Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Важно вызывать у детей
чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в
результате труда: старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской
становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки
снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов,
кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т.п.
Так постепенно дети
начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его
энтузиазмом.
При ознакомлении с трудом
очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в
виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные,
поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного
отношения к труду, на выработку навыков и умений.
В процессе наблюдений
необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и
углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном
углублении детей в познаваемое явление, возможно, выработать у них правильные
представления о труде, правильное отношение к нему.
Важно, чтобы это
усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного
материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем
углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона
труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся
человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно
ускользают от внимания детей.
В дошкольные годы дети
проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и
желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными
трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за
растениями.
Старшие дошкольники
успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны
уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать
небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия,
сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам
труда взрослых.
Для создания
положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой
пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но
воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в
процессе деятельности.
Необходимо создать
надлежащие условия для труда малышей.
В детском саду дети
трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких
детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание
помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств,
как хвастовство, лень, эгоизм.
В детских садах имеются
все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых.
В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд
персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по
сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.
В семье ребенок более или
менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив
одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Нередко в
семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт
аппаратуры, конструирование и т.д.).
Таким образом, ребенок
может наблюдать сам процесс труда видеть как работают взрослые.
В детских садах из
гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка пошив и
ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях
или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).
Необходимо создавать
такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры
поведения взрослых.
В условиях детского сада
значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому воспитатели
ищут пути и формы приближения к детям труда взрослых, работающих в детском
саду, активизируют его влияние на формирование у детей трудовых навыков,
намечают принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях
или совместно с ними.
Здесь возможны разные
пути.
Первый путь широко
практикуется в детском саду – это специально организованный на занятиях показ
детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, организованные посещения
кухни, кладовой, кабинета врача и объяснение его значения. Детям показывают
приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт
мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с
трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.
Наблюдения за трудом
взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют
представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности
взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Занятия способствуют
формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей
младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших- в выполнении
трудовых заданий.
Маленькие дети не всякую
работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие,
обычно не оценивают как труд умственную работу, организационный труд. Если с
ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд"
воспитателя, заведующей и т.д.
Второй путь -
непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Под совместной работой мы
подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает
не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в
качестве непосредственного участника трудового процесса.
При отборе видов труда
для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться
следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым,
жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и
гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться
совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и
взрослыми.
Совместная деятельность
детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в
природе, труда по обслуживанию игр и занятий.
Бытовой труд: поддержание
чистоты и порядка в группе и на участке, смена чистого белья, стирка мелких
вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление некоторых блюд.
Труд по обслуживанию игр
и занятий: совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг,
пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.
Труд в природе: уход за
животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике.
Важное положение при
отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей- это
соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям
гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных
рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.
Умелый отбор содержания
занятия по ознакомлению-с окружающим является очень важным фактором создания
положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом
очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими
приемами пользуется воспитатель.
Только тогда дети полюбят
труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам
процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того,
открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем
он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.
4. Методы ознакомления
детей с трудом взрослых
В своей воспитательной
работе я использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая
их возрастные особенности.
4.1 Экскурсии и встречи с
людьми разных профессий
Большое значение в своей
воспитательной работе я придаю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями
через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Согласно Д.Б. Эльконину,
в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и
миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом
взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром.
Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство
дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком
предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают
возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и
деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Наиболее действенные
способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые
обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность
приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако,
интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя
уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Вводя ребенка в мир
предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно
провести следующие экскурсии и беседы:
1. Экскурсия в
процедурный кабинет.
Дети узнают:
- в процедурном
кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все
лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже
делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.
2. Беседа с медсестрой
детского сада.
Дети узнают:
- чем она занимается:
отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за
здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для
прививок.
- форма одежды
медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она
делает укол или прививку.
3. Экскурсия в
ателье.
Дети узнают:
- разные виды тканей,
сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для
ручного шитья, выкройки, лекало.
- ателье – большое
помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ,
закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.
4. Беседа со швеёй.
Дети узнают:
- для работы швее
необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина,
оверлок.
- результатом работы
швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском
саду.
5. Экскурсия в
библиотеку.
Дети узнают:
- что в библиотеке
есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые
книжки.
6. Беседа с
библиографом.
Дети узнают:
- чем занимаются
библиографы.
Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные
детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.
7. Экскурсия в
мастерскую.
Дети увидели, что в
мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на
глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.
8. Беседа с
плотником.
Дети знакомятся:
- с инструментами
(молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).
Дети узнают:
- в своей работе
плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название,
применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа
приносила людям пользу.
9. Экскурсия к
светофору.
Дети знакомятся:
- с машиной ДПС.
Дети узнают:
- понятия: светофор,
пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина
дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.
- пересечение дорог
называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры.
Переходы через улицу обозначены линиями разметки "зебра" и дорожными
знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.
10. Беседа с
инспектором ДПС.
Дети узнают:
- пешеходный переход,
тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС.
- где можно и где
нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают
дорожные знаки.
11. Беседа с
парикмахером
Дети узнают:
- парикмахеру для работы
нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.
- парикмахер делает
стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.
- Когда у человека
красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно
смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.
12. Беседа с кредитным
представителем.
Дети узнают:
- что такое: банкноты,
инкассаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек,
пластиковая карточка.
- банк дает
покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение.
Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.
13. Беседа с увлеченным
человеком.
Дети узнают:
- увлечения, интересы у
людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды,
разводить цветы.
- огород (рассада,
удобрения, грядки, семена).
4.2 Наблюдения
Очень важно отобрать для
наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении
и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому
поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда
должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них,
постепенно нарастать и углубляться.
Целенаправленные
наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых,
способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в
ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети
проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с
плотником, инспектором ДПС дети обратили внимание на их форму, рассуждали,
плотнику – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека
увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит
не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны
направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника дети обратили
внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты
разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей
в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая
элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно
действовать, то они получают более точные и полные представления о труде
взрослых, начинают им подражать. Дети сами заколачивали гвозди, работали с
дрелью, рубанком. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты
своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам. И вовремя
ремонта квартиры, дети с гордостью называли инструменты и подражали взрослым
при выполнении трудовых действий. Некоторых мальчиков очень увлекла работа
плотника, они подумали и решили стать плотниками, когда вырастут большими.
Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на
машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили
охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на
детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к
пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –
быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь
красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых
заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо
беречь.
Дети восхищались теми
чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска
превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды,
разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор. Все
это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения
к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему
пониманию ребенком мира взрослых.
В процессе наблюдений
важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют
наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для
формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых
положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети
осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются
не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.
В младшей группе при
детях может проводиться заготовление материала для некоторых занятий: нарезать
бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере
надобности, но систематически делать несложную починку игрушек, книг и пособий.
Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они
главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего
примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает
свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения
(принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т.п.). Эта деятельность
воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы
части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но
самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам,
желание самим что-то делать.
Страницы: 1, 2, 3
|
|