бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности воспитания детей игрой бесплатно рефераты

Особенности воспитания детей игрой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Чурикова Мария Александровна

Студентка 3 курс 2 группа исторический факультет

(заочная форма обучения)




Особенности воспитания детей игрой

Курсовая работа



Научный руководитель:

зав. кафедры социальной педагогики

доктор педагогических наук

Шакурова Марина Викторовна








Воронеж 2010.

Введение


Актуальность ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. [2, с.50]

Во всех развитых странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику. Но уже сейчас можно говорить об определённой выраженности основных ступеней систем образования свойственных многим странам, в том числе и нашей. Воспитание и образование играют важную роль не только в развитии и формировании отдельной личности, но и в развитии целого поколения. Но эти процессы должны происходить в условиях благоприятной среды, когда общество заботится о создании максимальных условий для всестороннего развития задатков и особенностях человека.

 Каждое государство, считающее себя цивилизованным, заботится о подрастающем поколении. И наша страна не исключение. В России многоуровневый охват проблемы воспитания детей, в том числе и законодательный. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», ст. 4: «целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, умственному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».[14,с.5]

Также в статье 7, гл. 1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» говорится, что педагоги, медики, психологи несут ответственность за воспитание. О сети дошкольных заведений говорится в Законе «Об образовании», ст.18. [6, с.30]

В этом контексте значимым является вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в образовательно-воспитательных учреждениях. Существует много методов воспитания и одним из них является воспитание в процессе игры.

В изучении этой темы нам помогают такие человековедческие науки, как: психология, социология, история. Психология позволяет понять, как в процессе игры у ребёнка развивается тип мышления, логика, воображение и т.п. Социология показывает, как по средствам игры ребёнок приобретает первые навыки общения. А в истории можно проследить этапы воспитания в различных эпохах.

Над данной темой работали Н.К. Крупская (она впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом); Е.А. Радина (доказала значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста); Н.П. Аникеева (утвердила игры и занятия по знакомству с окружающим миром);

С.Л. Новосёлова (разработала игры и занятия с предметами-орудиями); Н. П. Волкова (раскрыла влияние образной игрушки на игры детей); В.А Гелло (определил роль игры в воспитании положительного отношения к школе); З.В. Лиштван (определил воспитание дружеских отношений в игре); А.С. Макаренко (утверждал, что игра и труд неразрывно связаны между собой); Б. П. Никитин (изучал особенности развивающих игр).

 Таким образом, с одной стороны, вопросы правильной организации жизни детей с учётом их возрастных и индивидуальных способностей в процессе игры, организации игрового коллектива находятся в центре внимания общества и государства. Это подтверждают исследования учёных. Однако, с другой стороны, существующие проблемы (метод воспитания игрой не единственный) требуют их осмысления.

Данные противоречия определяют постановку проблемы исследования: каковы характерные особенности игры как воспитательного процесса, роль и место игры в организации жизни детей дошкольного возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста;

Предмет исследования: роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в особенностях воспитания игрой; показать их значение в развитии педагогической практики на современном этапе;

Задачи исследования:

1.                Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

2.                Охарактеризовать воспитание как компонент педагогической науки;

3.                Выделить особенности игры как метода воспитательного процесса;

4.                Раскрыть роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;

Гипотеза исследования:

- мы предполагаем, что воспитание как компонент педагогической науки включает в себя 3 признака: целенаправленность, наличие определённой системы организации воспитательного процесса, соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям.

- особенностями игры являются: игра-учёба и труд; игра носит социальный характер; игра развивает фантазию и воображение.

- игра имеет важное значение в жизни детей, так как в процессе игры ребёнок получает знания, развивает таланты и волевые качества.

Методологическая основа исследования: парадигмальный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы к проблеме исследования;

Теоретическая основа исследования: концепции Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Е.А. Радиной;

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, анкета, обобщение, сравнение.

Источники исследования: Законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; Законы «Об образовании».



Понятие воспитания


Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление» и «социализация». Социализация- процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. «Становление» - термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. [4, с. 150]

Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом. Воспитание как компонент педагогической науки включает три существенных признака:

1.                целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2.                соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

3.                наличие определённой системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. [4, с. 152]

Воспитание возникло вместе с развитием человеческого общества и было вызвано его потребностями. Вместе с изменениями орудий и средств труда, появлением новых видов и форм трудовой деятельности изменялось и воспитание. Из этого следует, что воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определённых общественно-исторических формаций. Например, в первобытном обществе воспитание осуществлялось в процессе самой трудовой деятельности. На основе подражания старшим. Детей учили собиранию, охоте, уважению старших. С развитием первобытного общества стала усиливаться власть вождей, жрецов, стала выделяться семья, детей начали воспитывать в семье.

В рабовладельческом обществе воспитание приобретает качественно новый характер. Рабовладельческое общество - первое общество, которое было разделено на антогонические классы (рабы и рабовладельцы). Воспитание было призвано дать детям рабовладельцев знания, связанные с управлением государством. Их учили грамоте и счёту, готовили к ведению государственных дел. Появлялись учебно-воспитательные учреждения, особенно много их было на Дальнем Востоке. В этих странах большое внимание уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли правителей и военачальников, а детей рабов – учили покорности и смирению. Никаких специальных учреждений для них не было. Воспитание осуществлялось в процессе труда. Таким образом, с развитием и разделением общества на классы воспитание стало классовым, и появились разные системы воспитания в соответствии с целями представителей различных социальных классов.

В феодальном обществе воспитание также носит классовый характер. Осуществляется оно в новых учебно-воспитательных учреждениях, которые обслуживали детей привелигерованых классов. Детям дворян давали рыцарское воспитание, детям духовенства – духовное воспитание. Крестьяне не учились в заведениях, и необходимые знания получали в семье. В процессе развития ремёсел возникла потребность в практическом образовании: грамота, счёт, которые необходимы для учёта, обмена и торговли. Дети ремесленников и торговцев стали обучаться в цеховых, церковных, гильдейских школах.

Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, развитие мануфактур и ремёсел вызвали появление нового класса – буржуазии, которая в начале была прогрессивной в вопросах воспитания. Она требовала более широкого развития образования и выступала за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. Не устраивали буржуазию старые школы, будучи господствующим классом, она стремилась дать своим детям качественное образование, которое осуществлялось в специальных созданных частных дорогих школах. Дети рабочих и бедноты получали минимум знаний, которые необходимо знать для работы на производстве.

Воспитание как общественное явление постепенно приобретает конкретные формы под влиянием педагогических идей, которые выдвигались и развивались в ту или иную эпоху. [4, с.156]

Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию - когда ребёнок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и своё «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования.

Как у любого процесса есть закономерности, так и воспитания есть свои педагогические закономерности. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие закономерности:

·      Воспитание ребёнка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путём активности самого ребёнка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие- через физические упражнения, интеллектуальное- через мыслительную деятельность.

·      Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребёнка. Опережая, актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребёнка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.

·      Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает долю активности ребёнка, затем активность ребёнка возрастает и на заключительном этапе ребёнок всё делает сам под контролем педагога. Совместно разделённая деятельность помогает ребёнку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

·      Только в условиях любви и защищённости ребёнок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает демонстрацию любви в адрес ребёнка, умение понять, помочь ребёнку, простить его оплошности, защитить.

·      Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребёнок. Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворённость ребёнка своим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха.

·      Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребёнка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения.

·      Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний. [4, с.158]

Существует три принципа воспитания, которыми должен руководствоваться педагог: первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, - ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога. Второй принцип воспитания - принцип субъектности - педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жёсткий приказ в адрес детей и предполагает совместное с ребёнком принятие решения. Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребёнка. Это принцип гласит – принятие ребёнка как данности, признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, признание ценности его личности. [4. с.159]

В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от сознательно-философской позиции авторов.

Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной (отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность), так и реальной цели воспитания. Идеальной цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются и имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер.

Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребёнка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.

Сегодня главная цель учебно-воспитательных учреждений - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придаёт «человеческое измерение» таким целям, как выработка у воспитанников сознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4