Отрасли, методы исследования, задачи психологии
Отрасли, методы исследования, задачи психологии
Билет №2
Отрасли психологии.
Совр психология представляет собой широко
разветвлённую область знаний. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют:1)педагогическая
– особенности обучения и воспитания 2) детская – изучение психики
детей разного возраста 3)психология труда – изучение псих. особенностей
труд. деят-ти с целью её рационализации, закономерности развития труд
навыков 4)инженерная – соотношение техн. требований и псих возможностей
5)психология спорта – исследования псих особенностей спорт деят-ти 6)авиационная
и космич – изучает особ-ти псих процессов в усл космоса 7)юридич
- изучает псих особенности поведения участников угол процесса (психология
свид показаний, псих требования к допросу и т д), псих проблемы поведения и
формирование личности преступника 8)военная – изучает психологию
солдат в разл формах воен действий 9)медиц – расстройства психики при
разл заболеваниях 10)патологич – нарушения психики, связанные с
недостатками строений и функций мозга 11)соц – соц-псих проявления
чел, его взаимоотношения с людьми, с группой, псих совместимость людей,
соц-псих проявления в больших группах 12)эконом 13)политич.
Билет №3
Психология и экономика.
Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с
менеджментом. Теория менеджмента основана на психологич. Теориях. Осн задача
менеджера – мотивация, формирование коллектива, стиль и принятие решений,
переговорный процесс, подбор кадров. Маркетинг – теория поведения потребителей,
основанная на психологии: сигментирование рынка, позиционирование товара,
подбор торг персонала, приговорный процесс, продвижение товара на рынок.
Эк-ка труда – создание техники и технологий, соответствующих чел, Обучение
мастерству.
Билет №4
Методы исследований.
Бывают формализованные (по правилам) и малоформализованные
(определяют общую тематику). К формализ относятся: 1) тесты 2)опросники (анкета)
3) проективные методики 4) метод эксперимента. К малоформ 1) наблюдение 2)
беседы 3) интервью. Тесты – в пер с англ испытание, проверка)
предназначены для установления количеств и качеств индивид псих различий
между людьми. Показатели, хар тест: 1) надёжность – точность
измерения псих хар-к личности; считается тест, если коэффициент креляции
при повторных измерениях составляет 0,75 и выше) 2) валидность
– показатель, хар насколько точно соответствует тест изучаемому св-ву, в
пер с англ – пригодный.
Классификация тестов:
1) по предмету измерения: интеллект,
способности, личность, межличностные отн-я 2) по хар-ру тест заданий:
вербальные и образные 3) в зав-ти от кол-ва испытуемых: индивид и
групповые 4) по форме предъявления заданий: бланковые, аппаратурные, рисуночные
и устные.
Анкетирование
- процедура проведения опроса в письм форме с пом анкеты (с франц
список вопросов). Виды анкет: 1) по направленности вопроса
а) о личности респондента: пол, возраст, образование, сем положение б) выявление
мнения: оценочное суждение и мотивы в) формы поведения: поступки и действия
2) по форме ответов/вопросов А) закрытые вопросы: а)дихотомич форма:
да, нет б) полувариантная форма, предусматривающая меню ответов в) шкальная
форма, когда необходимо определить отношение Б) открытые (респондент
полностью формулирует ответ) 3) по функциям а) информац б)
вопросы-фильтры, определяют опред группы, сегмент респондентов в) контр вопросы,
позволяют оценить правильность ответа респондента.
Наблюдение.
Широко используется в эк-ке. Классификация: 1) в зав-ти от степени
вовлечённости исследователя в изучаемую среду: включённые и сторонние 2) по
хар-ру воздействия объектов: скрытое и открытое 3) по хар-ру восприятия:
сплошное и выборочное
Интервью
От англ встреча, беседа. Имеет опред цель и
осущ по опред плану. Считается наиболее субъективным, т к результаты зависят от
личности кор- и респондента .
Билет №5
Понятие психики.
Традиционно психика опред-ся как св-во живой
материи отражать своим состоянием окр мир. Психика – вирт сжатие природы,
отражение объективного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж
система.
Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся
зеркальным мех кооперированием мира. Псих отображение сопровождается отбором
инфы, кот подвергается специфич обработке. Псих отображение – субъективное
избират отражение объект мира. Псих св-ва явл результатом нейрофизиологич
деят-ти мозга, однако содержат в себе хар-ки внешних объектов. Психика –
системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функц системы
мозга, кот формир-ся у чел в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися
формами деят-ти и опыта чел-ва через собств акт деят-ть. Т о, психика чел
включает в себя 3 составляющих внешний мир, природу, её отражение
Билет №6
Теории.
В наст время имеется неск теорий, пытающихся
объяснить психику: 1) теория нейрофизиологич. Осн положения:
психика тесно связана с деят-тью мозга; психику нельзя просто свести к нерв
системе, возможно, психика имеет свой субстрат 2) теория тождества:
псих процессы по своей сути есть психологич 3) теория психофизиологич параллелелизма:
псих и физ составляют 2 ряда явлений, кот соответствуют друг другу, но вместе с
тем никогда не пересекаются и не влияют друг на друга. Отсюда предполагается
наличие души, кот связана с телом, но живёт по своим законам 4) теория
единства: псих и физ процессы возникают одновременно, но качественно
различны 5)совр представления: псих явления соотносятся не с отд структурами
мозга и не с отд нейрофизиологич процессами и явл системным качеством мозга,
реализуемые через многоуровневые функц системы мозга.
Билет №7
Структура психики
Осн формы проявления психики: 1) процессы
а)познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь,
внимание б) эмоционально-волевые: чувства, воля 2) состояние: творч подъём,
устойчивый интерес, апатия, угнетённость 3) св-ва личности: темперамент,
хар-р, способности, тип личности, направленность личности (ценностная ориентация).
Сущ-ет специфич (физ восприятие) и неспецифич путь передачи инфы (подключает
эмоции, возбуждает кору). Обычно выделяют 3 группы псих явл-ий, а именно псих
процессы, псих состояния, псих св-ва. Псих процессы – динамич отражение
действительности в разл формах псих явл-ний. Псих процессы вызываются как внеш
воздействиями, так и раздражениями нерв системы, идущими от внутр среды организма.
Все псих процессы подразделяются на познават (ощущения и восприятие, представления
и память, мышление и воображение), эмоц – активные и пассивные переживания,
волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т д Под псих состоянием следует
понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень псих
деят-ти, кот проявляется в повыш или пониж активности личности (бывают общее
психологич состояние и эмоц сост-я). Под псих св-вами чел понимают устойч
образования, обеспеч опред кач-количетв уровень деят-ти и поведения, типичный
для данного чел. Псих св-ва не сущ-ют вместе, они синтезир-ся и образуют
сложные структурные образования личности, к кот н/отнести: жизн позицию
личности, темперамент, способности. Хар-р.
Билет №8
Развитие психики
Имеется 2 подхода на развитие психики:
1)материалистич и 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала
матер и идеальное. Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они
взаимодействуют между собой, но тем не менее развиваются по своим законам.
Психика не есть св-во живой материи и не есть продукт её развития. Они как и
материя имеют высшие и низшие формы развития, свои законы и свои движущие
силы. По 1ому психика возникла в рез-те эволюции материи. Вся
материя имеет св-ва отражения, т е способность отвечать на воздействие среды.
Форма ответа – это движение. Формы отражения живой материи: 1) раздражимость
– способность живого организма реагировать на биологически значимые стимулы.
Простейшая форма отражения. Пример: тропизмы 2) чувствительность
– появл с нервной системой. Потом формируется активный образ жизни. Это
биологич признак возникновения психики. Возникает способность к обучению 3)
дифференциация – появление ганглий – скопление нервных клеток 4) инстинкты –
врождённая неизменяемая форма поведения , одинак у особей опред вида. Это
алгоритм реакций в ответ на раздражители. И зафиксированы в мозге в виде
жёстких программ поведения, кот передаются по наследству. Различают 3
уровней: низшие, средние (самосохранение, продолжительность рода, альтруизм,
исследоват и, лидерство, свобода, сохранение достоинства) и высшие (вера,
надежда, любовь, смирение, сострадание, воздержание, щедрость, справедливость).
Низшие и, если получают акцептуацию, то в обыденной жизни их наз-ют отриц
чертами хар-ра: гордость, тщеславие, зависть, скупость, уныние, гнев, блуд,
чревоугодие. 5) навыки – в основе формирования – динамич программы 6)
сознание – накопленный опыт формирует динамич программу поведения, кот
корректирует жёсткую программу – так возникает интеллектуальная деят-ть.
Т о развитие психики происходит в неск этапов
(поведение) 1) элементарная чувствительность: и, врождённые формы реакции 2)
предметное восприятие: навыки, поведения формир-ся в рез-те индивид опыта 3)
отражение межпредметных связей: интеллектуальное поведение.
Билет №9
Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС
и периферич нс (соматич и вегетативный: пара- и симпатич). ЦНС содержит
спинной и головной(продолговатый, средний, промежуточный, большие полушария,
мозжечок) мозг. Соматич отдел регулирует скелетную мускулатуру, а вегетат
– работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – двигат функции. Симпатич
– регуляция обмена в-в. ЦНС начинается со спин мозга: проводниковая и
рефлекторная. Продолговатый мозг - нах-ся в головной коробке, продолжает
ф-цию спин мозга. Средний мозг: рефлект и проводник ф-ции выполняет простейшие
рефлексы. От сред мозга выходят нервы, регул мышцы глаз и лица. Там наход-ся
первичные зрит и слух центры. 2 системы передачи и: специфич н с и в основе
сред мозга и частично-продолговат – ретикулярная формация – сеточка Регулят
деят-ть регулирует и активирует кору головного мозга. В таламич обл-ть приходит
вся инфа из сред мира, происходит оценка инфы. Отобранная инфа (значимая,
интересная, новая, необычная) идёт в кору голов мозга. Гипоталамус участвует
в формировании эмоций. Кора гол мозга неравнозначна. Лобная часть: программные
ф-ции, затылочная – зрит центры, височная – центры слуха, речи и память. Мозг
ассиметричен в выполнении своих ф-ций: в лев части происходит разложение инфы
на части, не м/интегрировать инфу в образ. Пр полушарие – эмоц окраска инфы,
производится идентификация с эталоном и создание образа.
Билет№12
Осн положения бихевиоризма.
Основоположник амер Уотсон. Датой рождения
явл-ся публикация в 1913г статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в
научном псих журнале «Психологич обозрение». Предмет психологии с т зр бих-ма
- поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых
реакций (R) на внешние стимулы(S). Задача психологии –
понять и объяснить поведение без субъект категорий. Объяснить поведение
следует по 3 направлениям: 1)описать поведение 2)выяснить те физич силы, о кот
оно зависит 3)установить связи между стимулом и поведением (стимул порождает
реакцию). Методом исследований явл-ся поведенч эксперимент. Сыграл опред роль
в теории менеджмента и в рекл продукции.
Билет №13
Осн положения гештальтпсихологии.
Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и
выдвинувшее в кач-ве осн объяснит принципа психологии целостное объединение
Эл-тов психич жизни, несводимое к сумме составляющих, - гештальт. Гештальт –
образ, структура. Представители: Келер, Вертгаймер, Дункер. Стимул напрямую
не вызывает реакцию (S->0->R). У каждого из нас имеются эталонные
образы. Т рассматр соотношение целого и части в формировании психики.
Психика – целостное образование разл составляющих частей (ощущений). Эта Т
внесла опред вклад в понятие механизма познават процесса. Содержание зрит,
слух и др ощущений явл более полным, чем их образы, выраженные в понятиях и
возникшие в психике. В формировании психики опред роль играют не отд ощущения,
а их взаимосвязь, формир образ, предметы или явл-ния. Созданный образ в свою
очередь влияет на хар-р протекания ощущений.
Билет №14
Осн положения психоанализа.
Основоположник – Фрейд. Есть теория и метод
психоанализа. Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из
без- , сверх- и сознат (интуиция). У каждого чел активность этих 3 выражена не
в одинак степени. Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание
– хорошо автоматизир навыки, глубоко усвоенные нормы. Подсоз-ие защищает
сознание от изм-ний работы. Сознание оперирует знанием, кот м/быть переданы
другим. В сверхсозн-ие без контроля сознания возникают новые связи. Фрейд
выделил 2 инстинкта, регул поведение: самосохранение и секс и или либидо.
Бессознат насыщено энергией либидо, слепого и, не знающего ничего, кроме
принципа удовлетворения. Сознание в силу запретов общ-ва препятствует этому и
энергия либидо ищет обходные пути, прорываясь в сознат или телесные действия
(эйфория) – создание худ образов в сновидениях. Т о в псих реакциях чел
ничего случайного нет, всё причинно обусловлено.
Билет №15
Осн положения когнитивной психологии.
Когнито (знание). Это направление возникает с
развитием инфы. Основоположник – амер Келли. Гл источником развития личности
явл среда, соц окружение. Осн положения: 1) чел – система по восприятию и переработке
инфы 2) каждый чел воспринимает и интегрирует внешний мир через свой внутр
(конструкты) 3) восприятие, мышление, память, речь, межличностные отн-ия
опред-ся конструктами примерно также, как устройство организма генотипом.
Конструкты функционируют по признаку дихотамии. Конструкты изменяются под
влиянием опыта, т е чел развивается в течение жизни. Конструкты есть
основополагающие, т е наиболее часто употребляемые, и периферийные.
Билет №16
Осн положения гуманистич психологии.
Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом
изучения кот явл уникальная, целостная личность чел. Основатели: Маслоу и Роджерс.
Сторонники считают, что каждый чел м/самоактуализироваться, но не каждый это
умеет. Поэтому задача общ-ва создать соц усл-ия, в кот каждый чел мог бы
раскрыть свои возможности. Цель жизни – реализовать весь свой врождённый
потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т е человеком, кот
использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и
движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной
природе. В наст время гуманистич. Психология превратилась в обл-ть практич
психологии.
Билет №17
Информац-энергетич модель психики.
Особенности: 1)чел – система по восприятию и
переработке инфы 2) организм чел фунционирует по законам бытия 3) для норм
функционирования организма необходимо поддерживать состояние целостности
(баланс организма и внешней среды). Целостность организма определяет наше
функц состояние, здоровье 4)причина нарушения психологич баланса – это ЭГО (в
пер сознание). Эго отличается от Я, я - это природа, а эго постоянно нуждается
в признании и поддержке. Согласно этой модели любая мысль или действие вызывает
каскад реакций в окр мире 5) мозг явл мощным энергетич генератором 6) сознание
организовано на принципах, стереотипах. Стереотип – это шаблон, защищает
мозг от избыточной неупорядоч инфы. Всякий прорыв стереотипа приводит к нарушению
баланса сознат-го и бессознат-го. У чел возникает состояние тревоги, беспокойства,
транса. В таком состоянии чел внушаем 7) бессознат – пространство, где происходит
взаимодействие инфы. Здесь формир-ся инстинкты, желание, влечение. Не
прорвавшиеся в сознание импульсы устремляются к нему обходными путями
(посредством снов, оговорок, движений). Бессознат имеет структуру:
коллективное бессознат и индивид бессознат. В бессознат отсутствует ф-ция времени,
время явл-ся его функцией и сущ-ет в сознании. Коррекция бессознат: эмоции,
связ с событиями, кодируются мозгом в виде некот информац матриц. Усилением
воли м/вывести инфу на уровень сознания и изменить к ней отношение.
Человек—система, кот м/рассчитать, прогнозировать. На чел оказывают, определяют
карму: влияние рода, сила поведения, сила воли.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|