Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста
Хакасский
государственный университет
им.
н.ф. Катанова
педагогический
колледж
специальность
- 0313
дошкольное
образование
Курсовая
работа
Особенности
мотивационной готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста
Воропаева
Алена Александровна
Научный руководитель:
Гончарова И.И. к.п.н.
Работа допущена к защите
Председатель ПЦК
Абакан
- 2001
Проблема психологической
готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно
актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее
формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и
воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего
развития и обучения детей в школе.
Психологическая готовность к
обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и
умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая,
умственная, социальная, а также мотивационная готовности.
Наиболее значимой из этих сфер,
по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович и др.) является
сформированность мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной
готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут
противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
С переходом на обучение с 6-ти
лет проблема мотивационной готовности стала более острой. Многие родители и
педагоги считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению.
Чтение и счет – учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения.
Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но
этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы
предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее
составляющие, необходимые для успешного обучения.
С одной стороны большинство
авторов подчеркивает, что мотивационная готовность является основой успешного
школьного обучения.
С другой стороны –
диагностика готовности детей к школе свидетельствует о недостаточном уровне
развития у детей мотивационной готовности. Все это обусловило проблему
исследования, которая является и целью исследования: Выявить уровни и
особенности мотивационной готовности к обучению детей 6-ти и 7-милетнего
возраста.
Объект:
Мотивационная готовность к обучению в школе детей шести и семилетнего возраста.
Предмет:
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей шести и
семилетнего возраста.
Гипотеза: Мы
предполагали, что дети семилетнего возраста имеют более высокий уровень
мотивационной готовности к школе, чем дети шестилетнего возраста.
Задачи дипломной
работы:
1.
Изучит литературу по особенностям мотивационной готовности детей шести и
семилетнего возраста к обучению в школе.
2.
Выявить и сравнить уровни мотивационной готовности к обучению в школе у
детей шести и семилетнего возраста.
3.
Доказать, что наиболее благоприятным возрастом для поступления в школе
является возраст семи лет.
Теоретическая
значимость: Расширены представления о специфических особенностях
мотивационной готовности к школьному обучению детей шести и семилетнего
возраста.
Практическая
значимость: Приведенный фактический материал доказывает возможность начала
массового обучения в школе для детей семилетнего возраста.
1.1 Понятие психологической
готовности и ее составляющие компоненты
Проблема готовности ребенка к
школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как
проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала
систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей
стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в
каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка
этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно
сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решать проблему, как
лучше учить.
Ученые, педагоги, школьные
гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, которые
в нашей стране начались задолго до введения в школу обучения с шести лет.
Предварительно нужно было
определить не только возможные трудности, которые могут возникнуть в связи с
более ранним обучением, но и найти наиболее оптимальные сроки (возраст, когда
ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы
обучения).
Психологическая готовность к
школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психологического
развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива
сверстников.
Психологическая готовность к
школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения - в
общении с взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде, и дошкольном
обучении.
Психологическая подготовка
ребенка к обучению в школе является важным шагом в воспитании и обучении. Ее
содержание определяется sis требований, которые школа
предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного
отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,
выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний.
В психологии установлено, что
любые психологические свойства и способности складываются в ходе той
деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся
школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно,
психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка
оказываются сформированными эти качества, а в том, что он овладевает
предпосылками к их дальнейшему усвоению. Задача выявления содержания
психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок
собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть
сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.
Предлагалось и предлагается
сейчас немало способов определения психологической готовности ребенка к
школьному обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием –
достижение определенной степени морфологического развития (например, смены
молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием,
третьи считали необходимым условием определенный уровень психологического
развития, и прежде всего личностного. Как показало изучение этой проблемы и в
эксперименте и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность
ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья,
умственным и личностным развитием, т.е. здесь имеет значение весь комплекс
факторов.
В работах отечественных
психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы
психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С, Выготского,
Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой и Е.Е. Кравцовой.
Почти все авторы,
исследующие интеллектуальную психологическую готовность к школе, уделяют
произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое
развитие произвольности – главный камень преткновения психологической
готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к
началу обучения в школе – вопрос весьма слабо проработанный в литературе.
Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение
считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри
учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое
развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Д.Б. Эльконин (1978)
считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей,
позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это
может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует
нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно
осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функции контроля
еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со
стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся
функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно
поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (1978, с. 278).
Обсуждая проблему
готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность
необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и
его сотрудники выделили следующие параметры:
-
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно
определяющему способ действия;
-
умение ориентироваться на заданную систему требований;
-
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме;
-
умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу (Диагностика учебной деятельности и интеллектуального
развития детей, 1981; Особенности психического развития детей 6-7-летнего
возраста, 1988).
Фактически это –
параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности
к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Социальная готовность.
Подготовка ребенка к школе
включает также социальную готовность, т.е. формирование у него готовности к
принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных
обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в
обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной
деятельности, к учителям, к самому себе.
Если ребенок не готов к
социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и
навыков ему будет трудно в школе.
В работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г.
Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987; Е.Е. Кравцова, 1991) при характеристике
психологической готовности детей к школе основной удар делается на роль общения
в развитии ребенка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику
и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе
и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами
учебной деятельности.
Таким образом,
социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей
таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителями.
Каждому ребенку необходимо войти в детское общество, действовать совместно с
другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества
обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. К социальной готовности
относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое
поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика с ситуацией школьного
обучения.
Н.Г. Салмина обращает внимание на
уровень сформированности семиотической функции и личностные характеристики,
включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения по
ставленых задач), развитие эмоциональной сферы и др.
Интеллектуальная готовность.
К старшему дошкольному возрасту,
дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают
некоторыми рациональными способностями обследования внешних свойств предмета.
Дошкольникам доступно понимание
общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но
не следует в то же время и переоценивать их умственные способности. Логическая
форма мышления, хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая
черты обобщенности, их мышление, опирается на реальные действия с предметами и
их «заместителями».
Высшие формы наглядно образного
мышления является итогом интеллектуального развития дошкольника.
Интеллектуальная готовность к
школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним,
прежде всего, относится умение выделять учебную задачу и превращать ее в
самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в
школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и
различия предметов, их новые свойства.
В отечественной психологи при
изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент
делается не на суму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный
фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен
уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь
сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович, 1968, с. 210). Для
успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Интеллектуальная готовность
– важная, но не единственная предпосылка успешного обучения детей в школе
Волевая готовность.
К концу старшего
дошкольного возраста происходит формирование основных элементов волевого
действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план
действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления
препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого
действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и
осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его
выполнения.
Первостепенное значение в
формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у
детей не боязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а
разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с
препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи
преодолевать трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Наиболее значимой из всех сфер
психологической готовности, по мнению ряда ученых (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович,
А.Маслоу, Л.С.Выготский, Дж. Аткинсон и другие), является сформированность
мотивационной готовности. Именно низкий уровень мотивационной готовности влечет
за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному
систематическому обучению ребенка в школе.
Мотивационная готовность.
В работах Л.И.Божович выделяет
несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно
влияющих на успешность обучения в школе. Среди них ярко выделяется определенный
уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные
мотивы учения.
Основным критерием готовности к школе
в трудах Л.И.Божович «выступает новообразование внутренняя позиция школьника»,
представляющая собой сплав познавательной потребности в общении на новом
уровне.
В старшем дошкольном возрасте у
детей появляются новые мотивы, которые оказывают существенное влияние на
поведение. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру
взрослых, со стремлением быть похожими на них. Дети интересуются новыми для них
видами деятельности – играми, конструированием, трудом и т.д. (то есть
деятельность остается той же, но осуществляется она с разнообразными
усложнениями). Еще одна важная группа мотивов - установление и сохранение
положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе. Это делает ребенка особенно
чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает нежелание выполнять их
требования, правила, установленные ими.
Мотивом деятельности нередко
выступают мотивы личных достижений, самолюбие самоуважение. Они проявляются в
притязании детей на главные роли в играх, на роль отличника в школе, обидах ребенка
или радости при достижении успехов в нелегком деле, признании достоинств, а
порой и в приписывании себе не существующих пока качеств, в капризах. На
основании стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный
мотив – выиграть, победить, быть лучше других.
Новообразование «внутренняя
позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного
возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и
потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку
включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в
сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами,
произвольном поведении ученика.
Психологическая готовность к
школе предполагает сформированность основных компонентов учебной деятельности,
умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия,
познавательной активности, познавательных интересов, сформированность
произвольности (памяти, внимания, мышления). То есть, детей которые
соответствуют составленным критериям, можно считать готовыми к школьному
обучению. Но, прежде всего, необходимо помнить, что перед «психологической
готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный
набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их
развития может быть разный.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|