бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой бесплатно рефераты

Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой

Министерство образования и науки Р.Ф.

Федеральное агентство по образованию

Департамент образования и науки Липецкой области

ГОУ СПО Лебедянский педагогический колледж

 

Специальность (0312) Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики

 

Тема:

«Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой»

Выпускная квалификационная работа студента

 

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх


323 группы

3 курса

школьного отделения

Научный руководитель

ххххххххххххххххххххххх

Рецензент

ххххххххххххххххххххххх


 

 

г. Лебедянь

2005 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование использования учебника «Окружающий мир» на уроках………………………………………………….7

1.1. Роль учебника в образовательном процессе…………………………………8

1.1.1. Место учебника на уроках «Окружающего мира»………………………..8

1.1.2. Проблема в ретроспективе………………………………………………….12

1.1.3. Дидактические функции учебника…………………………………………20

1.1.4. Требования, предъявляемые к учебнику…………………………………..24

1.2. структура учебника «Окружающий мир»…………………………………...27

1.2.1. Общая характеристика структурных компонентов учебника……………27

1.2.2. Особенности содержания учебника «Окружающий мир» для 3-го класса и методика ознакомления с ним учащихся………………………………………..32

1.3. Организация работы с учебником на уроке………………………………...44

1.3.1. Дидактические условия организации работы с учебником на уроке…...44

1.3.2. Приемы работы с учебником «Окружающий мир» на уроке……………49

Глава 2. Практическая экспериментальная работа………………………...59

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………………60

2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………80

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………...88

Заключение ………………………………………………………………………..98

Библиография……………………………………………………………………...101

Приложение………………………………………………………………………..104

Введение

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Использование учебников в учебном процессе имеет давнюю историю. Она отражена в работах Василия Федоровича Зуева конца XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах Ф. Пуцыковича, А. Линберга, Л.С. Севрука, Г.И. Иванова, С. Бобина и других известных педагогов. И сегодня эта проблема не утратила свою актуальность.

К сожалению, работа с книгой в начальной школе занимает все более скромное место. Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что работа с книгой — скучная, однообразная, не всегда интересная — оказалась вытесненной другими методами. В результате мы пожинаем горькие результаты: дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают прочитанное. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети учеников имеют проблемы с чтением и понима­нием прочитанного. Это значит, что начальная школа не выполняет своей главной задачи. Можно назвать и другие причины, по которым наши дети отучаются нормально читать и понимать прочитан­ное: засилие телевидения, просмотр которого не требует умственного напряжения, распространение глупых книг с картинками, комиксов, наполненных сюжетами на уровне умственных способностей их составителей и издателей, отучающих детей от серьезного чтения и восприятия книги. На пути национального бедствия должен стать учитель начальной школы, который будет, несмотря на все трудности, приучать детей к чтению. Этим и объясняется актуальность выбранной темы

Проблема: каково значение разных видов работ с учебником в обучении младших школьников «Окружающему миру».

Цель: решение этой проблемы

Объект: урок «Окружающего мира» в начальной школе.

Предмет: разнообразие работ с учебником «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой

Цель нашего исследования раскрывается в системе задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выяснить роль учебников в образовательном процессе.

3. Рассмотреть особенности содержания учебника и методику ознакомления с ним учащихся.

4. Разработать и апробировать систему уроков, используя различные виды работ с учебником.

5. Проанализировать эффективность использования учебников «Окружающий мир» в учебном процессе.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: эффективность работы с учебником возрастет если:

- использовать разнообразие видов работ с учебником;

- систематически применять учебник в образовательном процессе;

- учитывать особенности содержания и требования, предъявляемые к учебнику.

Цели и задачи нашего исследования определили выбор методов исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

- беседа с учителем;

- анализ результатов педагогической диагностики.

Характеристика базы данных исследования:

МОУ СОШ №1 города Лебедяни Липецкой области, 3-б класс (всего учащихся – 28, в экперементе - 15).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование использования учебника «Окружающий мир» на уроках

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Роль учебника в образовательном процессе.

1.1.1. Место учебника на уроках окружающего мира

При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для фор­мирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты. О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере по картинке». Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих  работах указывали на большое значение наглядных средств обу­чения при знакомстве детей с природой. Исследования современ­ных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно до­казали, что применение наглядных средств повышает качество обу­чения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

Наличие разнообразных средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина придерживаются следующей классификации средств обучения:

- вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;

- натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты;

- изображения предметов и явлений природы:

- плоскостные — таб­лицы, картины, карты;

- объемные — модели, муляжи;

- аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;

- вспомогательные — приборы, лабораторное и экскурсионное обо­рудование, технические средства.

Все средства представляют единую систему, звенья которой вза­имосвязаны. Эти связи «определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функци­ональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождает целостность, структурность и относительность автоном­ной системы». При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента.

Как считает П.И. Пидкасистый, в наше время книга — основной источник знаний, важное средство человеческого общения. С 1-го класса школьники читают их, изучают, а мы почти не задумываемся над вопросом, как они это делают.

Анализ анкет, тетрадей старшеклассников, студенческих конспектов первоисточников показывает, что у многих учащихся умения и навыки работы с книгой очень слабы, случайны. Например, конспекты первоисточников представляют собой, как правило, цитаты различного объема без собственных замечаний и выводов.

Опрос учителей показывает, что они редко работают на уроке с учебником, недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся. Школьники по существу работают с книгой только дома без управления со стороны учителя. Важен и другой аспект, о котором писал Д.И.Писарев: "Надо, кроме того, постоянно поддерживать серьезным чтением живую связь между собственной мыслью и теми великими умами, которые из года в год своими постоянными трудами расширяют по разным направлениям всемирную область человеческого знания". (Писарев Д.И.Избранные педагогические высказывания. М., 1938,с.257).

Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет ее читать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией. Привитие культуры чтения, умения работать с книгой, стремления к ней тесно связано с развитием человека, его учебой.

Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика». Новое поко­ление учебников природоведения и естествознания, по мнению Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой, помогает учи­телю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся науч­ной картины мира.

Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его со­держание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренно­го программой. Вместе с тем, содержание и построение учебника определяется методологией естественных наук. Это выражается в ознакомлении школьников с методами наук о природе, например наблюдениями, опытами, моделированием. При этом трактовка научных данных о природе дается адаптированным и логичным из­ложением современных достижений в познании природы. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например — си­стематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например —   сезонности; краеведческой, экологической и практиче­ской направленностей. При этом учет возрастных особенностей имеет особое значение для разработки учебников естествознания. Рассказать о сложных явлениях и процессах, протекающих в при­роде, так, чтобы это было ясно и понятно ребенку 6—10 лет, не про­сто. Поэтому здесь имеются задания для наблю­дений, опытов, практических и творческих работ; задания и вопро­сы для проверки знаний; осуществления обратной связи; большое количество иллюстраций, а также отбор научных фактов, гипотез для текстового материала. Следовательно, учебник не только пере­дает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует формированию практических умений и навыков.



1.1.2. Проблема в ретроспективе

В Российском и советском естественнонаучном образовании накоплен богатейший опыт создания и совершенствования школьных учебников по естествознанию. Известный методист, биолог Н.М. Верзилин писал: «Знание истории предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для нашего времени методических проблем».

Обзор учебных книг по естествознанию следует начинать с конца XVIII в. Это период, когда в России создавалась система народного образования, и «между 1782 – 1786 гг. мы впервые встречаемся с естествознанием как с официально узаконенным обязательным предметом общего образования».

С момента введения естественной истории основным руководством по этому предмету стал учебник «Начертание естественной истории». Его автор – наш соотечественник Василий Федорович Зуев. Учебник состоял из двух частей, изданных отдельными книгами. В первой части выделено два отдела: «Ископаемое царство» - неживая природа и «Прозябаемое царство» - растения. Во второй части книги описывается «Животное царство».

Описания растений и животных довольно интересны, сделаны на уровне развития науки того времени, проникнуты идеей полезности. Автору удалось избежать всякой теологии и ложного антропоморфизма. Он не подчиняет изучение естественной истории цели религиозно-нравственного воспитания.

Учебник «Начертание естественной истории» использовался в русской школе более 40 лет – с 1786 по 1828 г.

Подавляющее большинство методистов – биологов XX в. (Б.Е. Райков, Б.В. Всесвятский, Н.М. Верзилин, Д.И. Трайтак и другие) очень высоко ценили учебник В.Ф. Зуева. Он служил основным руководством в гимназиях при Александре I. Но в начале XIX в. преподавание естественной истории значительно расширилось, и объем «начертания естественной истории» оказался недостаточным, поэтому были подготовлены другие учебники.

В 80-е гг. имела некоторое распространение книга Ф. Пуцыковича «Вокруг нас» (СПб., 1882 г.). Она представляет собой интеграцию сведений из биологии и географии. Книга снабжена многими рисунками, к статьям даются вопросы и задания. По каждой теме рекомендуется делать вывод. Для этого даются 4 – 5 вопросов, которые помогают детям самим выделить главное из полученных знаний. По мере необходимости предлагаются опыты и наблюдения, которые дети выполняют самостоятельно или под руководством учителя. Книга написана доступным, живым языком, что важно для обучения маленьких детей.

Однако такие учебники имели ограниченное применение. В школах до 1890 г. продержалось заучивание географической номенклатуры и черчение карт, преследующие цель – запоминать наизусть координаты многих десятков географических объектов. И лишь в учебниках после 1890 г. появилось четко выраженное стремление к объяснительному изложению материала. Одним из таких учебников был учебник «Начальный курс географии» (М., 1893 г.) А. Линберга. Эта книга предназначалась для первоначального обучения. В предисловии к ней автор высказывает ряд ценных положений о порядке изучения материала, содержании и методике начальной географии.

Книга снабжена иллюстрациями ландшафтов различных природных поясов, картой и этнографическими рисунками. Однако автор, считая, что начинать изучать географию надо с наблюдений окружающей природы, не дает никакого учебного материала в учебнике, ограничиваясь лишь общими указаниями для учителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8