Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
ПЛАН
Введение
Глава I. Книжная графика, как
вид искусства, её выразительные средства
1.1
Специфика
средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в
иллюстрациях к детской книге
1.2 Влияние иллюстрации
на понимание детьми художественного текста книги
1.3 Правила, приемы и
средства композиции
Глава II. Методика ознакомления
детей с творчеством художников – иллюстраторов
Глава III. Констатирующий
эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации).
3.1 Задачи и методика
проведения эксперимента
3.2 Художественное
восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
С детской
книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых
произведений искусства, с которыми он знакомится.
Книга
представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и
изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет
богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному
делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова,
И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев,
В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых
воспитывалось не одно поколение.
Художник
приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с
автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует
в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный
вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей
младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более
убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных
учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания
обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как
дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие
художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и
зла, правды и лжи и т.д.
Образы,
созданные хорошим художником – иллюстратором, - это прекрасные образцы
самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и
удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия
литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному
творчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие
личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству
человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина,
В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно
при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе
освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной
деятельности.
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая
важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся
живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является
иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению
Курочкиной Н.А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные
содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и
обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и
передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения
(Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст,
дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой,
Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А.
Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает
уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида
изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным
произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании
детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности
(живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства - один из самых
благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у
них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи
взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который
накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание
художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по
искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное
развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и
мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского,
Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой,
В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня
сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и
навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие
детского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и
др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления
дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на
занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой
проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с
творчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного
возраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с
творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных
композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой
творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен
при соблюдении следующих педагогических условий:
Ø
Поэтапное
формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Ø
Знание
методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование
искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Ø
Организация
целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений
дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
2.Изучить особенности знаний и умений дошкольников
в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
3.Разработать наиболее эффективный метод развития
сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников-
иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический
эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида с
приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом
и психическом развитии воспитанников
Гипотеза - мы предположим, что эффективность работы по
ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов
будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях
изобразительной деятельности в детском саду.
Глава
I. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжная
графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды
искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через
образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и
явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и
жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент
развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку
увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту
действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное
искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли
художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения,
особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и
эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные
средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит –
«работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание
целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное,
существенное в изображаемой действительности.
Графика ( от
греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к
письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством
является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями,
точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Ø
Рисовальная
- художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Ø
Печатная
гравюра.
Графика
близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного
выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда
отчетлива, может бытиь приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается,
то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика
больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет.
Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это
чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой
плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в
мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи,
подчеркнута её «сделанность».
Живопись
создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия
возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели
издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную
гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи,
зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть
очевидной.
Если в
живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая
светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной
линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Книжная
графика – иллюстрация ( от лат. Illustrare- прояснять) – это рисунки, образно поясняющие
литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный
строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в
том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен
определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности
иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры
литературного произведения.
Книжная
иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное – самим
текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно
художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с
ним неразрывное единство.
Книга – это
синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
1.1
Специфика средств художественной выразительности в работах художниках
иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основным
художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое
раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно
опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда,
когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает
художник.
Сначала
ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом
книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет,
спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто
услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя –
один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких
художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем
его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание
художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью
комплекса специфических средств художественной выразительности графики -
рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в
детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе
восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей,
их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность
отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ
различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую
функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но
и к «цветовому воображению» ( определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это
воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной
реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача
художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей
к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их
эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию
множества других явлений действительности.
Различными
способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич,
Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета –
открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все
это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в
1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые
композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает
динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным
пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу.
Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной
по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и
умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат
рядом с красным в полную силу.
Принцип
В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает
редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах
звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с
помощью этого приема единства цветового решения.
В иллюстрациях
Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического
цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия
книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые,
лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в
каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его
значение.
Рисунок в
детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство
художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в
развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем
ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит
цвет в систему книжного построения - макет.
Нельзя пройти
мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать,
например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его
признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы
предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и
конкретностью существования в определенной среде.
Рисуя
человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние,
также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге
постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений
душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент
движения.
Жест несет
богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до
известного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностью
рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с
соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности
рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической
чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого
основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного
построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского
восприятия, задачам детской книги.
В книге для
маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее
продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Страницы: 1, 2
|
|