бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе бесплатно рефераты

Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе

Вологодский государственный педагогический университет.

Факультет социальной работы педагогики и психологии.

Кафедра педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Курсовая работа

 

 

по теме: Особенности использования дидактических игр при обучении в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 


Выполнил: студент 2 курса      ФСРПиП, гр. 2Д

            Кудряшов Н.А.


  Научный руководитель:

            Храброва Е.В.



  Оценка________

 


Вологда

2005г.

Содержание.

 

 

 

Введение……………………………………………………………………    3

 

Гл. I     Теоретические основы учения об игре.


1.1 Влияние общества на развитие и характер игр.

      Проблема исследования игры…………………………………………    5

1.2 Виды игр………………………………………………………………..    7


Гл. II  Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.


     2.1 Характеристика младшего школьного возраста………………….    13

     2.2 Значение игры для младшего школьника…………………………    17

     2.3 Воспитательный и обучающий потенциал игры…………………    19

     2.4 Использование дидактических игр на различных уроках……….    21


Заключение…………………………………………………………………   27

 

Список литературы……………………………………………………    29




























Введение.




   В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

   Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

   Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

   Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в  невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

   Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

    В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

   “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.”,- писала Н.К. Крупская [12].

   Там же она указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

   Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания.

   В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

   Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.


   Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

   Предмет исследования – возможности использования дидактической игры на этапе освоения знаний.

   Исходя из вышесказанного, целью исследования мы поставили изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения.

   Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить виды дидактических игр, используемых в обучении  мл. школьников.

3. Определить значение использования дидактических игр на первых шагах обучения в школе.


В первой части нашей курсовой работы рассматриваются теоретические основы учения об игре. Во второй части – использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования и основные выводы представлены в заключении.






Глава I.    Теоретические основы учения об игре.



Влияние общества на развитие и характер игр.

Проблема исследования игры.



    Вопрос о возникновении игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших вопросов исследования. Для такого исследования необходимы :

·        Данные о месте ребёнка в обществе на различных этапах развития общества

·        Данные о характере и содержании игры на этих же исторических этапах.

    Исходя из этого, природу игр можно понять только из соотнесения  жизни ребёнка  в обществе с его играми.

     Невозможно непосредственно проследить весь процесс возникновения игры, так как имеются лишь очень скудные данные.

    Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания детей в обществах, стоящих на более низких уровнях развития производственной культуры, слабом развитии системы образования или отсутствии её как таковой.

    По мнению Р. Алта для воспитания детей на ранних ступенях развития общества характерны следующие черты :

·        одинаковое воспитание всех детей и участие в воспитании всех членов общества ;

·        всесторонность воспитания, т.е. каждый ребенок учится делать всё то, что умеют взрослые и принимать участие во всём, что делают члены общества, к которому он относится.

·        кратковременность воспитания – дети уже в раннем возрасте узнают все задачи, которые ставит перед ними жизнь.[22]

    Таким образом, положение ребёнка в обществе, стоящем на более ранних этапах развития характеризуется, прежде всего, ранним включением его в производственный труд взрослых.

    Так, например, под научным руководством Д. Б. Эльконина и                      Л. Ф. Обуховой  аспирантка из Колумбии К. Отолора выполнила уникальное исследование, в котором проанализировала особенности игры у детей индийской общины Аруако. Здесь особенности игры детей определяются, прежде всего, тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность, как взрослые. Поскольку ребёнок этого племени уже к 8 годам владеет всеми предметами и наравне со взрослыми участвует в общественной жизни, нет необходимости моделировать эту жизнь в символическом плане.[18]

    Работа К. Отолора ещё раз показывает, что детская игра зависит от уровня развития общества. Социальная среда выступает по отношению к игре как источник своего развития. Т.е. игра выступает как средство подготовки ребёнка к полноценному включению в жизнь общества. И как подчёркивал Р.Альт, здесь имеет место быть кратковременность воспитания, т.е. ребёнок уже к 7-8 годам принимает активное участие в трудовой деятельности и общественной жизни взрослых.

    Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, К. Отолора выявила наиболее характерные виды игр у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития :

·        игра-развлечение – игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель – развлечь, развеселить участников.

·        Например : «игра в догонялки», где развлечением является – бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно закончив такое действие ребёнок смеётся ;

·        игра-упражнение – отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз ;

·        сюжетная игра – есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме. Наиболее частым сюжетом является приготовление пищи, сбор фруктов. Сюжетная игра  чаще встречалась у детей 7-8 лет и практически отсутствовала у детей более старшего возраста. Но этот вид игры у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития, не получает достаточного развития, так как здесь нет необходимости в играх и нет серьёзного отношения к играм с игрушкой как необходимой части подготовки ребёнка к взрослой жизни. Взрослые не учат детей играть, а даже наоборот – отвергают игру. Раннее приобщение детей к труду препятствует развитию сюжетной игры.

·        процессуально-подражательная игра – воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. Подражательные и сюжетные игры близки друг к другу, у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровне развития, трудно установить ту грань, где кончается подражательная и начинается сюжетная игра ;

·        традиционная игра – это та игра, которая передаётся из поколения в поколение, в неё играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая  ситуация.[18]

    Таким образом, работа К. Отолора ещё раз подчеркивает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Среда выступает как источник развития. Сам характер игры, её структура определяется обществом.

    Игра, истоки которой связаны с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом. Уже в современном индустриальном обществе игра имеет более развитый характер, и она уже не является единственным типом деятельности ребенка(изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение). Игра выступает как средство воспитания и обучения ребенка как дома так и образовательном учреждении.



2.2. Виды игр



   Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил [9].

   Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со  всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

   Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

   Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

   Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана [7].

1. Подвижные игрыважнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

   Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

    Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры  (иногда их называют сюжетными)  занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

   В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

   В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

3. Компьютерные игры  имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

   Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

   Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

   В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.      В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

Страницы: 1, 2, 3, 4