Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Содержание
Введение
1.
Профессиональный портрет социального педагога
1.1
Цели деятельности социального педагога
1.2
Функции и социальные роли социального педагога
2.
Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1
Причины попадания семей в группу риска
2.2
Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3.
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Общеизвестен факт, что семья является самым главным
институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные
знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и
идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана
обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в
безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и
т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для
развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием
семьи группы риска.
В своей курсовой работе я раскрыла особенности работы
социального педагога именно в таких семьях. Актуальность этой темы состоит в
том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных
ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба
социальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не
соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не
только взрослые, но и дети. Поэтому множество людей, в основном с
педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога,
а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают
молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы
важной её подструктуры – семьи.
Объём решенных проблем, связанных с
неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от
общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и
социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми
возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать
непосредственное участие в работе социального педагога с семьями группы риска.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе
рассматривается социальный портрет социального педагога, а главным образом его
задачи и функции. Во второй главе непосредственно рассматривается главный
вопрос курсовой работы, раскрываются причины попадания семьи в группу риска,
особенности работы социального педагога с данными семьями в микрорайоне. В
третьей главе разрабатывается вариант работы с семьями группы риска.
1. Профессиональный портрет социального педагога
1.1 Цели деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную
работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах
(семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив,
учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает
психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды,
выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и
оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации
прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах
оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной
помощи людям, нуждающимся в этой помощи.
Профессиональная деятельность социального педагога направлена
на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте
«личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центр
внимания социальных педагогов – есть проблемы.
Впредь объект социального педагога мы будем называть
клиентом.
Практическая деятельность социального педагога должна быть
обоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой и
соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональных
взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа.
В задачи практической деятельности социального педагога
входит: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил,
конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;
предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого связи
и контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода,
проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защиты
клиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи
нуждающимся; оказывать воздействие на органы власти и управления с целью
повышения качества обслуживания и социальной защиты; информировать инстанции
всех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни для
определенных групп населения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого
возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений,
этнической принадлежности. Объектом деятельности социального педагога может
быть: отдельный человек, семья, группа, организация.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи,
общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных
отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту
жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет
своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на
характер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество,
различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.
Базовые характеристики социального педагога включают в себя:
-
Способность
обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью,
семьей, с одной стороны, и обществом, различными государствами и общественными
структурами – с другой;
-
Способность
выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между
личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
-
Умение
влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме,
стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
Социальный педагог должен знать основные закономерности
развития личности на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в
социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогической работы с
семьями, различными группами и категориями населения; функции, права и
обязанности государственных и общественных институтов по отношению к семье и
личности; концепцию и программу современной социальной политики; основы
трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики
личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальной
работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать в
соответствии с кодексом этики социального педагога.
1.2 Функции и социальные роли социального
педагога
Основными функциями социального педагога являются:
1. Воспитательная (социальный педагог обеспечивает
целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность
клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном
процессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности как
активного субъекта воспитательного процесса);
2. Диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучает
психологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека,
вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми;
выявляет позитивные и негативные проблемы);
3. Прогностическая (участвует в программировании процесса
социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных
институтов, задействованных в социальной работе);
4. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая
(приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы
предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание
социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);
5. Организационно-коммуникативная (способствует включению
добровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, в
совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает
информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами
в их работе с клиентом);
6. Охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовым
норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер
государственного принуждения и реализации юридической ответственности в
отношении лиц, допускающих прямые или опосредственные противоправные
воздействия на клиентов).
В своей практической деятельности социальный педагог
выполняет различные социальные роли. Прежде всего, эта роль посредника,
связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными
службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном,
физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманию
между отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие между
организациями и институтами.
Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника
интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения;
добивается социальной справедливости, помогает людям реализовывать свои
способности.
Социальный педагог является участником совместной
деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности,
побуждает людей к действию, инициативе, творчеству.
Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов в
решении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.
Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогает
предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.
Социальный педагог является своего рода аниматором и,
побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного
взаимодействия между личностью и обществом.
В соответствии с квалификационной характеристикой, в
обязанности социального педагога входит:
-
Обеспечение
педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности
содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты;
содействие в формировании гуманных отношений в социуме;
-
Изучение
медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды,
интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связанной
с нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их
семей, взрослого населения;
-
Организация
социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных
видов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальных
инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования,
различных видов самопомощи;
-
Оказание
профессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работа
по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному
выявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений в
поведении людей;
-
Представление
и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными
государственными, общественными структурами, содействие в повышении статуса
семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем
обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных
учреждений и организаций.
Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широко
использует свои права:
-
Представлять
и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
-
Вести
государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном
образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;
-
Собирать
информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы
населения, диагностические исследования;
-
Делать
официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с
просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
-
Информировать
государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности
социального педагога;
-
Вносить
предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным
организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные
инициативы и активность;
-
Вести
активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания,
социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;
-
Возглавлять
общественные инициативы движения граждан, направленные на решение конкретных
социальных проблем.
2. Особенности работы социального педагога с
семьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семьи в группу риска
Семья
является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное
понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими
общественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40
млн. семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные
изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл
происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В
настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов
находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость,
со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака, 67%
составляют простые семьи. Тяжелая материальная ситуация складывается в
многодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количество
малообеспеченных, а также беспризорных детей. Все социальные проблемы, с
которыми связана семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное
поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему
материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к
необходимости социальной реабилитации детей. Два десятилетия назад работа с
семьями группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего
от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские
дома и интернаты, где упор делают на обеспечение жизненно-важных потребностей и
обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-за
неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую
жизнь совершенно не подготовленными, не могут адаптироваться к группе
сверстников и испытывают трудности в общении. Работа с детьми из семей группы
риска должна носить комплексный характер, учитывая психологические особенности
детей. Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация,
при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических
преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений,
искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для
развития ребенка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии. Это затронуло
многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остается
детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными
напитками и наркотическими средствами? Количество таких родителей возросло, не
все смогли пережить трудности. Влияние семьи на ребенка исключительно. Дети
могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитывались в
безопасном, предсказуемом окружении. Длительное стрессовое состояние родителей
не может обеспечить безопасность, каждодневный уход за ребенком. Поэтому
необходимо проводить с такими детьми социальную реабилитацию, направленную на
социализацию личности ребенка, адаптации его в общеобразовательных учреждениях.
Работа должна вестись по восстановлению утраченных социальных функций и связей,
пополнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем. В трудных
материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3
лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей
возрастает количество беспризорных детей. По данным МВД России на учете в органах
милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч
родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных
семей, систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого
обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс.
подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция
жестокого обращения с детьми. В учреждениях системы социальной работы имеются
специальные образовательно-воспитательные потребности, необходимо
специализированная социально-педагогическая помощь в работе с
социально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными
семьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больными
алкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами,
склонными к суицидальности.
Страницы: 1, 2, 3
|
|