Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии
Педагогическая практика студентов по педагогике и психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
Допущено Южным Отделением РАО в качестве учебного
пособия для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
1.1.
Конструктивные умения.
1.2.
Коммуникативные умения.
1.3.
Организаторские умения.
1.4.
Исследовательские
умения.
Функции методиста по педагогике и психологии.
II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ.
2.1. Ознакомление
с учебно-воспитательной работой школы.
2.2.
Изучение.
2.3.
Воспитательная работа в классе в качестве помощника
классного руководителя.
2.4.
Выполнение методической и исследовательской работы.
III. СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТАМ НА ПЕРИОД
ПЕДПРАКТИКИ.
3.1. Задания для собеседования.
3.2. Отчетная документация.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ И
ПСИХОЛОГИИ.
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ
5.1. Схема
психолого-педагогического анализа урока.
5.2. Схема
психолого-педагогической характеристики личности ученика.
5.3. Схема
психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
5.4. Структура
плана воспитательной работы классного руководителя.
5.5. Примерная
тематика и формы организации внеклассных воспитательных мероприятий.
5.6. Структура
плана-конспекта зачетного воспитательного мероприятия.
5.7. Примерная
схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия и его
оценка.
5.8. Примерный
план-конспект урока биологии в 11 классе с решением воспитательных задач.
5.9. Примеры
педагогических ситуаций, возникающих на уроке или вне его и рекомендации к их
анализу.
5.10.
Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.11.
Рекомендации по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение.
5.12. Типичные
ошибки студента-практиканта.
5.13.
Рекомендации по самоконтролю и самоанализу педагогической деятельности.
5.14. Карточка
учета сформированности профессионально-значимых качеств личности студента.
5.15. Обсуждаем
итоги педагогической практики.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Разработанное авторским
коллективом учебное пособие включает программу и методические рекомендации по
организации и проведению педагогической практики студентов 5 курса, получающих
дополнительную квалификацию «Преподаватель». В функциональном отношении пособие
выполняет роль связующего звена между теоретическим обучением в вузе и будущей
самостоятельной работой студентов в школе.
В работе представлены требования
к организации деятельности преподавателя психолого-педагогических дисциплин и
студентов.
Содержание программы,
методические рекомендации призваны обеспечить качественную подготовку будущего
преподавателя к творческому выполнению основных профессионально-педагогических
функций педагога-воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе.
Программный материал дает будущему преподавателю целостное представление о
профессиональной деятельности по формированию психолого-педагогических свойств
личности.
Представленные программа,
задания и методические рекомендации отвечают государственному образовательному
стандарту и позволяют сформировать у будущих преподавателей комплекс
психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных,
организаторских, исследовательских.
Содержание
психолого-педагогической практики по психолого-педагогическому блоку строится с
учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный
характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы;
изучение личности и коллектива; воспитательную работу в классе в качестве
помощника классного руководителя; выполнение методической и исследовательской
работы.
В пособии научно обоснована
система заданий студентам-практикантам, отработаны критерии оценки.
Проектируемая система
профессионально- педагогической деятельности предполагает достижение главного
результата – формирования профессиональной компетентности будущих
преподавателей. Достижение данной цели обеспечивается выполнением
студентом-практикантом комплекса научно обоснованных рекомендаций по
психолого-педагогическому анализу урока, составлению психолого-педагогической
характеристики личности и коллектива, подготовке внеклассных воспитательных
дел, анализу педагогических ситуаций, работе с педагогически запущенными
(педагогически непонятными) детьми, воспитательной работе с родителями,
овладению диагностическими методиками (самоанализа, самооценки, саморегуляции,
самоконтроля) и др.
Педагогическая практика
студентов выпускного – V курса Ставропольского
государственного университета по дополнительной квалификации «Преподаватель»
является одной из ведущих форм профессиональной подготовки. Она проводится в
течение 10 недель, с отрывом от учебных занятий в образовательных учреждениях
г.Ставрополя и Ставропольского края.
Педагогическая практика
студентов V курса призвана обеспечить
качественную подготовку будущего преподавателя к самостоятельному и творческому
выполнению основных профессионально-педагогических функций педагога –
воспитателя в реальном учебно-воспитательном процессе. Формирование
психолого-педагогических свойств личности дипломированного специалиста
обусловлено основными требованиями государственного и федерального компонентов
к обязательному минимуму задач содержания и уровню их подготовки.
Основной целью
педагогической практики студентов выпускного курса является формирование
целостного представления о профессиональной деятельности преподавателя,
понимаемой не в узких рамках преподаваемого предмета, а во всей полноте
педагогической профессии и его готовности к выполнению как
образовательно-воспитательных функций, так и совершенствованию
психолого-педагогических.
В этой связи,
психолого-педагогическими задачами педагогической практики являются:
-
расширение
профессиональной эрудиции, закрепление, углубление психолого-педагогических
знаний, умение и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение опыта
самостоятельного применения учебно-воспитательной деятельности;
-
формирование
творческого мышления, индивидуального стиля в методах профессиональной
деятельности и обучении, исследовательского подхода к ней;
-
развитие
потребностей в педагогическом самообразовании и систематическом
самоусовершенствовании;
-
изучение
современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах
образовательных учреждений, передового и нетрадиционного опыта;
-
внедрение
в учебно-воспитательный процесс интегративных знаний по педагогике, психологии
и частным методикам;
-
осознание
и принятие психологии и педагогики как учебных дисциплин, наук о творчестве и
искусстве, возможности создания авторской педагогики.
При разработке данной
программы и методических рекомендаций по психолого-педагогическому блоку авторы
опирались на основополагающие государственные стандарты, Программу высшего
образования, Проект национальной доктрины РФ, Программу развития и воспитания в
РФ на 1999 – 2001 год, Концепцию воспитания СГУ.
Данное пособие направлено
на оказание психолого-педагогической помощи студенту практиканту и включает
следующие разделы: основные требования к организации педагогической практики;
комплекс формируемых у студентов педагогических умений, функций
методиста-руководителя; содержание, формы и методы работы; систему заданий,
критерии оценки педагогической практики; методические рекомендации для самостоятельной
работы в процессе педагогической практики; подготовки отчетной документации.
Материалы, накопленные студентами в
ходе педагогической практики, могут служить основой (опытно- экспериментальной
базой) для подготовки выпускной квалификационной работы.
I. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
В современных условиях
гуманизации учебно-воспитательного процесса основные требования к организации
педагогической практики основаны на следующих принципах:
-
единство
обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
-
личностно-ориентированный
подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого
ребенка, ее высшей социальной ценности);
-
природосообразность
воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств учащихся,
учет возрастных особенностей; соответствие воспитания природе ребенка и
закономерностям развития окружающей природы);
-
культуросообразность
и этническое своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями
(опора на национальные ценности, принципы, обычаи, традиции, культуру);
-
гуманизации
межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и учащимися,
терпимость к мнению других, доброта и внимание);
-
принципы
сотрудничества (создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия,
соревновательности, диалогичность общения);
-
гуманизация
образования и воспитания (приобщение личности к мировой культуре, научных,
философских и религиозных картин мироздания, сущности, назначения и смысле
жизни человека; формирование личности, ее свободы; умения выражать и
обосновывать свою позицию);
-
дифференциация
и индивидуализация учебно-воспитательного процесса (отбор содержания, форм и
методов воспитания с учетом своеобразия учащихся, их склонностей, интересов,
способностей, личностных и профессиональных качеств учителей, родителей,
условий семьи, социума; создание оптимальных условий для реализации
потенциальных возможностей каждого ученика в процессе социализации);
-
средовой
подход в обучении и воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем
ближайшего окружения – семьи, учреждения дополнительного образования;
привлечение к работе с учащимися учреждений науки, культуры, спорта,
здравоохранения, священнослужителей, средств массовой информации);
-
эстетизация
среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида,
культура взаимоотношений и общения);
-
рациональность
и оптимальность организации педагогического воздействия, основанные на
преемственности содержания, форм, методов и требований к учащимся и
способствующие сохранению и укреплению его здоровья, физическому, духовному и
умственному развитию, обеспечивающее его психологическую комфортность и
защищенность, развитие его индивидуальности и неповторимости, расширение
степени свободы).
Многие студенты-практиканты
готовятся работать преподавателями в условиях сельской школы. Такие студенты, в
период педагогической практики, знакомятся с работой сельской школы,
особенностями ее учебно-воспитательной работы в соответствии со спецификой
конкретной школы или образовательного учреждения, но руководствуясь настоящей
программой и методическими рекомендациями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
В процессе педагогической практики,
кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс
психолого-педагогических умений.
1.
Конструктивные умения:
-
определять конкретные учебно-воспитательные задачи
с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей
учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
-
наблюдать,
анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических,
психологических аспектах;
-
обоснованно
выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять
уровень воспитанности и развития учащихся;
-
осваивать
основные формы внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа
школ, гимназий, лицеев;
-
проводить
разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и
потребностей учащихся;
-
осуществлять
коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе,
кружке, клубном объединении по интересам и др.;
-
изучать
функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя ГПД;
-
проводить
индивидуальную работу с учащимися и их родителями;
-
осуществлять
самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;
-
обоснованно
отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы
организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять
причины несоответствия результатам;
-
составлять
конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ
педагогической деятельности.
2.
Коммуникативные умения:
-
использовать
разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями,
коллегами в различных жизненных ситуациях;
-
строить
деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании
учащихся;
-
развивать
чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам;
-
формировать
и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства;
-
развить
способность к педагогической рефлексии;
-
уметь
строить гуманные отношения с детьми;
-
уметь
выражать и обосновывать свою позицию;
-
уметь
охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и
общества;
-
уметь
мотивировать поведение и деятельность;
-
владеть
эмоциями и чувствами;
-
уметь
строить межличностные отношения, больших и малых групп.
3.
Организаторские умения:
-
организовать и провести конкретное внеурочное,
внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|