в приютском стиле». Были там и
сироты.
Это давало возможность Антону
Семёновичу, работавшему учителем и воспитателем («надзирателем» - как
официально именовалась его должность), «значительную часть времени проводить со
своими воспитанниками». Жил Антон в небольшой комнатёнке при училище.
В небольшой библиотеке учителя
рядом с томиками Пушкина, Лермонтова, Некрасова были и тоненькие книжки,
волновавшие своей смелостью, новизной мысли, книги Максима Горького. Вера в
человека, в богатство его духовных возможностей, в необходимость больших перемен
для полного счастья людей наполняла рассказы и стихи молодого Горького. Макаренко
зачитывался Горьким, считал его своим любимым писателем, своим учителем. (3, стр.4-10).
Позже между Горьким и Макаренко завязалась переписка. 8 июля 1925 году Горькому
в Италию было отправлено письмо, в котором колонисты рассказывали о своей
жизни, о своих делах, просили горького ответить им. Вскоре горьковцы читали
ответ Алексея Максимовича. Так завязалась дружба, (заканчивая одно из писем,
Алексей Максимович писал: «Крепко жму 350 ваших лап»).(3, стр.40) Через три
года 8 июля 1928 года Горький посетил колонию и все три недолгих дня не
расставался с колонистами. (3, стр.44).
В 1914 году Макаренко, имея уже
10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в
Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью.
В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего
начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической
деятельности. В 1920 году Полтавский Губернский отдел народного образования
поручил А.С. Макаренко организовывать вблизи Полтавы колонию для
несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в
очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось
иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым,
недисциплинированные, не привыкшие к труду.
В течение 3-6 лет он создал
образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького»; число
ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась
в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280- крайне запущенных детей. Антон
Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой
коллектив, воспитать их силами колонистов.
С июня 1927 года Макаренко
участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в
поселке Новый Харьков, совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени
Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение
нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуны имени
Дзержинского.
В 1935 году А.С. Макаренко оставил
работу в коммуне Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной
частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в
Москве, целиком занялся по совету А.М. Горького литературной деятельностью –
обобщением педагогической деятельности в колонии имени Горького и коммуне имени
Дзержинского.
В 1933-1935 годах была напечатана
«Педагогическая поэма», в 1937 голу появилась в печати «Книга для родителей» -
художественно- педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного
воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно произведение Макаренко,
изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, - «Флаги на башнях».
Одновременно, в 1933-1939 годах,
Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных
журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей,
которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К
Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто
выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал
достижения молодой советской педагогики. Ряд его лекций для родителей
неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. (4, стр.
392-394).
1 апреля 1939г Антон Семенович из поселка
Голицино, под Москвой, поехал со сценарием для студии «Союздетфильм» в Москву.
В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько мгновений Макаренко скончался.
Врачи констатировали внезапную смерть от сердечного приступа. (3, стр. 84).
Педагогическая система А.С.
Макаренко основана на взаимосвязанных принципах: воспитание в труде, воспитание
в коллективе и через коллектив, гуманизм.
Необходимым
фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд, от
которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды,
развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть
возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно,
чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. В «Лекциях о
воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе
представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен
быть одним из самых основных элементов».
Макаренко
правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от
природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным,
сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней
возможностей.
Трудовая
деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко
учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии
имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для
нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного
труда воспитанников в кустарных мастерских.
Своей высшей
формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где
воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на
производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.
В процессе
трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение
ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям
производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание
ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на
другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время
овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению
производством.(4, стр. 398).
Относительно разговоров о якобы
военизированном характере воспитания колонистов можно с уверенностью сказать,
что это был просто антураж, привлекательный для подростков того времени. А
"железная" дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении,
поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Под влиянием Гербарта
сложилось ограниченное понимание дисциплины – только как дисциплины послушания.
Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование
активной дисциплины, или «дисциплины борьбы и преодоления». Он говорил, что
дисциплинированным человеком можно называть такого, который всегда, при всяких
условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и
найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря какие бы
то не было трудности и неприятности» Дисциплина в понимании Макаренко – это не
только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не
только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.
В воспитании дисциплины Макаренко, отвергая
неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории
«свободного воспитания», будто «наказанием можно воспитать раба», указывал,
что, применяя наказание, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого
человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все
дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно,
недопустимы. В отношении прочих наказаний, Макаренко требовал, чтобы они были
продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели
индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частными,
пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание
собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Ни
одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое -
бойкот - применялось крайне редко. Макаренко тесно связывал вопрос о дисциплине
с воспитанием чувства долга, чести, воли, твердого характера. Он считал, что
волю, мужество, целеустремленность нельзя воспитывать без специальных
упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников и выносливости и
выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить
неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не
хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.
Дисциплина особенно развивается и
крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина – это лицо
коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его
убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете, принимает форму
дисциплины». (4, стр. 399-400)
Формирование коллектива:
Чтобы стать коллективом, группа
должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.
Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия - становление
коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает,
прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося
организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую
социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются
содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.
Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия
считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив,
воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Страницы: 1, 2, 3
|
|