Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря
Особенности социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского лагеря
Введение
Сегодня проблемы детей, в
частности проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
нашей стране достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало
жизненно необходимым. Забота о таких детях — стержень новой социальной
политики. Но те формы и подходы, которые разрабатываются в связи с возникшей
проблемой, по сути, откорректированные временем старые идеи.
Цель работы является раскрытие
особенностей социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях детского
лагеря.
Задачи:
Ø
выявить суть
социально-педагогической поддержки;
Ø
рассмотреть
нормативно-правовую базу, на которой строится работа с детьми-сиротами;
Ø
выяснить
состояние проблемы российских детей-сирот сегодня;
Ø
привести примеры
методов работы с детьми-сиротами в условиях лагеря с учетом их психических
особенностей.
При работе над темой мы
ознакомились с рядом нормативных документов и исследований.
При выяснении сути
социально–педагогической поддержки и определении нормативно-правовой базы,
которая является основой работы с детьми-сиротами, нами использованы Конвенция
о правах ребенка, где четко сформулированы права и обязанности государства по отношению
к детям, оставшимся без попечения родителей; права и гарантии самих детей.
Одним из основных документов является Федеральный закон «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», который принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, где раскрываются общие принципы,
содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В законе предусмотрены все стороны
жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «0б основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24
июня 1999 года говорит нам о мерах государства по созданию специализированных
учреждений для несовершеннолетних, оставшихся без надзора ответственных лиц.
Назначение учреждений — компенсация пробелов воспитания, обеспечение временного
проживания, экстренная социальная помощь государства.
Одним из основных
исследований по проблеме характеристики детей, оставшихся без попечения
родителей и воспитывающихся в детских домах является работа Астоянц М.С. «Дети-сироты:
анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения». В ней содержится
очень интересная информация о жизни детей-сирот, которая была собрана в
непосредственном контакте с данными детьми в условиях, где они проживают и, следовательно,
формируются.
Нами были использованы
выводы Олиференко Л.Я. относительно сущности социально – педагогической поддержки
и ее основных направлений из работы «Социально-педагогическая поддержка детей
группы риска».
Орсаг Ю., Паншина О. в
своем исследовании «Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения
родителей, в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы
детского дома)» много внимания уделяют значению профессиональной ориентации у
воспитанников детских домов и подготовке к брачно-семейным отношениям.
Работа Песковой М.Е.
«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома» была
интересна для нас раскрытием составляющих жизненного опыта детей-сирот и
особенностями его формирования.
Очень важными для нас
были сведения, полученные из работы Радиной Н.К. «Экономическая социализация
воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Автор очень подробно говорит об опасности подмены личной собственности
общественной, которая характерна для детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблеме форм устройства
детей-сирот в современной России посвящена работа Семьи Г., Вильясте Л.
«Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей». Еще одно исследование этих авторов «Мониторинг обеспечения прав
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения род родителей» показывает
стержень новой социальной политики относительно детей – сирот, результаты
некоторых исследований, которые помогли нам сделать необходимые выводы по
защите прав интересующей нас категории детей.
Глава I. Социально-педагогическая поддержка
детей-сирот
1.1 Особенности
социально-педагогической поддержки детей-сирот
Анализ опыта развития
социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается
от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а поэтому она не
может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений
социальной работы. Важнейшей частью социальной помощи детям является
педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка,
содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность,
направленная на оказание социальной помощи детям, — это всегда
социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность
педагогической деятельности.
Педагогическая
деятельность — деятельность специфическая и обладает рядом особенностей.
Основная ее особенность состоит в том, что она выступает как одно из звеньев
массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны,
пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой —
как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.
Важно и то, что
педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни.
Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило,
родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной
педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное
образование.
В целом такой подход
подчеркивает, что любая педагогическая деятельность — это не просто
деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но, прежде всего
связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого
отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его
«врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит
всеобщий характер, она направлена на всех детей[1].
Социально-педагогическая
деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие
черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской
педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем
недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие
уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а
также педагогики в целом.
Процесс активного
приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной
адаптацией. Если же человек не может приспособиться к новым условиям и при этом
утрачивает какие-то социально значимые качества, необходимые. Для его успешной
адаптации, происходит социальная дезадаптация индивида. Такой индивид нуждается
в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системы мер,
направлениях на восстановление социального статуса личности, разрушенных или
утраченных общественных связей и отношений и в конечном счете на обеспечение
его социальной адаптации в обществе, такой человек становится объектом
профессиональной помощи. Дети как особая возрастная категория людей (согласно
Конвенции ООН о правах ребенка — от рождения до достижения 18 - летнего
возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на
период детства приходится основной определяющий этап процесса социализации
человека. Социализация — процесс приобщения к социальной жизни, который
заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, нормальных
установок, образцов поведения, присущих данному обществу социальной общности,
группе[2]. Именно в процессе
социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном
обществе. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как
правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и
нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена
не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную
социализацию.
Понятие социализации,
которое появилось в социологии, активно включается в понятийный аппарат
педагогики, и многие ученые начинают рассматривать его как одну из центральных
категорий социальной педагогики.
Таким образом, главным
отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то,
что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в
социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа
оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и
нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.
Нам также представляется
важной еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее
исключительно профессиональный характер, т.е. она является разновидностью
именно профессиональной педагогической деятельности.
Выделенные особенности
сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной
деятельности — социальной работой.
Понятие социальной работы
появилось в России в 1991 г., когда в стране был введен институт социальной
работы. Его введение было обусловлено осознанием необходимости кардинального
пересмотра подходов в организации социальной помощи населению. В современной
России система социальной работы как сфера профессиональной деятельности только
формируется и содержательно, и организационно, и в кадровом отношении. В стадии
становления находится и соответствующая область научного знания, ее понятийный
аппарат. Как отмечают Л.А. и М.А. Беляевы, «поводом для социальной работы
служит социальное неблагополучие отдельных людей или групп», поэтому ее цель
состоит в том, чтобы «способствовать повышению качества жизни людей, большей социальной
справедливости в распределении социальных благ, реализации прав человека», а
«средствами этой деятельности являются разнообразные виды помощи, поддержки,
защиты интересов и потребностей людей в необходимых условиях жизни,
выражающихся в определенном уровне благосостояния, образования и культуры»[3]
Так как
социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной
ситуации ребенка, одним из оснований классификации ее разновидностей могут
выступать категории детей с определенными проблемами. Современные требования
обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической
составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные
возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию
и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и
социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их
существования.
Традиционно большое
внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле
слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К
этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей
вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке
родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время
значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены
родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих
детях, в результате чего последние тоже оказывается в этой категории.
Поэтому данная категория
детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной,
профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении,
определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав
на полноценное развитие и образование. Поэтому данная категория детей нуждается
не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической
помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с
целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Практически одновременно появились понятия «социальная поддержка», «педагогическая
поддержка», «психолого-педагогическая поддержка»,
«медико-психолого-педагогическая поддержка» и, наконец,
«социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих
ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти
понятия широко используются в научном обороте, работ, посвященных их
специальному рассмотрению и анализу, мы не встретили.
Поскольку слово поддержка
часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка», представляется
необходимым уточнить соотношение этих терминов. Поддержка означает «оказание
помощи»; поэтому если помощь — это определенная система мер, реализация которых
имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть
собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по
оказанию помощи[4]. В случае
социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том,
что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают
проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.
Организация
социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на
устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для
детей. Причем эти проблемы должны решаться в комплексе.
1.2 Характеристика категории
«дети–сироты» в Российской Федерации
Дети-сироты, оставшиеся
без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений продолжают быть
одной из самых уязвимых групп населения.
Бедственное их положение
усугубляется низким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни
в открытом социуме и очень обостряется отсутствием жилья, конкурентоспособной
специальности, проблемами с пропиской, получением документов[5]...
Всё это порождает среди них беспризорность и бродяжничество, пьянство и
правонарушения, смещение сексуальной ориентации, раннее материнство. Это и
определяет выпускников образовательных учреждений для детей-сирот как групповую
субкультуру низкого уровня, криминальной ориентации.
В нашей
стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные
органы — органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально
в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов,
государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и
др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий
для развития, воспитания и образования этих детей.
По данным Росстата, в
2005 году в стране насчитывалось более 730 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Из них находились на
воспитании в семьях — почти 550 тыс. детей[6]. Численность детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях, составила около 200 тыс. человек.
В 2005 году выявлено более
133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Из них под
опеку (попечительство) и на усыновление устроены 78,2 тыс. детей. Остальные
дети устроены в государственные детские образовательные учреждения (дома
ребёнка, детские дома, школы-интернаты и т.п.)
Число ежегодно выявляемых
детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, увеличилось по
сравнению с 1991 годом в 2,2 раза (в 1991 году выявлено 59,2 тыс. детей). Число
детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выросло за этот период в 1,8
раза (1991г. — 102 тыс. детей).
На фоне стабильного
сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения
родителей, становится угрожающей.
В то же
время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к
организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих
образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся
общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину
результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских
домов и интернатов статистика приводит следующие данные:
40% —
зарегистрированные правонарушители;
30% —
алкоголики и наркоманы;
10% —
суициденты.
Проблема также состоит и
в том, что финансовые возможности муниципальных бюджетов не позволяют
обеспечивать профилактику социального сиротства, производить выплаты на
подопечных детей в полном объёме и регулярно[7]. В некоторых регионах
вообще отсутствуют службы по устройству детей-сирот, а также службы по оказанию
правовой, социальной и психолого-медико-педагогической помощи детям, перенёсшим
тяжёлые эмоциональные и психические травмы. Как показывает анализ практики,
решению сложных проблем постинтернатного периода, его продуктивному переживанию
способствуют различные формы социального сопровождения воспитанников в
самостоятельной жизни[8]. Наряду с
межведомственными программами, мероприятиями, службами (телефон доверия,
общественная приёмная), созданием региональных нормативно-правовых баз, они представлены
Центрами постинтернатной адаптации бывших воспитанников, «адаптационными
пространствами» городов и районов, постинтернатными блоками общежитий и
гостиниц, патронатными семьями.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|