бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курс... бесплатно рефераты

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курс...

ОРЛОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ  ПЕДАГОГИКИ  И  ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА  ЗДОРОВЬЯ   РЕБЕНКА

 

 

 

Лубская Екатерина Михайловна

 

 

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

 

 

 

выпускная квалификационная работа

по специальности 050703

дошкольная педагогика и психология


Научный руководитель:

Добророднова

Оксана  Владимировна

 

 

 

 

 

2006

Содержание


Введение

Глава I. Анализ литературы по проблеме

I.1  Понятие и значение самостоятельной работы студентов педагогических

колледжей  при  изучении  курса  «Методика  физического  воспитания  и 

развитие  детей  дошкольного  возраста»       

   I.2. Основные задачи курса «Методика  физического  воспитания  и  развитие детей» в педагогическом  колледже

  I.3. Виды, методы и приемы самостоятельных работ студентов педагогических колледжей в ходе изучения курса «Методики физического воспитания и развития детей»

Глава II. Экспериментальное выявление особенностей самостоятельной работы студентов педагогического колледжа

  II.1. Изучение и анализ опыта работы преподавателя Клинцовского педагогического  училища по курсу «Методика физического воспитания и развития детей»

  II.2. Программа практикума «Диагностика физического развития детей» и

технология руководства самостоятельной деятельностью студентов при его реализации

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение


Проблема самостоятельной работы студентов педагогических колледжей очень актуальна в настоящее время. В связи с постоянными реформами в области образования меняются требования к знаниям и поведению ребенка в различных образовательных учреждениях. Государство ждет от подрастающего поколения активности в работе, знаний, умений и навыков в различных областях. А чтобы получил знания и умения, стабилизировал активность в свою деятельность и пустил ее в пользу государства, должны быть и педагоги, которые научили бы этому детей

( 22 ).

Квалификация воспитателя во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получил в колледже. Курс «Методика физического воспитания и развития детей» предусматривает овладение студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для формирования физической культуры ребенка от рождения до 7 лет в разных типах учреждений ( 9 ).

Важнейшей задачей профессиональной подготовки студентов является воспитание у них любви к своей будущей профессии, развитие самостоятельности мышления, самосовершенствованию знаний, умений и навыков, поиску творческого решения задач воспитания ответственного отношения к делу ( 32).

Проблемой самостоятельной работы и личности педагога как инструктора физического воспитания занимались различные авторы в разное время.

Главным является качество подготовки специалистов. И это предмет особой заботы. Конечно, качество подготовки специалистов зависит, в конечном счете, от стоимости обучения. Соотношение цены и качества строго определено. Но есть и понятие - минимальное качество, ниже которого специалиста быть не должно. Ассоциация негосударственных вузов обеспокоена демпинговой политикой отдельных вузов, взимающих такую низкую плату за обучение, за которой стоит несоблюдение Госстандарта: заниженное число аудиторных часов в учебных планах, низкая квалификация преподавателей, отсутствие необходимых учебно-методического обеспечения, оборудования и т.д.(21)

Цель исследования – выявить особенности организации самостоятельной работы студентов в педагогическом колледже.

Объектом исследования является самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже.

Предмет исследования – это процесс организации самостоятельной работы студентов в педагогическом колледже.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать литературу по проблеме «Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей;

- изучить опыт работы преподавателя  курса «Методики физического воспитания и развития детей»  Клинцовского педагогического училища;

- выявить  особенности организации самостоятельной работы студенов Клинцовского педагогического училища по курсу «Методика физического воспитания и развития детей»;

- подобрать и провести формы самостоятельных работ по курсу «Методика физического воспитания и развития детей» со студентами педагогического училища.

Для решения этих задач используются методы: теоретический анализ литературы; анализ опыта педагога Клинцовского педагогического училища;

анализ практических занятий по курсу «Методика физического воспитания и развития детей» в Клинцовском педагогическом училище.

Участники исследования – преподаватель Клинцовского педагогического училища.

Работа проводилась в 3 этапа:

1 этап – 2002-2003 годы – изучение и анализ литературы по проблеме «Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей».

2 этап – 2003-2004 годы – изучение опыта педагогов Клинцовского педагогического колледжа по курсу методики физического воспитания и развития детей, определены  объект, предмет, задачи и  методы экспериментального исследования.

3 этап – 2004-2006 годы – логическое обоснование  проведенной работы и объединение материала.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в систематизации и обобщении литературы по проблеме  «Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей», подборе форм работы со студентами.

Структура работы: введение, 2-е главы, выводы, список литературы, приложение, объем работы – 86 страниц.


           Глава
I. Анализ литературы по проблеме

 


I.1.Понятие и значение «самостоятельная работа» студентов педагогических колледжей при изучении курса «Методика физического воспитания и развитие детей»


В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия (15). Опираясь на данное определение и рассматривая различные источники  выяснили, что:

Самостоятельная работа (по Хухлаевой Д.В. и Кенеман А.В. 1985) заключается в формировании навыков самостоятельного изучения и анализа литературных источников, а также обобщение опыта своей работы и других воспитателей во время учебной деятельности.

Самостоятельная деятельность студентов (по Сергеевой В. 1997) – деятельность личности, направленное на овладение профессиональным мастерством.

По мнению Степаненковой Э.Я. (2001 г.) самостоятельная работа – это закрепление знаний, профессиональных умений и навыков студентов, которая проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

Делаем вывод что:

 Самостоятельная работа студентов – это организованная преподавателями активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.

Дидактические цели – поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, развитие самостоятельности мышления, формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

    Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой:

- учебное задание (то, что должен выполнить студент, объект его деятельности);

- форму проявления соответствующей деятельности (памяти, творческого воображения, мышления) при выполнении студентом учебного задания, которое приводит студентов к получению нового, неизвестного им знания.

 По мнению Валеевой А.М. (2005), специальная подготовка студента педагогического колледжа включает практические занятия по методике физического воспитания. Резервы формирования навыков самостоятельной работы здесь также значительны. Одно из направлений – это профессионально ориентирующая организация этих занятий. Насколько актуально это направление, можно судить по тому, какую значимость имеет сейчас процесс обучения методике в целом. В методической литературе последних лет это выражается в таких терминах: профессионально-направленное обучение методике физического воспитания и развития детей как специальности, методически направленное преподавание. Опыт показывает, что профессиональное направленность должна быть таковой, чтобы профессиональные потребности стали источником активности на занятиях: потребность в организации общения, проявлении лидерства в общении, потребность в контролирующей деятельности. Все это определяет конструктивно-планирующую деятельность, которая является одной из основных педагогических функций преподавателя. Если вначале эта деятельность осуществляется под непосредственным руководством преподавателя, то в дальнейшем она должна быть в значительной мере самостоятельной.

Профессиональная направленность практических занятий позволяет развивать и другую педагогическую функцию преподавателя – коммуникативную. Эта функция реализуется в основном в период педагогической практики при проведении урока, а до этого момента она развивается, как правило, без контроля со стороны педагога. Между тем выработка социально-коммуникативных умений может стать содержанием самостоятельной работы студента. Здесь предлагается определенная последовательность этапов работы, которая обусловлена необходимостью выработки умений подать материал ребенку и прогнозировать содержание предстоящего занятия (4).

По мнению Голощапова Б.Р. (2002), самостоятельная работа учащихся связана с изучением документов, в которых речь идет о развитии массовой физической культуры в стране, об укреплении здоровья подрастающего поколения. Такая работа способствует формированию направленности знаний студентов (6).

Как считает Степаненкова Э.Я. (2001), решение педагогических задач на уроке активизирует мышление студентов, повышает профессиональный уровень, вызывает интерес к различным ситуациям из  жизни детского сада (32 ).

Как отмечает Шестова А. (1999), самостоятельная работа является важным средством развития у студентов познавательных способностей (44).

 Степаненкова Э.Я. (2001) предлагает у студентов педагогического колледжа формировать такие способности, как ( 32 ):

    - дидактические способности – умение правильно строить педагогический процесс;

   -   академические – творческое искание нового;

 - коммуникативные – умение установить добрые отношение с ребенком, родителями, товарищами по работе;

   - перцептивные – умение заглянуть во внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам состояние здоровья, настроение, в котором он пришел в садик;

   -экспрессивные – речь, мимика, жесты, пантомимика;

   - организаторские – умение организовать прогулки, досуг, праздники;

   - гностические – умение анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную;

   - суггестивные – умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений;

   - стрессоустойчивость – умение управлять своими амбициями, активировать механизм саморегуляции,  проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях;

   - эмпатия – способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться.

   Студенты, по мнению Алябьевой Н.В. (1991), должны знать свои сильные и слабые стороны, чтобы, соотнеся их с характеристикой личности специалиста дошкольного работника, смогли целенаправленно проводить работу над собой (27).

Самостоятельная работа по курсу «Методика физического воспитания детей» включает разные типы заданий. Как предлагает Сековец Л.С. (1991), на усвоение теоретических и практических знаний, изучение и обобщение передового практического опыта, реализацию творческих возможностей студентов направлены задания учебного, производственного и исследовательского характера. Их выполнение в самостоятельной деятельности студентов осуществляется через различные формы и виды работы, выбор которых зависит от этапа изучения курса  ( 27 ).

 По мнению Нестеровой З.И. (1991), усиление внимания к образовательной стороне изучения двигательных действий способствует активизации мыслительной деятельности студентов и более эффективному формированию педагогических знаний, умений и навыков (27 ).

 Самостоятельная деятельность формируется способностями выстраивать ее логику. Логические ориентиры – это «путеводная звезда» самостоятельно выполняемой работы. Четкая логика изложения, строгие классификации, способы рационального поиска нужных источников, формулирование корректных выводов и прочее – это то, по мнению Ю.Д. Железняка (2002), что направляет движение мысли и укрепляет ее. Аналитическое начало возникает в деятельности студента именно из-за наличия в ней этих факторов. Оригинальность принимаемых решений, динамизм мысли, ее широта имеют в своей основе именно их (21).

   Антонова А. и Найбауэр А. (2000) считают, что самостоятельная работа наиболее полно выполняет свою задачу, соответствует своему предназначению, когда дает импульс самообразованию будущих специалистов. Студент оказывается перед явным пониманием того, что придание аналитического характера той или иной деятельности, ее проблематизация, раскрытие все новых и новых ее сторон, все более глубоких ее «слоев» - дело не только увлекательное, но и принципиально посильное, не создающее, при наличии соответствующего опыта, непреодолимых трудностей (2).

Вывод:

Таким образом, самостоятельная работа студентов очень важна при изучении курса «Методика физического воспитания и развития детей».

      Начиная вдумываться, размышлять, задаваться все более «тонкими» вопросами, студент как бы «впитывает», переводит в структуры внутреннего плана содержание проблемных контактов с другими людьми. Подобная работа и выражает собой рост профессионализма, компетентности студента,  именно подобным образом преподаватель и развивает студента, приближает меру его компетентности к собственной. Вовлекая студента в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной работы, формулируемые на основе исходных учебных проблем, обращая его внимание на корректные пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги, преподаватель активно способствует накоплению студентом необходимого опыта самостоятельной деятельности.

Организация самостоятельной работы, при увеличении отводимой на нее доли учебного времени, должна обеспечить, по мнению Черноглазкина  С.Ю. (2000), серьезные и видимые самому студенту позитивные изменения в его способностях результативно действовать в тех или иных проблемных ситуациях. ( 44 )

I.2. Основные задачи курса «Методика физического воспитания  и развития детей» в педагогическом колледже


Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре  во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе (19 ).

Основополагающее для будущего педагога значение имеют стандарты педагогического профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов, которых готовят в вузах. В структуре стандарта предусматриваются требования к уровню образованности выпускника. Разработчики стандарта оперируют терминами: владеет, обладает, умеет, может решать, готов к…, понимает.  Эти требования отражены в таблице знаний, навыкеов и отношений студентов по государственному стандарту.

Знания, навыки и отношения студентов по государственному стандарту

Цели

Методы обучения или активность студентов

Оценка или обратная связь


Знания


Студент должен:

- знать понятийный аппарат своего предмета, его принципы, основные законы и концепции

Лекции: чтение соответствующей литературы; практические занятия; методы демонстрации и т.д.

Экзамены:

дискуссии и т.д.

-уметь применять знания на практике

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7