Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Государственное образовательное учреждение Омской
области
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области»
Кафедра воспитания и дополнительного образования
Педагогическая поддержка ребенка, находящегося в
трудной жизненной ситуации.
Выполнила: Емченко О.И.
социальный педагог
МОУ «Харламовская СОШ»
Таврический район
Омской области
Руководитель: Гундырева Н.Л.
к.п.н.
старший преподаватель
кафедры воспитания и
дополнительного образования
Омск 2006г.
Введение
I. Педагогическая
поддержка как одна из стратегий воспитания
1.1. Политика
государства о необходимости педагогической поддержки…………………………………………………………………6-12стр.
1.2. Трудная
жизненная ситуация как область педагогической поддержки…………………………..………………………………….12-15стр.
II.
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки в социально- педагогической деятельности …………..……………………………………………………………….
15-23тр.
Литература
…………...………………………………………………… 24стр.
Введение
В
современный период развития общества приходится констатировать небывалый
динамизм всей социальной жизни, для которого характерны, с одной стороны, интегративные
процессы ( развитие технико- технологических систем, информационно-
коммуникативных средств и т.д.), сближение людей, а с другой – наблюдается
изоляция, автономизация человека.
Проблемы,
стоящие перед человеком, напряженность жизни, высокая степень динамичности
требуют как повышения активности, так и инициативы, самостоятельности,
ответственности.
В
связи с этим современная социальная ситуация выдвинула на передний план
компонент осмысления жизни как таковой и осмысления вечных проблем жизни,
стоящих перед каждым новым поколением и перед каждым отдельным человеком и
требующих индивидуального решения вне зависимости от решения, произведенного
общечеловеческой мыслью, отраженной в аккумуляторах культуры.
Сегодня
в условиях сложного этапа социального развития, распада семейного воспитания
возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. Изменяется парадигма
взаимоотношений педагога с детьми : вместо «ученик- учитель », рождается парадигма
«человек- человек».
Педагогическая поддержка – процесс
совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей,
возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить
человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в
обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Выбор
темы определяется необходимостью оказания помощи школьнику в затруднительной
ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные
проблемы и справляться с повседневными трудностями, и такую помощь может и
должен оказать в первую очередь социальный педагог.
Цель исследования – Выявить
наиболее эффективные в социально- педагогической деятельности приемы и способы
педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1.
Обоснование выбора темы исследования.
2.
Изучение научной, педагогической,
психологической литературы по теме «Педагогическая поддержка ребенка,
находящегося в трудной жизненной ситуации ».
3.
Систематизация и отбор в социально- педагогической деятельности приемов и
способов педагогической поддержки ребенка, находящегося в трудной жизненной
ситуации.
I. Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В
последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается
достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в
психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания.
Психолого-
педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах
Б.Г.Ананьева, О.А.Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И.Божович, И.А.Зимней,
И.А.Малашихиной,С.Л.Рубинштейна и др. Общие вопросы становления и развития
социально- педагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах
А.И.Акуловой, Н.Е.Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой,
В.Н.Гурова, И.Н. Закатовой, П.А.Шептенко и др.
Проблемы
психолого- педагогической поддержки в процессе воспитания и формирования
личности ребенка, в том числе и детей- сирот, раскрыты в исследованиях
О.С.Газмана, А.В.Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я.Олифиренко, Л.К.Сидоровой и др.
Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С.Газманом в 1995 году.
В
конце 80-х годов О.С.Газман проводит анализ ситуации, складывающейся в
воспитании в переходный период, и выдвигает ряд идей относительно базовой культуры
личности. Он доказывал, что есть такие основания, которые остаются неизменными,
независимыми от социальной и политической конъюктуры. Эти основания в первую
очередь связаны со способностью личности самоопределяются в любой ситуации
жизнедеятельности. Причем О.С. Газман не отождествляет самоопределение с
адаптацией.
В
то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и
безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед
подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный
период самоопределения.
Вместе
с тем, анализ литературы подтверждает, что эта проблема еще недостаточно
изучена.
1.1. Социальная политика государства о необходимости
педагогической поддержки.
А
какова же политика государства и общества в области воспитания ?
В
условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы
функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных
процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная
и социальная жизнедеятельность).
В
современном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественных
формаций, утверждаются следующие тенденции:
-
становление социального образования и социального воспитания;
-
расширение круга социальных институтов воспитания (школа, общественные
объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; церковь;
политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры
и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры;
фонды и различные специализированные службы);
-
повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния на
учащегося ;
-
все более широкое использование в практике средового подхода к построению воспитательных
систем и пространств общеобразовательных школ;
-
увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых для
них специальностей: социальных педагогов, педагогов- психологов, социологов и
т.д.
Эти
и другие обстоятельства являются отражением утверждения социально-
педагогической парадигмы воспитания.
Базовыми
идеями развития воспитания в рамках социально- педагогической парадигмы
являются: идея социально- педагогической солидарности, идея социального
партнерства; идея межсекторного взаимодействия, идея проектирования и
построения педагогически целесообразных отношений в социуме и некоторые другие,
которые специфически проявляются в функционировании современных образовательных
учреждений.
В
связи с утверждением этих идей ученые и практики все чаще ставят вопрос о
включении в понятие «воспитание »таких сторон взаимодействия воспитателя и
воспитанника, которые ранее почти не рассматривались. Речь идет о педагогической
и социально- педагогической помощи ему в решении повседневных проблем.
Содержание
и технология названных видов деятельности в настоящее время активно
разрабатываются и применяются в практике работы социального педагога.
Социально-
педагогическая парадигма начинает учитываться при выработке политики
государства и общества в области воспитания. Несмотря на отсутствие в
словарно- справочной литературе и нормативных документах определений термина
«политика в области воспитания», социально- педагогическая практика диктует
поиск ответов на вопросы о ее содержании и задачах, специфике и способах
реализации применительно к различным социальным институтам и на других уровнях ее
реализации как в историко – педагогическом ракурсе, так и в современных
условиях.
Содержание
социальной политики в области воспитания детей проявляется в комплексе
практических мер по реализации ее основных направлений. Оно отражено в целом
ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об
образовании», основных направлениях социально- экономической политики
Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2003- 2005гг.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации,
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.,
федеральных целевых программах «Молодежь России »(2001- 2005 гг.), «Дети
России» (2003-2006гг.) и других документах.
Государственная
социальная политика в области воспитания детей представляет собой
систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов по
осуществлению крупномасштабных задач развития и совершенствования специфической
части социальной сферы общества, связанной с интересами и жизнедеятельностью
детей и направленной на реализацию основных прав и законных интересов ребенка в
Российской Федерации, формирование у подрастающего поколения качеств
гражданина- патриота на основе комплекса мер непосредственного и
опосредованного воспитательного воздействия ( А.К. Быков).
Государственная
социальная политика в области воспитания детей имеет целью создание реальных
предпосылок для стабилизации и обеспечения положительной динамики в реализации
прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное
и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации
и международными обязательствами.
Ведущими
задачами государственной социальной политики в области воспитания детей
выступают: соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение
их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей,
а также восстановление их прав в случае нарушений; обеспечение благоприятных
нормативных, экономических и иных условий для духовно- нравственного,
физического, интеллектуального и психического развития детей,воспитания
патриотизма и гражданственности, а также самореализации личности в социуме.
К
основным принципам функционирования государственной социальной политики в
области воспитания детей относятся принципы: системности; планомерности,
комплексного сочетания мер непосредственного и опосредованного воспитательного
воздействия; адресности мер социальной поддержки групп детей; приоритетности
реализации международных обязательств в области защиты прав детей; социальной
справедливости; единства экономической, научной и правовой базы осуществления социальной
политики в области воспитания детей; правовой регламентированности практических
мер и др.
Вместе
с тем государственная социальная политика в области воспитания детей
реализуется посредством определенной стратегии воспитания (И.А.Зимняя). Естественно,
что невозможно выделить единственную и действенную во всех условиях стратегию
воспитания учащихся общеобразовательных школ. Чаще всего под стратегией воспитания
понимают комплекс мер, реализация которых обеспечивает единое направление
воспитательных воздействий, оказываемых субъектами воспитания и социальной
средой в целом и на каждого человека. В современных условиях развития страны,
которые характеризуются высокой степенью неопределенности и противоречивостью,
разработка и уточнение стратегии воспитания становятся важной политической и
социально- педагогической задачей.
Учитывая
упрочение социально- педагогической парадигмы как методологической основы при
рассмотрении различных сторон общественного развития, включая область
образования, будет правомерным определить общую стратегию воспитания как
социально- педагогическую стратегию.
Данная
стратегия воспитания учитывает личностные и средовые факторы воспитания;
предусматривает
позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и
воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;
-
объединяет в себе (в качестве «реализаторов » стратегии ) педагогические кадры
всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических
институтов;
-
соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и
гармонизации ;
-
предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на
совокупность его отношений, на его социум ;
-
переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с динамично
меняющейся социальной средой;
-
органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его
развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.
Суть
социально- педагогической стратегии воспитания заключается в комплексировании
воспитательных воздействий на человека и среду его обитания; в придании этим
воздействиям непротиворечивого характера и позитивной направленности; в
создании необходимых условий, обеспечивающих гуманистическое содержание
процесса развития личности учащегося и совершенствования в этом направлении
социальной среды.
Главная
идея общей социально- педагогической стратегии воспитания заключается в
гармонизации взаимодействия воспитанника с социальной средой.
1.
Стратегия социального развития личности.
Ее суть заключается в том, что ребенок в процессе своей жизнедеятельности
развивается не только физически, психически, но и социально; причем все виды
его развития проявляются в его социальном взаимодействии, во взаимодействии с
социумом в узком смысле слова, а в широком – с обществом в целом. качество
этого взаимодействия (гармоничное или дисгармоничное ) и есть результат
воспитания. Социальное развитие обусловлено процессами социального становления
; социального закаливания(М.И.Рожков); формирования или восстановления
жизненных сил (С.И.Григорьев); социального формирования и т.д.социальное
развитие означает динамические изменения в социальном статусе и социальной роли
человека, в его личной и социальной жизнедеятельности. Применительно к школе
оно обеспечивает взаимосвязь жизнедеятельности ученика с различными социальными
институтами, сферами государства и общества.
2.
Стратегия формирования педагогически
целесообразной социальной среды обитания ребенка, гармоничных
социальных взаимоотношений в ней. Ребенок живет не только в рамках
воспитательного пространства. Он включен в социум, в котором проявляют себя не
только управляемые факторы, но и неуправляемые, стихийно и хаотично действующие
на его личность. Формирование воспитательного пространства школы весьма важно
как часть реализации данной стратегии, но не может сводиться к ней в силу двух
обстоятельств. С одной стороны, воспитательное пространство школы является все
же частью общей социальной среды и реализуется, прежде всего на уровне
учреждения. С другой стороны, ученик, завершивший обучение в школе, имеющей
даже идеальное воспитательное пространство, выходя во «взрослую» жизнь,
сталкивается с тем самым социумом, который реально противостоит этому самому
воспитательному пространству. После окончания школы молодой человек попадает в
совершенно иные социальные взаимоотношения, что существенно затрудняет его
социальную самореализацию.
3.
Стратегия социально- педагогического
сопровождения личности. Она обусловлена категорией
«взаимодействие», а учитывая социальность проблемы, - категорией «социальное
взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или
опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором
взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.
Социально-педагогическое
сопровождение взрослым ребенка представляет собой циклическое непосредственное
и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью
гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом
в определенном пространстве и во времени.
Страницы: 1, 2
|