Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
Министерство образования
Республики Башкортостан Белорецкий педагогический колледж
Курсовая работа
Особенности
психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая
сущность отклоняющегося поведения подростков
1.1
Поведение
как психологическая категория
1.2
Психологическая
классификация видов отклоняющегося поведения
1.3
Причины
и условия отклоняющегося поведения подростков
Выводы к главе 1
Глава 2. Психологическая и
педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном
процессе
2.1
Цели
и принципы поведенческой коррекции
2.2
Профилактика
отклоняющегося поведения
2.3
Методы
практической коррекции
Выводы к главе 2
Заключение
Приложение
Глоссарий
Литература
Введение
Каждый из нас
ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного
поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями...
Е.В.Змановская, А.Д.Гонеев, А.А.Осипова, В.П.Кащенко, Л.В.Кузнецова,
В.А.Крутецкий, Л.Д.Столяренко, Г.М.Андреева и другие специалисты, занимающиеся
подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины
такого поведения? Что заставляет человека вновь причинять вред себе и
окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина
«отклоняющееся поведение»?
Девиантное,
отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей,
педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема
отклоняющееся поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.
Сопряжённость термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет
проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно
нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие
подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика
отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе
оказания социально-психологической помощи.
Отклоняющееся
поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно
существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания,
патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.д. Данные
феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье -
предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает
социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация -
изоляция».
Очевидная
сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его
междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух
основных значениях. В значении «проступок, действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам». В значении «социальное явление, выражающееся в относительно
массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и
ожиданиям».
На грани двух
тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России,
идёт перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек,
нравственных ценностей и социальных ролей. И если для, одних такие
преобразования проходят сравнительно легко, то для других они становятся личной
трагедией, приводя к депрессии, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании,
бродяжничеству, социальной деградации, правонарушениям. Это особенно опасно,
когда к описанной категории людей относятся несовершеннолетние. Они в большей
степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и
самоопределении в социуме, что, в свою очередь, замедляет их личностное
развитие.
Цель
государственной социальной политики по улучшению положения детей в стране -
преодолеть нарастание негативных тенденций и обеспечить необходимые предпосылки
полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и
социального развития молодого поколения, реализуя тем самым и конституционные
нормы, и международные обязательства России перед мировым сообществом.
Из
актуальности данной темы выдвигается проблема:
- каковы
особенности психического развития подростков с отклонениями в поведении и
психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков.
Объектом
исследования выступает
процесс определения особенностей психического развития подростков с
отклонениями в поведении и процесс организации коррекционно-педагогической
работы с подростками с отклонениями в поведении.
Предмет исследования
- методы, формы,
педагогические условия, содержание коррекционно-педагогической работы.
Цель
исследования:
- на основе
теоретического исследования определить особенности психического развития подростков
и особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
подростков.
Для достижения
намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить
состояние проблемы: особенности психического развития подростков с отклонениями
в поведении в психолого-педагогической теории и практики.
2.
Определить
роль и место психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков
в учебно-воспитательном процессе.
3.
Классифицировать
наиболее эффективные методы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося
поведения.
4.
Проверить
эффективность использования разнообразных методов психолого-педагогической
коррекции отклоняющегося поведения подростков.
5.
Составить
рекомендации для социальных педагогов по использованию наиболее эффективных
методов психолого-педагогической коррекции.
На основе
выше изложенного выдвигается гипотеза:
- если выявить и знать особенности
психического развития подростков с отклонениями в поведении, использовать
эффективные методы, формы психолого-педагогической коррекции отклоняющегося
поведения подростков, то будет прослеживаться тенденция к снижению числа
подростков с отклонениями в поведении.
Методы
исследования:
- анализ,
синтез, классификация, сравнение, практическая коррекция.
Новизна
исследования -
выявление, апробирование эффективных методов практической коррекции.
Практическая
значимость -
рекомендации для социального педагога.
Глава 1. Психолого-педагогическая
сущность отклоняющегося поведения подростков
1.1 Поведение как
психологическая категория
Основной
задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение
личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род -
подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие.
Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма поведения личности, ему
присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых
мы и начнём свой анализ.
В психологии
термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека,
наряду с такими проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение.
Научные представления о человеческом поведении получили особенно яркое развитие
в начале 20 века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом
психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне
наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые),
функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных
пони мание природы человеческого поведения всё более углублялось. Уже в 1931 г.
один из основоположников поведенческой психологии - Джон Уотсон - говорил о
поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент
оплодотворения яйца и становящейся всё более сложной по мере развития
организма».
Современное
понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний
стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее
живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и
внутренней активностью». Под внешней активностью человека понимаются более
внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные
реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и
целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы
саморегуляции.
Под
поведением мы
будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный
индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности. Имеющей форму
преимущественно внешних действий и поступков.
Имея
определение попытаемся выделить основные признаки изучаемой реальности. Одним
из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально
по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной
особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией
и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс её социализации -
интеграции в социум.
Социализация,
в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учётом
индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации
-индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить
следующие варианты социальной адаптации:
─
радикальная
адаптация - самореализация через изменение личностью существующего мира;
─
гиперадаптация
- самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её
сверхдостижений;
─
гармоничная
адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные
требования;
─
конформистская
адаптация - приспособление за счёт подавления индивидуальности, блокировка
самореализации;
─
девиантная
адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования;
─
социально
- психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов самореализации и
адаптации.
При любом варианте
социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики
поведения:
─
Мотивированность
- внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;
─
Адаптивность
- соответствие ведущим требованиям социальной среды;
─
Аутентичность
— соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
─
Продуктивность
- реализация сознательных целей;
─
Адекватность
- согласованность с конкретной ситуацией.
Более
частными являются признаки поведения личности:
- уровень активности
(энергичность и инициативность);
- эмоциональная
выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);
- динамичность (темп);
- стабильность (постоянство
проявлений в различное время и в разных ситуациях);
- Осознанность (понимание
своего поведения, способность объяснить его словами);
- произвольность
(самоконтроль);
- гибкость (изменение
поведения в ответ на изменения среды).
1.2 Психологическая
классификация видов отклоняющегося поведения
Психологические
классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели
поведения и его мотивация;
- результаты данного
поведения и ущерб им причиняемый;
- индивидуально - стилевые
характеристики поведения.
В рамках
психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося
поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют 3 основные
группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков),
позитивные (например, социальное творчество) и социально - нейтральные
(например, попрошайничество).
Один из
наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося
поведения личности принадлежит Ц.П.Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все
поведенческие девиации на 2 большие группы: нестандартное и деструктивное
поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых
идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.
Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм
в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном
развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность
новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой - либо
сфере знания.
Типология
деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном
случае это внешне деструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм
(правовых, морально - этических, культурных) и соответственно внешне деструктивное
поведение.
Во втором
случае – внутри деструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой
личности, её регресс, и соответственно внутри деструктивное поведение.
1. Внешнедеструктивное
поведение
делится на аддиктивное и антисоциальное.
- Аддиктивное
поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической
активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное
поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права
других людей в форме противоправного, асоциального, аморально- безнравственного
поведения.
2. В
группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное,
конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутетическое поведение.
- Суицидное поведение характеризуется
повышенным риском самоубийства.
- Конформистское - поведение,
лишённое индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.
- Нарциссическое -
управляется чувством собственной грандиозности.
- Фанатическое - выступает
в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.
- Аутетическое —
проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей
действительности, погружённости в мир собственных фантазий.
Все
перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению учёных, таким
критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к
своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего),
снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Они с большой вероятностью
приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной её
изоляции. В соответствии с перечисленными критериями выделим 3 основные группы
отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение, (асоциальное
(аморальное) поведение), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (деликвентное) поведение - это поведение, противоречащее
правовым нормам, угрожающее
социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые
действия или бездействия, запрещённые законодательством.
У взрослых
людей (старше 18 лет) деликвентное поведение проявляется преимущественно в
форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую
ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет)
преобладают следующие виды деликвентного поведения: хулиганство, кражи,
грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском
возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по
отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными,
воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное
поведение - это поведение, уклоняющеесяот выполнения морально-нравственных
норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно
может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации
(беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм,
эксгибиционизм), вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество,
иждивенчество.
В
подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество,
школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение,
промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и
надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг,
шрамирование, татуировки).
У детей чаще
встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное
поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|