Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением
Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Акмуллы
Факультет психологии
Кафедра общей и социальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным
обучением
Специальность- Педагогика и психология
Курс 3, группа 302
Ахметшина Альбина Камиловна
Научный руководитель:
ассистент Чистякова Н.А.
УФА 2009
Содержание
Введение
Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и
практике образования
1.1 Социально-педагогические основы профессионального
самоопределения учащихся
1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и
индивидуализации обучения
1.3 Методы
оказания психологической помощи при выборе профессии
Вывод к
главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в
профильных и общеобразовательных классах
2.1
Организация и проведение методов исследования
2.2 Анализ
результатов исследования
Вывод к
главе 2
Заключение
Список
литературы
На сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределения
старшеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему
профессии. К проблемам, связанными с профессиональным самоопределением учащихся
проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и социологи,
педагоги.
В отечественной
педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального
самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические
и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы,
содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических
основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно
- ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К.,
Пряжникова Н. С.
Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная.
Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия - это целый сложный
мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста
к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую
- либо профессию, надо заранее знать, из чего выбираешь.
В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях
нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными
сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание",
- постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием
своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность
жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности
ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний
день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок
мог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современные
школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность.
При выборе профессии они не учитывают своих интересов и склонностей. Такая ситуация
вызывает острую потребность создания программы для подростков по активации профессионального
самоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится нами в формировании нового
подхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе.
Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы,
способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии
с их профессиональными и образовательными интересами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация
является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании
общества в целом.
В соответствии со всем вышеизложенным, целью работы будет
изучить особенности профессионального самоопределения, в классах с профильным обучением.
Объект исследования: профессиональное самоопределение
старшеклассников.
Предмет исследования: особенности
профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в классах с профильным
обучением.
Гипотеза: у старшеклассников,
обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии,
по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.
Задачи исследования:
1.
провести обзор психологической литературы по исследованию профессионального
самоопределения и вопросам профильного обучения;
2.
выбрать методики и провести эмпирическое исследование;
3.
проанализировать, обобщить полученные результаты;
Методы исследования:
1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока А.Е.)
2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту"
3. Анкета оптанта.
Эмпирическая база: учащиеся 11-х классов обучающиеся в
профильных и общеобразовательных классах (50 человек).
Структура курсовой работы: введение, 2 главы (теоретическая
и практическая части), заключение, список литературы, приложение (3 методики).
Глава I. Профессиональное
самоопределение учащихся в теории и практике образования
Проблема профессионального
самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических
проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов,
социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения
вызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитием
государства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределения
у большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальной
неоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делает
проблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотрения
и решения [33].
Кроме того, большое
внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое
исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям
социально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность
профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих
случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а,
следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных
специалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследований
проблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, что
в начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическое
развитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность,
резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельности
на другие.
Во-вторых, проблема
профессионального самоопределения - это ключевая проблема психологии профессионального
становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается,
с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального
развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса [26].
В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теории
профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы
к данной тематике [48]. В настоящее время существуют различные подходы в определении
сущности профессионального самоопределения. Вопросы профессионального и личностного
(как более общей проблемы) интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и
зарубежных философов, психологов и педагогов это такие авторы как: Асмолова А.Г.
[1992], Головахи Е.И. [1984, 1988, 1993], Голомштока Е.А. [1979], Климова Е.А.
[1976, 1983, 1988, 1990, 2001, 2003 и др.], Пряжникова Н. С [1996, 1997], Рубинштейна
С.Л. [1976, 1989], Слободчикова В.И. и Исаева Е. И [2000], Чистяковой С.Н. [1989,
1993, 1997, 2000 и др.], Холланда Дж. [1993] и других.
В современной психолого-педагогической
литературе по данной проблеме существуют следующие трактовки понятия "самоопределение":
самоопределение
(личностное) - это сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции
в проблемных ситуациях. Особой формой личностного самоопределения является профессиональное
самоопределение [26];
самоопределение
социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную
задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей
сферы деятельности [25].
профессиональное
самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой
работы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической)
ситуации (Кухарчук А.М.).
Рассмотрение профессионального
самоопределения, в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта
профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволило
психологам сформулировать некоторые общие положения профессионального самоопределения
[17].
Климов Е.А. считает,
что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути - это
есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем
[7]. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественно
с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразование
для данного этапа развития человека (Головаха Е.И., Климов Е.А.) [1, с.12].
Например, Климов
Е.А. вводит даже специальный термин "стадия оптации" - период, приблизительно
соответствующий "эпохе подростничества" (по Эльконину Д.Б.), когда происходит
подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование, выбор профессионального
пути [47].
Структура профессиональной деятельности
Профессия как трудовая
деятельность имеет определенную структуру:
заданные цели, представления
о результате труда;
заданный предмет
(исходный материал - не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая
система, например, социальная, знаковая, художественно - эстетическая);
система средств
труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
система профессиональных
служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
система прав;
производственная
среда, предметные и социальные условия труда [9].
Классификация
профессиональной деятельности
В настоящее время
наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является
классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
Классификация -
это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно
каким - либо важным признакам,. Во многих тысячах профессий нельзя разобраться и
ориентироваться в целях выбора профессий, минуя вопросы классификации [25].
Классификация профессиональной
деятельности состоит из четырех ярусов.
Первый ярус - типы
профессий.
Второй ярус - классы.
Третий ярус - отделы
профессий.
Четвертый ярус
- группы профессий [10].
1.2 Профильное обучение как
средство дифференциации и индивидуализации обучения
Сегодня мы должны
рассматривать школьника как личность и это во многом зависит от того, какие требования
к результатам работы школы предъявляет общество. Модернизация образования нацеливает
нас на то, что школа должна, прежде всего, реализовывать цели развития личности
ребёнка, т.е. служить его собственным интересам. Базовая школа не в полной мере
решает эти новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего
способа получения образования [41]. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается
ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Большинство старшеклассников
считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного
обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении
нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее
12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного
мнения) [10, c.57].
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум,
начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования
должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей
и дальнейших (послешкольных) жизненных планов [42, c.91].
Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более
70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно
изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Ведь
на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой
он толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. С
высоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи,
социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практике
вся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами. Дома
скандалы, что плохие оценки, к сожалению, для многих родителей это единственный
показатель успешности его ребенка. В школе ему задают столько заданий, что каждый
учитель, видимо, думает, что это только его предмет важный, а все остальные второстепенные.
Учителя в этой ситуации тоже можно понять, так как он находится между молотом и
наковальней: с одной стороны, учитель должен подготовить ученика в соответствии
со всеми требованиями к аттестации, а в классе более 20 учеников, с другой стороны,
часов, отводимых на такую подготовку недостаточно в общеобразовательных школах,
поэтому ему ничего не остается, как больше задавать на дом (в лицеях, гимназиях
этот вопрос, возможно не стоит) [30]. У многих школьников выбор является случайным,
носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями.
Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех
способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями,
необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает
их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована
потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания
школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного
профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание
процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты,
которые должна устранить школа [36, c.119].
Таким образом, основная проблема - помощь будущему выпускнику
осмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Решить проблему
отчуждённости школы от внешне заданных целей и ценностей и подвести к обоснованию
введения новой системы образования, возможно только в классах с профильным обучением
[38].
Профильное обучение преследует следующие цели:
1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы
полного общего образования;
2) создание условий для существенной дифференциации содержания
обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных программ;
3) способствование установлению ровного доступа к полноценному
обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными
склонностями и потребностями;
4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечением
преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки
выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В современном варианте главные задачи предпрофильной и профильной
подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы "способствовать самоопределению
учащихся", чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу [20].
Профориентационная работa с учащимися, делится на несколько этапов:
1. Пропедевтический этап (8-й класс) - выявление образовательного
запроса учащихся.
2. Основной этап (9-й класс) - моделирование видов образовательной
деятельности, востребованных в профильной школе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|