бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ознакомление с окружающим дошкольников с нарушением зрения бесплатно рефераты

Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). В познании окружающего мира ребенком со зрительной глазной патологией важную роль играет осязание. Именно оно дает дошкольнику с нарушением зрения возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.

Очень важно с раннего возраста целенаправленно развивать сенсорную сферу детей с нарушенным зрением. Спонтанное овладение умениями получать информацию об окружающем на полисенсорной основе практически невозможно либо требует значительно большего времени.

Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Одна из таких особенностей - дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений.

Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально-волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера (Л.С.Выготский, М.И.Земцова, Г.В.Козловская, А.Крогиус, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др.). Понимание этих особенностей поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или корригировать негативные проявления в развитии личности ребенка. Следует знать, что в 3-5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается "невроз адаптации" (Г.В.Козловская, 1971). Это период физического и психического приспособления ребенка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость.

У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта (Л.И.Плаксина, 1998). Это связано с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого - хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой. Данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией (Г.В.Григорьева, Л.А.Дружинина, И.Г.Корнилова, И.В.Новичкова, Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколэина, Л.В.Рудакова, Л.А.Ремезова, Л.Е.Сековец, Е.В.Селезнева и др.) позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как и со слепыми и слабовидящими детьми, коррекционно-педагогической работы.

В задачу тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Как пример, приведем этапы работы над формированием представлений о птицах. Началом работы может служить наблюдение за птицами на территории детского сада. Детей учили различать крики птиц; наблюдали за поведением птиц: как летают, передвигаются по земле, клюют корм и т.п. На занятиях по ознакомлению с внешним видом птиц они не только внимательно зрительно по словесному плану педагога обследовали канарейку, но и ухаживали за ней, кормили ее. На коррекционных занятиях использовали игрушки, которые передают характерные признаки птиц. После тщательного обследования этих игрушек дети с ними играли, составляли описательные загадки, придумывали сказки, рассказы. Картинки к занятиям подбирались не только с учетом общих требований, предъявляемых к иллюстративному материалу для работы с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, но и дифференцирование - с учетом степени выраженности зрительной патологии. Например, слабовидящим (без нарушения поля зрения) предлагались крупные, яркие изображения, на контрастном фоне, с четко выраженными (наиболее характерными) деталями изображенной птицы; детям с амблиопией – изображения птиц, выполненные в определенной цветовой гамме, с деталями определенного размера, рассматривание которых способствует тренировке амблиопичного глаза.

Тифлопедагог объяснял все, что наблюдали дошкольники, каждое действие сопровождалось его описанием. Дети рассказывали о своих впечатлениях. Вопросы тифлопедагога помогали им составить связный, логичный рассказ: они учились внимательно слушать педагога и друг друга, дополнять рассказы своих товарищей. Удачным приемом было использование на занятиях игровых моментов, когда дети на основе своих наблюдений за птицами изображали их в различных ситуациях и позах. В результате проведенной коррекционной работы дошкольники с нарушением зрения подготовительной к школе группы научились составлять подробные описательные рассказы, отмечая в них мельчайшие детали особенностей внешнего вида и повадок птиц.

На подобных коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создается положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что дает им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.

В 6 - 7 лет (и позже) ребенок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может наблюдаться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость, нежелание общаться. Значительному числу подростков и взрослых со зрительной патологией свойственны недоверчивость и настороженность к окружающим, обвинение их в неприязненном к себе отношении. У многих детей такая позиция связана с сознанием собственной непохожести на других. Они считают себя некрасивыми, неприятными окружающим, болезненно переживают и стыдятся своего недостатка. Сталкиваясь подчас с негативным к себе отношением окружающих, дети замыкаются в себе, становятся необщительными. У некоторых из них наблюдаются резкие изменения настроения с проявлениями тоски, а иногда и агрессии, которая является, как правило, своеобразной защитой своего внутреннего мира от посторонних. У другой группы детей с глубоким нарушением зрения отсутствуют сильные переживания по поводу своего недостатка. Напротив, они чрезмерно уверены в себе, неадекватно представляют свои возможности и перспективы в жизненных ситуациях, завышая, переоценивая их. Они, как правило, резко отрицательно реагируют на любую критику в свой адрес, не принимают замечаний и советов. Кроме оторванности от реальной жизни и неумения адекватно себя оценивать значительной части детей и подростков со зрительной патологией свойственна направленность интересов на удовлетворение только своих потребностей и желаний. Подобные черты характера у детей и подростков, а также и у взрослых слепых являются результатом неправильного семейного воспитания и недостаточной коррекционной работы, проводимой в детском саду и в школе. Условия воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических черт характера у детей. Практика показала, что необычайно велика роль коррекционного воспитания и обучения, основанного на ознакомлении детей с реальными предметами и явлениями окружающей жизни (в различных вариантах и ситуациях) и обучении конкретной предметно-практической деятельности. Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит  окружающее пространство, внешний облик людей. Именно поэтому, адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны. Рассказ об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы поможет ребенку в преодолении страха незнакомого пространства. Желательно проводить эту работу в игровой форме.

Мы можем предложить следующие игры для знакомства с групповым пространством:

1. «Найди игрушку». Воспитатель прячет игрушку в группе, в одном из её помещений, и предлагает ребенку найти её. Инструкция: «Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давай найдем ее». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“Там моют посуду”) и т.д.

2. После того, как дети познакомятся с группой можно провести игру: «У нас в гостях Мишка». Дети должны познакомить Мишку со всеми игровыми зонами и их назначениями.

Следующим шагом будет знакомство со взрослыми, которые будут окружать и, конечно же, со сверстниками. Обычно ребенок с глазной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его общаться, играть с другими детьми. Кроме того, ребенку, который никогда до этого не имел опыта общения со сверстниками, очень сложно принять и понять, что ему придется играть, делиться и считаться с другими детьми.

В педагогической работе со слабовидящими детьми необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора, возможность формирования зрительных функций педагогическими методами. В ходе занятий и игр происходит повышение  общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций. По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.

В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками» «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?». Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение. И это способствует лечебно-оздоровительному процессу

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений. Даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

Как надо готовить родителям ребенка с нарушением зрения к поступлению в детский сад.

Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать заблаговременно к таким условиям и  ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. Надо с самого начала дать понять ребенку, что вы его любите, но в то же время вы не можете уделять ему столько времени, сколько он хочет, потому что у вас есть еще важные дела. Если есть возможность приводить к нему в гости других маленьких детей, чтобы он знал, что он не один в мире маленький, есть еще такие же и даже меньше.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Потому что при поступлении в детский сад под действием стресса, его иммунная система ослабевает и достаточно чихнуть рядом с ним, как он тут же заболеет. Это ведет за собой прерывание адаптационного процесса, что ухудшает процесс адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо повысить роль закаливающих мероприятий. По поводу закаливания можно проконсультироваться у врача.

Заранее узнать все новые режимные моменты в детском саду и ввести их в режим для ребенка дома. Это поможет вашему ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Ребенку с нарушением зрения очень сложно привыкнуть к новому окружению, а тут еще будет новый режим дня. Из-за непривычки он может отказаться от еды, сна. Что влечет за собой в дальнейшем отсутствие аппетита, сна. Это в свою очередь, усложняет процесс адаптации.

Если есть возможность, как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Волнующие вас проблемы, связанные с детским садом обсуждать при условии, если малыш вас не слышит. Он не должен знать, что детский сад стал источником проблем для мамы и папы. Детский сад станет чем-то плохим в воображении ребенка, а это значит, что там его ничего хорошего не ждет.

Необходимо настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Ведь для ребенка очень важно, что вы его уже считаете взрослым. Необходимо внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Он будет делать все, чтобы не разочаровать вас. Еще лучше будет, если он знает ребенка постарше, который ходит в тот же детский сад. Объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Ребенку необходимо знать, что вы его любите.

Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его крохотном сознании с полным размахом.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала посидеть вместе с ним. Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

Как можно раньше забирать домой. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал постепенно к новому окружению. Ребенок с нарушением зрения очень быстро утомляется, а в первые  дни на него обрушивается много впечатлений. Поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.

Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стрессирующий фактор. Он находится в постоянном нервном напряжении, для него все, что неизвестно – все опасно. Поэтому, когда он приходит домой необходимо создать все условия, чтобы его нервная система отдыхала, то есть щадить его ослабленную нервную систему. Ведь если еще и в семье будет напряженная обстановка это может привести к нервному срыву, а впоследствии к возникновению невроза.

На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, немного сократить просмотр телевизионных передач. Ребенок с глазной патологией каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много. Вследствие этого он очень быстро утомляется. Необходимо, чтобы он привык к потоку информации. А походы в людные места (в цирк, в театр, в гости) не позволяют ребенку мобилизовать свои силы. И это наслоение может так же спровоцировать возникновение невроза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14