Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе
Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе
Содержание
Введение
Глава 1. Воспитательная деятельность как
особый вид педагогической деятельности
1.1 Природа и специфика воспитательной
деятельности
1.2 Функционально-деятельностные
характеристики воспитательной деятельности
Глава 2. Содержание воспитательной
деятельности педагога в современной теории воспитания
2.1 Структура содержания воспитательной
деятельности
2.2 Критерии эффективности и показатели
успешности воспитательной деятельности педагога
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Никогда
не устареют слова А. Макаренко "Дети — это наша старость. Правильное
воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее
горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение
— важнейшая составляющая общественного развития.
Наиболее
активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных
условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных
ценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темпов
промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества,
ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры,
образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства
российских семей. Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей,
лишившихся родительского попечения, постоянно увеличивается. Неблагоприятной
остается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания,
алкоголизм, преступность, в том числе и в детской среде. Ослаблена роль семьи
как гаранта экономической безопасности и развития детей.
Глубокие
изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и воспитание,
которое переживает серьезный кризис, выражающийся не только в
материально-финансовом оскуднении, но и в неопределенности его целей и
содержания.
В
этих сложных условиях система образования была и остается одним из основных социальных
институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, объединяющих усилия всех
тех, кто неравнодушен к проблемам детства.
Воспитание
сегодня должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постоянно
оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно давать
веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающие выносить возможные
неудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь каждому ребенку научиться
делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми
руководствуются школа в широком понимании этого слова и общества.
Воспитание
предстает перед педагогами как сущностное содержание их педагогической
деятельности. Поэтому актуальным является исследование содержания
воспитательной деятельности педагога на современном этапе.
Цель
работы – определить особенности содержания воспитательной деятельности педагога
в современной профессиональной школе.
Объект
исследования – профессионально-педагогическая деятельность.
Предмет
исследования – особенности профессионально-педагогической деятельности в
современной школе.
Исходя
из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
-
изучить литературу по проблеме исследования;
-
рассмотреть природу и специфику воспитательной деятельности;
-
описать основные функционально-деятельностные характеристики воспитательной
деятельности педагога.
Глава
1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
1.1
Природа и специфика воспитательной деятельности
В
Педагогической энциклопедии воспитание определяется как целенаправленная
деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов
и убеждений или в еще более локальном значении – решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи [2].
Любую
педагогическую деятельность характеризуют:
-
представление о предмете, устанавливающее границы ее применения в сфере
образования;
-
наличие специфических субъектов деятельности, т.е. инициаторов активности
именно данного рода;
-
особые деятельностные механизмы (операции), обеспечивающие то или иное влияние
на человека;
-
специфика результата, который не может быть получен с помощью других видов
профессиональной активности.
Что
же придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличает
воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде
всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она
одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной
сфере человеческой жизни.
В
духовной деятельности взгляд человека направлен на проблемы бытия,
существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного,
материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы,
принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могут
восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательная
деятельность связана с преобразованием духовной сферы человека и условий его
взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому она
опосредованно способна влиять на изменение способа жизнедеятельности.
Характеризуя
особенности воспитательной деятельности, некоторые исследователи указывают, что
она обладает признаками метадеятельности [2.;44].
Ю.Н.Кулюткин
объясняет это тем, что воспитание – это деятельность, направленная на
организацию других видов деятельности [5;7]. Воспитывать можно с одинаковым
успехом через труд, учение, общение, художественное творчество, спорт и т.д. Но
не существует воспитания в чистом виде. Организуя в воспитатательных целях
различные виды деятельности и общения воспитанников, педагог как бы
надстраивает над ними (встраивает в них) воспитательные отношения.
Воспитание
как метадеятельность (надпредметная деятельность), в частности, направлено на
упорядочение активности человека, связанной с преобразованием своей
ценностно-смысловой сферы. Так, В.В.Сериков в понятие "метадеятельность"
вкладывает личностное функционирование индивида. Он считает, что человек "должен
овладеть опытом быть личностью, опытом выполнения специфических личностных
функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации,
социальной ответственности и др.) [9;40].
Из
метаприроды вытекает свойство универсальности воспитательной деятельности,
которая может осуществляться в любое время и в любой точке пространства,
возникающего между людьми. Поэтому воспитание в семье, воспитывающее обучение,
досуговая деятельность, свободное общение содержат в себе человекосозидающий
потенциал. Дом, школа, клуб, оздоровительный лагерь, двор с одинаковым успехом
могут стать местом для воспитания.
И.Д.Демакова
называет воспитательной такую деятельность, "которая обеспечивает
позитивные процессы, качественные изменения ребенка со знаком "плюс"
[2;44].
Воспитательная
деятельность как особый вид педагогической деятельности осуществляется
педагогом в системе педагогических отношений и направлена на:
-
совершенствование людей и отношений между людьми;
-
создание благоприятных условий для развития личности;
-
среду обитания;
-
микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
Таким
образом, под воспитательной деятельностью можно понимать деятельность,
направленную на создание условий успешного развития личности ребенка.
1.2
Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности
педагога
Воспитательная
деятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди них
можно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологические
особенности.
Цели
воспитательной деятельности педагога
В
исследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели деятельности
учителя — кардинальный вопрос педагогической теории и практики. В своей
концепции профессиональной педагогической деятельности В.А.Сластенин, вслед за
А.Н. Леонтьевым, рассматривает цель как системообразуюшую характеристику [3]. В
его концепции особо выделяется стратегическая цель, в качестве которой
предлагается идея о развитии личности в гармонии с собой и социумом. При этом
цель рассматривается не как догма, а как динамичное и открытое образование.
По
В.А. Сластенину, основной единицей, с помощью которой можно судить о
профессиональной деятельности учителя, является педагогическое действие как
единство цели и содержания.
Говоря
о специфике деятельности учителя-воспитателя, В.А. Сластенин подчеркивает, что
эта деятельность по своей природе "есть не что иное, как процесс решения
неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней" [3].
В
классификации основных видов педагогической деятельности В.А.Сластенин рассматривает
"воспитательную работу", которую он характеризует как педагогическую
деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление
разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач
гармоничного развития личности. Весьма важно то обстоятельство, что
преподавание автор также рассматривает как воспитательную деятельность, смыслом
которой является управление познавательной деятельностью школьников, что позволяет
сделать вывод о тождественности воспитательной и педагогической деятельностей [3].
Выражаясь
образно, автор подводит итог: "Целостный педагогический процесс в его
содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слить: "воспитывающее
обучение" и "обучающее воспитание". Сравнивая преподавание и
воспитание как два вида педагогической деятельности, В.А. Сластенин
подчеркивает, что воспитательная работа, осуществляемая в рамках любой
организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо цель
недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В
воспитательной работе, пишет автор, можно предусмотреть лишь последовательное
решение конкретных задач, ориентированных на цель. При этом важнейшим критерием
эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в
сознании воспитаннике; проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и
деятельности [3].
Подчеркивается,
что успехи воспитательной деятельности связаны прежде всего с тем, насколько
владеет педагог умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей,
создавать атмосферу творчества, групповой ответственности и заинтересованности
в успехах товарищей. Это говорит о том, резюмирует автор, что не
преподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичными
в содержании профессиональной готовности (деятельности) педагога.
Приоритеты
воспитательной деятельности педагога
Выбор
приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет
стратегическое значение. Заметим, что эта проблема в теории воспитания
исследована мало, поэтому так ценны идеи К. Роджерса о том, что личность
ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы;
что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и
будущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; что
понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления.
Внутренняя направленность педагога на развитее ребенка, на его ценности,
выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любые
педагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистической
педагогике оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. "Человек,
— писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс
развития человека заложен в нем самом". Педагога, который следует этим
идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает "трудную работу
роста", К. Роджерс назвал "фасилитатор"[3].
Фасилитаторскую
деятельность, таким образом, мы рассматриваем как приоритет воспитательной
деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства.
Педагог-фасилитатор естествен, открыт для общения, для диалога, он относится к
своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников,
ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.
Приоритетным
в воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новой
системы образования становится самоопределение педагога не столько по
социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с
новизной отношения педагога к себе как целостной системе.
Л.Н.Куликова
подчеркивает, что сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная
деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не
через их "пригибание под нормы" [3]. Следствием этого понимания
становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его
индивидуальности; что в современных условиях вербальное "воздействие"
практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными
качествами педагога, его духовной зрелостью. Автор подчеркивает, что было бы
утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания,
но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает
влиятельность неформального лидера. Обобщая сказанное, можно утверждать, что
появление в современной школе учителя-фасилитатора как ключевой фигуры
гуманистического образования исторически, социально и личностно обусловлено.
Овладение
фасилитаторской деятельностью как приоритетной — непростая задача для педагога.
Она вступает в соревнование с другими приоритетами: ценность
конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической
подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия
успешной адаптации в современном мире.
Ученые
подмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнем
жизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только его
способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся
условиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способность
выступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школы
и, следовательно, становится главней ценностью педагогической деятельности. В
этих условиях приоритетным становится личностный характер общения педагога с
ребенком. Педагог-фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю
глубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннее
образование — положительное мировосприятие, отношение к детству как
самоценности.
Исходя
из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей,
педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия,
жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание
экзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрирует
конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за
свою деятельность.
В
сложных условиях современного бытия педагог-фасилитатор стремится создать
поддерживающие условия для развития ребенка, не оправдывая себя заранее
подобранными примерами возможных неудач. Он открыт для сопереживания ребенку и
открыто выражает собственные чувства.
Педагог-фасилитатор
не способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемой
многими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящем
во имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям жить
настоящим, исповедуя принцип Роджерса: "Настоящее важнее прошлого и
будущего".
Обобщая
результаты многочисленных исследований на эту тему, С.Л. Братченко вводит
понятие "фасилитативная способность педагога", которое он
рассматривает как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства
понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть
самим собой [3].
Сказанное
позволяет нам сделать стратегический вывод: фасилитаторскую деятельность можно
рассматривать как новую культуру педагогической деятельности — гуманитарную
культуру.
Функции
воспитательной деятельности педагога
Функции
педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от
традиционных функций педагога как субъекта воспитательной работы:
•
если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавания и
обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей
в школе и в системе дополнительного образования (в кружках, студиях, секциях,
клубах, детских объединениях, лагерях отдыха и т. д.), то воспитательная
деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя
ее идеологию, стратегию и тактику;
•
если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических
задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее
эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная
деятельность является концептуальной основой системы педагогической
деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в
развитии детей, их личностном росте;
•
если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет
инвариантные характеристики.
Иной
характер в условиях современной школы приобретает организаторская функция
учителя: если в массовой практике он традиционно был организатором "воспитательных
мероприятий": сценаристом, режиссером, распорядителем в ученическом
сообществе, то сегодня эта сфера деятельности, хотя и остается, но учитель в
ней выполняет другую роль — он организует "внутреннюю" сторону жизни
класса, школы, пробуждая коллективную рефлексию, поощрение, вызывая рождение "внутреннего
воспитательного пространства" как жизненной философии детей. Педагог в
этих условиях становится харизматическим лидером. Исследователи подчеркивают
этическую сторону связей педагога с детьми: чем большим доверием со стороны
детей он пользуется, тем опаснее для них его педагогические ошибки, а значит,
тем выше его личная ответственность за результаты воспитания.
Страницы: 1, 2
|