Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой
Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой
Министерство образования и науки Р.Ф.
Федеральное агентство по образованию
Департамент образования и науки Липецкой
области
ГОУ СПО Лебедянский педагогический
колледж
Специальность (0312) Преподавание в
начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики
Тема:
«Особенности работы с учебником на
уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой»
Выпускная
квалификационная работа студента
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
323 группы
3 курса
школьного отделения
Научный руководитель
ххххххххххххххххххххххх
Рецензент
ххххххххххххххххххххххх
г. Лебедянь
2005 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования
учебника «Окружающий мир» на уроках………………………………………………….7
1.1. Роль учебника в образовательном процессе…………………………………8
1.1.1. Место учебника на уроках «Окружающего мира»………………………..8
1.1.2. Проблема в ретроспективе………………………………………………….12
1.1.3. Дидактические функции учебника…………………………………………20
1.1.4. Требования, предъявляемые к учебнику…………………………………..24
1.2. структура учебника «Окружающий мир»…………………………………...27
1.2.1. Общая характеристика структурных компонентов
учебника……………27
1.2.2. Особенности содержания учебника «Окружающий
мир» для 3-го класса и методика ознакомления с ним учащихся………………………………………..32
1.3. Организация работы с учебником на уроке………………………………...44
1.3.1. Дидактические условия организации работы с
учебником на уроке…...44
1.3.2. Приемы работы с учебником «Окружающий мир» на
уроке……………49
Глава 2. Практическая экспериментальная работа………………………...59
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………………60
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………80
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………...88
Заключение ………………………………………………………………………..98
Библиография……………………………………………………………………...101
Приложение………………………………………………………………………..104
Введение
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала
одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода —
возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для
него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции:
обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
При использовании специально разработанных, так называемых программированных
учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний,
умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он
должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал
высокой степени обобщения и вместе с тем быть
конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся
в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их
интересы, особенности их психических
процессов — восприятия, мышления памяти;
стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения.
Систематическое изложение учебного
материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами
познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство
обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и
самому процессу познания,
стимулировать у него потребность в самообразовании.
Использование учебников в учебном процессе имеет давнюю
историю. Она отражена в работах Василия Федоровича Зуева конца XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема
получила в трудах Ф. Пуцыковича, А. Линберга, Л.С. Севрука, Г.И. Иванова, С.
Бобина и других известных педагогов. И сегодня эта проблема не утратила свою
актуальность.
К сожалению, работа с книгой в начальной школе занимает все
более скромное место. Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям
методы обучения привела к тому, что работа с книгой — скучная, однообразная, не
всегда интересная — оказалась вытесненной другими методами. В результате мы
пожинаем горькие результаты: дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают
прочитанное. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети
учеников имеют проблемы с чтением и пониманием прочитанного. Это значит, что
начальная школа не выполняет своей главной задачи. Можно назвать и другие
причины, по которым наши дети отучаются нормально читать и понимать прочитанное:
засилие телевидения, просмотр которого не требует умственного напряжения,
распространение глупых книг с картинками, комиксов, наполненных сюжетами на
уровне умственных способностей их составителей и издателей, отучающих детей от
серьезного чтения и восприятия книги. На пути национального бедствия должен
стать учитель начальной школы, который будет, несмотря на все трудности,
приучать детей к чтению. Этим и объясняется актуальность выбранной темы
Проблема: каково значение разных видов работ с
учебником в обучении младших школьников «Окружающему миру».
Цель: решение этой проблемы
Объект: урок «Окружающего мира» в начальной школе.
Предмет: разнообразие работ с учебником «Окружающий мир» Н.Ф.
Виноградовой
Цель нашего исследования раскрывается в системе задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Выяснить роль учебников в образовательном процессе.
3. Рассмотреть особенности содержания учебника и методику
ознакомления с ним учащихся.
4. Разработать и апробировать систему уроков, используя
различные виды работ с учебником.
5. Проанализировать эффективность использования учебников
«Окружающий мир» в учебном процессе.
В ходе исследования мы выдвинули гипотезу:
эффективность работы с учебником возрастет если:
- использовать разнообразие видов работ с учебником;
- систематически применять учебник в образовательном
процессе;
- учитывать особенности содержания и требования,
предъявляемые к учебнику.
Цели и задачи нашего исследования определили выбор методов исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- беседа с учителем;
- анализ результатов педагогической диагностики.
Характеристика базы данных исследования:
МОУ СОШ №1 города Лебедяни Липецкой области, 3-б класс (всего учащихся –
28, в экперементе - 15).
Глава 1. Теоретическое обоснование использования учебника
«Окружающий мир» на уроках
1.1 Роль учебника в образовательном процессе.
1.1.1. Место учебника на уроках
окружающего мира
При изучении естествознания учащиеся знакомятся с
разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники
не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных
представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные
средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты. О важности
применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию
писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При
рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по
крайней мере по картинке». Впоследствии такие известные ученые-методисты, как
А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М.
Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств
обучения при знакомстве детей с природой. Исследования современных
психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г.
Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение наглядных
средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного
интереса к природе и учебному предмету.
Наличие разнообразных средств обучения требует их
классификации. В методике разработано их несколько. Г.Н. Аквилева и З.А.
Клепинина придерживаются следующей классификации средств обучения:
- вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;
- натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты;
- изображения предметов и явлений природы:
- плоскостные — таблицы, картины, карты;
- объемные — модели, муляжи;
- аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы,
транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;
- вспомогательные — приборы, лабораторное и
экскурсионное оборудование, технические средства.
Все средства представляют единую систему, звенья
которой взаимосвязаны. Эти связи «определяются содержанием, методикой
преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными
свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождает целостность,
структурность и относительность автономной системы». При использовании средств
обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и
специфические особенности каждого компонента.
Как считает П.И. Пидкасистый, в наше время книга — основной
источник знаний, важное средство человеческого общения. С 1-го класса школьники
читают их, изучают, а мы почти не задумываемся над вопросом, как они это
делают.
Анализ анкет, тетрадей старшеклассников, студенческих
конспектов первоисточников показывает, что у многих учащихся умения и навыки
работы с книгой очень слабы, случайны. Например, конспекты первоисточников
представляют собой, как правило, цитаты различного объема без собственных
замечаний и выводов.
Опрос учителей показывает, что они редко работают на уроке с
учебником, недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Школьники по существу работают с книгой только дома без управления со стороны
учителя. Важен и другой аспект, о котором писал Д.И.Писарев: "Надо, кроме того,
постоянно поддерживать серьезным чтением живую связь между собственной мыслью и
теми великими умами, которые из года в год своими постоянными трудами расширяют
по разным направлениям всемирную область человеческого знания". (Писарев
Д.И.Избранные педагогические высказывания. М., 1938,с.257).
Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того,
кто желает и умеет ее читать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения
с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией.
Привитие культуры чтения, умения работать с книгой, стремления к ней тесно
связано с развитием человека, его учебой.
Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это
средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика». Новое поколение
учебников природоведения и естествознания, по мнению Г.Н. Аквилевой, З.А.
Клепининой, помогает учителю организовать разнообразную познавательную
деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно
«добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету,
нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений.
Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой,
запоминающейся научной картины мира.
Учебник разрабатывается в соответствии с программой.
Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает
последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой.
Вместе с тем, содержание и построение учебника определяется методологией
естественных наук. Это выражается в ознакомлении школьников с методами наук о
природе, например наблюдениями, опытами, моделированием. При этом трактовка
научных данных о природе дается адаптированным и логичным изложением
современных достижений в познании природы. Научный материал излагается с учетом
принципов дидактики, например — систематичности, последовательности,
наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального
естествознания, например — сезонности; краеведческой, экологической и
практической направленностей. При этом учет возрастных особенностей имеет
особое значение для разработки учебников естествознания. Рассказать о сложных
явлениях и процессах, протекающих в природе, так, чтобы это было ясно и
понятно ребенку 6—10 лет, не просто. Поэтому здесь имеются задания для наблюдений,
опытов, практических и творческих работ; задания и вопросы для проверки
знаний; осуществления обратной связи; большое количество иллюстраций, а также
отбор научных фактов, гипотез для текстового материала. Следовательно, учебник
не только передает информацию, но и помогает ученику ее усвоить, способствует
формированию практических умений и навыков.
1.1.2.
Проблема в ретроспективе
В Российском и советском естественнонаучном образовании накоплен
богатейший опыт создания и совершенствования школьных учебников по
естествознанию. Известный методист, биолог Н.М. Верзилин писал: «Знание истории
предупреждает повторение ошибок, открытие уже известных истин, позволяет
использовать ценные достижения прошлого при решении и исследовании насущных для
нашего времени методических проблем».
Обзор учебных книг по естествознанию следует начинать с конца XVIII в. Это период, когда в России
создавалась система народного образования, и «между 1782 – 1786 гг. мы впервые
встречаемся с естествознанием как с официально узаконенным обязательным
предметом общего образования».
С момента введения естественной истории основным руководством по этому
предмету стал учебник «Начертание естественной истории». Его автор – наш
соотечественник Василий Федорович Зуев. Учебник состоял из двух частей,
изданных отдельными книгами. В первой части выделено два отдела: «Ископаемое
царство» - неживая природа и «Прозябаемое царство» - растения. Во второй части
книги описывается «Животное царство».
Описания растений и животных довольно интересны, сделаны на уровне
развития науки того времени, проникнуты идеей полезности. Автору удалось
избежать всякой теологии и ложного антропоморфизма. Он не подчиняет изучение
естественной истории цели религиозно-нравственного воспитания.
Учебник «Начертание естественной истории» использовался в русской школе
более 40 лет – с 1786 по 1828 г.
Подавляющее большинство методистов – биологов XX в. (Б.Е. Райков, Б.В. Всесвятский,
Н.М. Верзилин, Д.И. Трайтак и другие) очень высоко ценили учебник В.Ф. Зуева.
Он служил основным руководством в гимназиях при Александре I. Но в начале XIX в. преподавание естественной истории
значительно расширилось, и объем «начертания естественной истории» оказался
недостаточным, поэтому были подготовлены другие учебники.
В 80-е гг. имела некоторое распространение книга Ф. Пуцыковича «Вокруг
нас» (СПб., 1882 г.). Она представляет собой интеграцию сведений из биологии и
географии. Книга снабжена многими рисунками, к статьям даются вопросы и
задания. По каждой теме рекомендуется делать вывод. Для этого даются 4 – 5
вопросов, которые помогают детям самим выделить главное из полученных знаний.
По мере необходимости предлагаются опыты и наблюдения, которые дети выполняют
самостоятельно или под руководством учителя. Книга написана доступным, живым
языком, что важно для обучения маленьких детей.
Однако такие учебники имели ограниченное применение. В школах до 1890 г. продержалось заучивание географической номенклатуры и черчение карт, преследующие цель –
запоминать наизусть координаты многих десятков географических объектов. И лишь
в учебниках после 1890 г. появилось четко выраженное стремление к
объяснительному изложению материала. Одним из таких учебников был учебник
«Начальный курс географии» (М., 1893 г.) А. Линберга. Эта книга предназначалась
для первоначального обучения. В предисловии к ней автор высказывает ряд ценных
положений о порядке изучения материала, содержании и методике начальной
географии.
Книга снабжена иллюстрациями ландшафтов различных природных поясов,
картой и этнографическими рисунками. Однако автор, считая, что начинать изучать
географию надо с наблюдений окружающей природы, не дает никакого учебного
материала в учебнике, ограничиваясь лишь общими указаниями для учителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|