бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности воспитательного процесса в Уральском Федеральном Университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина бесплатно рефераты

Особенности воспитательного процесса в Уральском Федеральном Университете имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Оглавление


Введение

Глава 1. Воспитательный процесс в вузе

1.1 Воспитание и формирование личности

1.2 Особенности воспитательного процесса в вузе

1.3 Составляющие воспитательного процесса в вузе

Глава 2. Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ

2.1 Анализ результатов исследования

2.2 Предложения по воспитанию студентов

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


В настоящее время образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем не только молодежи, но и взрослых, не получивших его в свое время. Без него сейчас никуда. Оно определяет, чем ты будешь заниматься в будущем, сколько будешь получать денег, какую личность и характер в себе воспитаешь. Престиж высшего образования неуклонно растет, а вместе с ним растет и число образованных людей. Так в УрФУ, на 2010 год, количество студентов очной и заочной формы обучения составляет около 60 тысяч[1]. А именно на физико-техническом факультете обучаются более 2000 студентов очной формы обучения[2]. Из 60 тыс. студентов, конечно, не все дойдут до конца: кого-то отчислят за академическую неуспеваемость, кто-то сам бросит учебу, посчитав, что и без образования в жизни можно неплохо устроиться, а кто-то пройдет этот сложный путь до конца и станет дипломированным специалистом, или станет бакалавром. В любом случае все, кто хоть сколько- то проучился в университете возьмет с собой частичку хорошего, приобретет для себя опыт, знания и много новых друзей. Образование, и, следовательно, воспитательный процесс в вузе, играет одну из первостепенных ролей в воспитании студентов. Каждая дисциплина, каждый преподаватель способствует воспитанию в нас таких качеств как: ответственность, трудоспособность, терпение, целеустремленность, умение доводить дело до конца и многие другие, которые, безусловно, пригодятся нам в жизни. Эта тема выбрана мною, потому что она актуальна и вызывает интерес у многих людей: у самих студентов в первую очередь, у тех, кто только собирается поступать. В моем исследовании мне помогут материалы таких педагогов как: А.В.Мудрик, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, А.А. Бодалев, которые занимались исследованием роли воспитания на жизнь человека и т. д. Опираясь на их работы, мы рассмотрим воспитательный процесс в вузе, и как он влияет на становление личности студента. Ведь всех интересует сегодняшнее поведение современных студентов в вузе и обществе в целом. Поведение каждого человека в первую очередь зависит от воспитания.

Объект исследования: воспитательный процесс молодежи.

Предмет исследования: воспитательный процесс студентов в УрФУ. Цель исследования: изучить процесс воспитания студентов в УрФУ.

Цель определила задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме воспитания.

2. Исследовать воспитательный процесс студентов в УрФУ.

3. Предложения для совершенствования воспитательного процесса в УрФУ.


Глава 1. Воспитательный процесс в вузе


1.1 Воспитание и формирование личности


Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон[3]:

в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;

в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений.

В педагогическом смысле - целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном учреждении.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения другому; руководство процессом формирования и развития личности; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношении к себе, другим людям, труду, обществу, миру[4].

В воспитании можно выделить такие виды[5]:

1)                Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

2)                Самообучение – процесс получения человеком новых знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

3)                Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей. Всего личного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, - в процессе естественного, физиологического, психического и социального развития.

Из этих всех определений, я решил составить своё определение воспитания:

В высших учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются студенты для дальнейшего обучения и воспитания.

Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают[6]:

a)                 повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

b)                создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

c)                развитие системы внеучебной воспитательной работы в условиях образовательного учреждения;

d)                приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

Воспитательный процесс формирует в человеке, в данном случае в студенте, личность.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Личность – это конкретный человек, наделенный сознанием, индивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле, личность, обладающая системным качеством, определяется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении[7].

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

Личностью не родятся, личностью становятся!

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Важнейшим результатом воспитания является – готовность и способность человека к самостоятельному поиску необходимой информации, самовоспитанию, самоизменению, т.е. готовность человека к совершенствованию самого себя[8].

Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность. Дальнейший процесс развития личности продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения[9].

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта[10].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники, школе, средства массовой информации и т. д.

Что же играет определяющую роль в формировании личности? Наибольшее значение придается нравственному воспитанию.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я».

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий.


1.2            Особенности воспитательного процесса


В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.

Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Сложность воспитательного процесса:

- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

- воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.

Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.


1.3 Составляющие воспитательного процесса в вузе


1) Педагогическая парадигма.

Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса.

При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение. Любой маленький ребенок, личность которого находится в процессе развития и становления, действительно не способен самостоятельно осознать процесса воспитания. Но развитие личности должно происходить свободно, без давления извне.

Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы!

Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство.

Что мы получим в результате такого воспитания? Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.

2) Андрологическая парадигма.

Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные цели в жизни.

В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.

Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель и воспитуемый находятся в равных положениях.

Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества, ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога и взаимодействия. Главное противоречие Андрологической парадигмы в том, что для формирования какой-либо цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемому пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представить все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают, потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом в данном качестве.

3) Акмеологическая парадигма.

Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.

Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и других школах и студиях. В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя, в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.

4) Коммуникативная парадигма.

Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная парадигма также лежит в основе различных групповых психологических тренингов. В данном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной области, от такого человека требуется коммуникабельность, разумный конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели необходимо, чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем.

Страницы: 1, 2