бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс бесплатно рефераты

p> Вопрос 2.


Восприятие.

Понятие о восприятии
Общая характеристика восприятия. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления
(светлый, просторный класс, играющий малыш).
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью
(называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности человек приобретает знания, уточняет их расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.

Основные свойства восприятия:
1. Предметность (решающая роль осязания, движения).
2. Целостность восприятия – складывается из отдельных ощущений, но не сумма ощущений.
3. Структурность.
4. Константность – постоянство веществ.
5. Осмысленность – (мысленно назвать предмет или явление) включает в сбя двигательный компонент.

> Поиск объекта.

> Выделение признака.

> Отнесение к той или иной группе вещей.
6. Избирательность.

Апперцепция – восприятие, узнавание на основе прежних представлений.
Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно ученик видит учителя, следит за его работой на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в тетради, рассматривает необходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного, кинестезического и других анализаторов и психическая деятельность будет по преимуществу слуховым восприятием.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие. При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо- двигательных восприятии.
В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Например, при рассматривании предметов глаз совершает множество движений; при осязательном восприятии ведущим становятся движения рук.
Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.

Билет №11


Вопрос 1.


Воспитание (методы, средства).

Воспитание – (питание) это управление процессом социального развития личности через включение человека в различные виды социальных отношений: в учебе, общении, игре и практической деятельности.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды.
Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории затем был и немецкий педагог И. Ф.
Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира.
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач совместной деятельности. Выбор методов и их исполнение всегда осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом общественно-воспитательных задач, с учетом влияния общественно окружающей среды, а также с учетом возрастных и психических особенностей учащихся.
Методы воспитания:
1. Методы убеждения – это путь воздействия на сознание воспитанников для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, для формирования взглядов: относятся различные виды изложения информации в форме рассказа, диалога, инструктажа, обращения, внушения. Убеждение – это воздействие на сознание, а внушение – это специфическая форма воздействия, направленная на подсознание.
2. Методы упражнений (или приучений) – это метод управления деятельностью воспитанников, помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные задачи: относятся различные виды заданий на деятельность: индивидуальную, групповую в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров создания ситуации успеха (они указывают положительные действия, если подобраны правильно).
Метод примера – воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников впечатляющим образом, помощь в воспитании и достижении педагогических целей.
3. Методы оценки и самооценки (контроля): относятся различные виды поощрений и наказаний, замечаний, ситуаций контроля и самоконтроля, доверия, критики и самокритики.
Метод поощрения – это положительная оценка лучших качеств, которые проявились в учебе и поведении воспитанников.
Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и оценке антиобщественных поступков.
Средства воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания если:
1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности.
2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной) форме.
3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников.
Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.
Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один из фундаментальных законов педагогики. Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.
Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют одно другому и часто объединены названии (экскурсия (форма) в музей
(средство)).
Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.
Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись. Являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Вопрос 2.


Деятельность. Основные виды деятельности ребенка.

Понятие о деятельности
Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображение: и воли, способностей и черт характера.
Деятельность – категория социальная. Животным доступна, лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое: приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.
Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано.
По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно- рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно-рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков.
Звуки речи также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.
Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.
Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями.
По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий («к чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые.
Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков – это обычные случаи незлостного, случайного нарушения дисциплины.
Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Виды деятельности
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда – создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.
Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд.
Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8