Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Содержание
Введение
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного
воспитания М.Монтессори
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки
детской природы в системе М. Монтессори
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
2.3 Педагогические принципы М. Монтессори
2.4 Общая характеристика содержания и средств обучения в
системе М. Монтессори
2.5 Особенности использования дидактического материала в
системе М. Монтессори
Глава III Влияние системы М. Монтессори на развитие
образования в мире
3.1 Оценка педагогических идей М. Монтессори её
современниками
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Заключение
Библиография
Введение
Пользующаяся мировым признанием и получившая
широкое распространение система М. Монтессори - замечательный пример
эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного
гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в
Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв.
Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870-1952) -
психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого
ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей
приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только
педагогической. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков
мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют
и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее
структуру в целом. Но главное - это отсутствие равнодушия, она не покрывается
архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными
педагогическими системами. Обаятельная, как детство, педагогика Монтессори,
ворвавшись в XX в. "негаданным метеоритом среди рассчитанных светил",
продолжает собственный путь, вовлекая в свой шлейф все большее количество
стран, учителей, детей. Это происходит потому, что такого органического сплава
различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и
искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую
антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим
инструментарием, в мировом опыте еще не было. В результате многолетней
напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему,
которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное,
школьное, семейное воспитание.
Тема "Педагогическая деятельность и
педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так
как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре
своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы
потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как
регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на
личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной
и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.
Цель: раскрыть особенности педагогической
деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори
Предмет: Педагогическая деятельность М.
Монтессори
Объект: педагогическая деятельность и
педагогические взгляды Марии Монтессори
Задачи:
1.Рассмотреть жизнь и педагогическая деятельность
М. Монтессори.
2.Раскрыть теоретические основы педагогики М.
Монтессори.
3.Выявить влияние системы М. Монтессори на
развитие образования в мире.
Теоретическая значимость. Имманентность базовых ценностей, таких как: права
каждого ребенка быть субъектом обучения, способным противостоять произволу
учителя; факта, что в образовании велика роль личностного компонента, его
содержание создается индивидуально каждым человеком; важности опоры на базовые
основы (современное состояние науки и культуры), а не на идеологизированные
схемы, что предоставляет ребенку возможности для свободного открытия мира;
необходимости осуществлять в образовательном процессе гармоничное сочетание
знаний и нравственности, тем самым готовя ребенка к взаимопомощи и
сотрудничеству с другими людьми, для российской системы образования создает
предпосылки для аксиологической адаптации педагогической системы М. Монтессори,
но поднимает вопрос о наличии психологического и методико-дидактического
механизма реализации этих ценностей в реальном образовательном пространстве
России.
Практическая
значимость: данная
работа может оказать помощь родителям и педагогам в организации
учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, по приобретению
знаний и воспитанию нравственности, а также подготовке ребенка к взаимопомощи и
сотрудничеству с другими людьми.
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М.
Монтессори
31
августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье
высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде
Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.
Ее
отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из
стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве
Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего ребенка
все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение,
а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению
женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены
даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей
дисциплиниpованностью. Особую стаpательность она пpоявила в математике. Из
воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театp Маpия бpала с собой
учебник и pешала в полутемноте задачки, радуясь найденному неоpдинаpному
pешению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам
женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была
пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает все от
нее зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.
Она
все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный
выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была
пpивелегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды -
она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской
клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с
детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих
детей впеpед, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети
ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло
побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не
способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в
мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей
как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой
будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных
достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в
цивилизацию в дошкольном возpасте.
Погpузившись
в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи
изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа.
Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема
педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и
клиниках, а в детских садах и школах [5, c. 3].
Монтессоpи
начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала
антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые
фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка.
В
1898 году у Монтессоpи pодился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к
замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее
пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.
В
1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила
ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с
ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три
месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала
результаты увиденного ошеломляющими.
В
1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете
и проводит антропологические исследования. Она работает с дидактическими
материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою
методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения
у дошкольников стало настоящей сенсацией. Паpаллельно изучает педагогику для
умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя
пpиходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Она много pаботает с
дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует
pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее
заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей
революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми
детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику
pазвития здоpового pебенка.
6
января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа
в котором была построена по принципам Монтессори. Его обитателями становятся 50
ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. С
заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный
материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет
занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними.
Она разрабатывает свои материалы [1, c. 6-7].
Мария
Монтессори заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с
удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих
занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное
поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг.
В
1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори
проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем
обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по
всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые
читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая
педагогика").
С
1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по
Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны,
Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия
Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.
В
1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели
на 20 языков мира.
В
1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали
не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также
Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая
поездка М. Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий
бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.
В
этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной
педагогики" Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в
Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад.
В
1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с
блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе
за стеклом, который создали по ее проекту выставочном павильоне [10, c.
212-214].
Монтессори-движение
растет и развивается по всему миру.
В
1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори
Ассоциацию (AMI - Association Montessori-International), создает специальный
колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не
интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного
развития и воспитания детей.
Однако
политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори.
В
России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены
и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии
они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.
Спасаясь
от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в
Голландию, а в 1936 году – в Индию, где вынужденно проведет с сыном семь долгих
лет. Им, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне
поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны.
М. Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую
деятельность.
В
Европу Мария Монтессори вернулась в возрасте 76 лет, сразу после войны. В
начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.
Последние
годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень
любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского
университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.
В
1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой
последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе
Инсбрук [#"_Toc216176643">1.2
Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
В 1900 г. на состоявшейся в Риме своеобразной
олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из
обычных школ по письму, счету и чтению. Это было громом среди ясного неба.
Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их
было нельзя. "Настоящим чудом" назвал это событие английский
посланник в докладе британскому Министерству иностранных дел.
Еще большее смятение это событие внесло в жизнь
М. Монтессори. Она оставляет работу с аномальными детьми и посвящает свою
деятельность обычным детям, которые находились в школах в положении намного
худшем, чем ее воспитанники, страдавшие отклонением в развитии.
Стремясь опереться на современные научные знания,
она вновь поступает в университет — на философский факультет, где изучает
экспериментальную психологию и одновременно преподает педагогическую
антропологию. Позднее сама М. Монтессори вспоминала, что ее воодушевляла
великая вера, хотя она и не знала, будет ли когда-нибудь возможность проверить
правильность отстаиваемой ею идеи.
Монтессори хотела строить свою методику на
наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он
есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах
взрослых. С этой целью М. Монтессори посещает множество начальных школ,
внимательно приглядываясь к методам обучения, и все больше испытывает чувство
горечи и разочарования. Как можно наблюдать ребенка, если он, как автомат, выполняет
лишь то, что предписывается преподавателем. Дети не имеют возможности проявлять
себя, и поэтому совершенно невозможно познать истинную природу их успешного
обучения [12, c. 8-10].
Так, постепенно, у М. Монтессори кристаллизуется
ее первое педагогическое кредо: гуманная педагогика возможна только тогда,
когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых
случаях. Отсюда она делает закономерный вывод: если нельзя изучать ученика,
связанного по рукам и ногам школьной дисциплиной, то как же его можно
образовывать и воспитывать. Вместо того чтобы содействовать физическому
развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной
инициативе. М. Монтессори приходит к выводу, по ее выражению, "глубокому,
как наитие", что методы, которые применялись ею столь эффективно для
обучения аномальных воспитанников, могут быть продуктивно использованы и для
развития нормальных детей.
В 1907 г. ей представилась возможность широко применить на практике
результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных
выводов. Эдуард Таламо - итальянский миллионер и талантливый инженер, директор "Общества
дешевых квартир" - решился на социальный эксперимент. Он предложил М.
Монтессори создать в 58 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип
дошкольного заведения - дневной приют, школу для детей, получившую название "Дом
ребенка" [14, c. 28-30].
На этой своеобразной "экспериментальной
площадке" педагог-гуманист разработала специальную среду, окружающую
ребенка, стимулирующую его естественное развитие. Дети в "Доме ребенка"
находились с 9 ч утра до 16 ч и совмещали свободные игры с молитвами, а
разнообразную познавательную деятельность - с пением. Здесь все было
приспособлено к тому, чтобы приучить ребенка к самостоятельности и
содействовать его разностороннему совершенствованию.
В основу своей педагогической системы Монтессори
положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной
активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и
самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в
формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды,
наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного -
предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в
самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как
активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает
действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|