бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи бесплатно рефераты




Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что на I уровень успешности (самой высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность II уровня свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии: нарушено звукопроизношение одной группы звуков, незначительные ошибки звукослогового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия;

III уровень успешности свидетельствует нарушено звукопроизношение двух группы звуков, ошибки звукослоговой структуры слова и звукослогового анализа и синтеза.

IV уровень успешности выполнения методики (самый низкий) о грубом нарушении фонетико-фонематической стороны речи: нарушено звукопроизношение трех и более групп звуков, низкий уровень звукослогового анализа и синтеза, несформированность фонематического восприятия и звукослоговой структуры слова. Они испытывают сложности при выполнении заданий, делают много ошибок или отказываются от выполнения.

Как видно из таблицы № 6 из пяти испытуемых учащихся, три ученика вышли на III уровень успешности и два ученика на IV уровень успешности. У всех этих детей фонетико-фонематичекое недоразвитие речи, у них нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, звукослоговая структуру слова, также они испытывают затруднения в развитии звукослогового анализа и синтеза.


2.3 Экспериментальная серия занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР


После проведения констатирующего эксперимента, были составлены и проведены индивидуальные занятия, направленные на коррекцию фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза.

Занятия проводились в индивидуальной форме в дневное время. В процессе коррекционной работы учитывались индивидуальные особенности детей: эмоциональное состояние, психомоторное развитие и поведенческие реакции.

Индивидуальное занятие №1

Тема: Звук [а]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука А.

2.Выделение звука А из ряда гласных и из начала слова.

3.Определение количества звуков в сочетаниях типа АААА.

4. Развитие подвижности органов артикуляции;

5. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

Оборудование и дидактический материал: зеркало, картинки с изображением: айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина, фланелеграф, карточки для звукового анализа, мячик;

Упражнение 1. «Найди и покажи»

Описание: Педагог предлагает ученику картинки, на которых им необходимо найти фрукты, названия которых начинаются на звук [а]

Оборудование и дидактический материал: картинки с изображением айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина).

Упражнение 2. «Назови правильно»

Описание: педагог предлагает ребенку правильно назвать первый звук в предлагаемых словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас

Методические указания: далее ребенку предлагается правильно назвать последний звук в слове. При этом длительность звучания последнего звука педагогу следует несколько увеличить, чтобы он мог почувствовать разницу в артикуляции и звучании предшествующего согласного и следующего за ним гласного звука.

Предлагаемые слова: стен-н-на, голов-в-ва, коз-з-за, барж-ж-жа, стрекоз-з-за. игл-л-ла, кайм-м-ма, тишин-н-на, лис-с-са, глаз-з-за.

Затем педагог предлагает ребенку определить, где находится звук в словах: акула, арфа, айва, арба, аптека, атака, арка, астра Анна, ампула, азбука, Африка, Америка.

Упражнение 3. «Повторяй правильно»

Инструкция: педагог говорит: «Есть очень много слов в которых звук [а] находится не в начале и не в конце слова а прячется в середине слова. Повторяй за мной только те слова, в которых услышите звук [а] в середине.

Методические указания: при повторении слов ученику необходимо подчеркнуть голосом гласный звук растянутым, длительным произношением.

Предлагаемые слова: лу-у-ук. ла-а-ак, ма-а-ак, бо-о-ок, ба-а-ак со-о-ом. са-а-ам, та-а-ак, то-о-ок, ма-а-ал, мо-о-ол.

Упражнение 4. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Инструкция: Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

План занятия.

1.     Организационный момент.

2.     Характеристика звуков.

3.     Развитие фонематического восприятия.

4.     Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза.

5.     Физминутка.

6.     Автоматизация звуков в словах.

7.     Автоматизация звуков в предложении.

8.     Итог занятия.

Индивидуальное занятие №2

Тема: Звук [у]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука У.

2.Выделение звука У из ряда гласных и из начала слова.

3.Определение количества звуков в сочетаниях типа УУУУ.

Оборудование и дидактический материал: зеркало, схема артикуляции гласных звуков, сюжетные картинки, предметные картинки.

Упражнение 1. «Назови правильно»

Описание: Педагог предлагает ребенку правильно услышать и назвать первый звук в называемых словах.

Предлагаемые слова: умница, уши, узел, улей, уголь, угол, угорь, усики, урна, ура.

Упражнение 2. «Назови последний звук»

Инструкция: педагог говорит ребенку: «Я произнесу слово без последнего звука. А ты произнесите слово полностью и назовите последний звук в нем».

Предлагаемые слова: кенгур(у), почем(у), какад(у), сниз(у), сраз(у).

Упражнение 3. «Найди, где спрятался звук»

Описание: педагог предлагает ребенку повторить пары слов, которые он называет, и найти, где спрятался звук [у].

Предлагаемые слова:

Мак мук  дуб  дам

Шар шум  шаг  шут

Пух пол  тук  так

Зуб зал  сук  сад

Бук бок  газ  гул

Упражнение 4. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Описание: Логопед предлагает ребенку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар логопеду, пропевая гласный: У — У — У — У — У — У

Методические указания: игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Индивидуальное занятие №3

Тема: Дифференциация звуков [а] и [у]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения и различения звуков [а], [у]

2. Анализ и синтез ряда гласных типа АУ, ААУ.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Формировать умение выделять заданный звук на фоне слова и

определять его месторасположение;

5. Развитие общей и мелкой моторики;

Оборудование и дидактический материал: зеркало, предметные картинки, фланелеграф, карточки для звукового анализа, мячик;

Упражнение 1.

Описание: Педагог произносит слоги АУ, УА и предлагает ребенка ответить на вопросы и выполнить задания:

Педагог произносит слог АУ – «Сколько звуков произнесено?»

Педагог произносит слог УА – «Какой первый звук? Какой второй звук?»

Затем ребенку предлагается назвать первый и второй звуки в данных слогах и произнести их слитно, не прерывая звуки: [ау], [уа].

Упражнение 2. Игра " Самый внимательный."

Описание: Логопед называет слова, а ребенок поднимают нужный символ, если услышит в них первый звук А или У.

Предлагаемые слова: утренник, абрикос, диван, Оля, укроп, антилопа, кот, уши, апельсин и т. д.

Упражнение 3. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Инструкция: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «А», «У». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э.

Упражнение 4. Дидактическая игра «Радисты».

Инструкция: Скажи столько раз звук [А], сколько раз я хлопну в ладоши.

Упражнение 5. Дидактическая игра «Губы - художники».

Описание: Угадать звук по беззвучной артикуляции, произнести этот звук с движением речедвигательной ритмики.

Индивидуальное занятие №4

Тема: Звук [о]

Цели: 1. обучение различению и правильному произношению звука О.

2.Закрепление правильного произношения звука О.

3.Выделение звука О из ряда гласных и из начала слова.

4.Определение количества звуков в сочетаниях типа ОООО.

Упражнение №1.Игра "Эхо".

Описание: логопед произносит звук О громко, ребенок - тихо, а затем наоборот. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука О.

Упражнение №2.

Описание: логопед предлагает детям повторять слова, которые он просит: обувь, орден, отдых, отпуск, ось, область, осы. Далее логопед предлагает детям ответить на вопрос, с какого звука начинаются эти слова.

Упражнение №3. Игра -"Один - много".

Описание: логопед кидает мяч ребенку, называя один предмет, ребенок, поймав мяч, должен назвать много этих предметов.

Например: окунь - окуни, много окуней, окно - окна, много окон и т. д. При этом интонационно выделяется первый звук в слове.

Упражнение №4.

Инструкция: я произнесу два звука по отдельности, а ты произнесите их вместе, слитно: [о], [а] – [оа], [о], [у] – [оу], [о],[о] – [оо],[о], [а] – [оа] и т.д.

Затем логопед предлагает ребенка повторить за ним три звука слитно и назвать отдельно каждый звук: [ауо] – [а], [у], [о] ([ауо], [оау], [уоа], [уао], [ауо], [оуа]).

Индивидуальное занятие №5

Тема: Звук [л]

Цели: 1. Формировать умение выделять согласный [л] из ряда других звуков.

2. Развивать слуховое внимание, память;

3. Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух,

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Упражнение №1. Где звук [л]?

Описание: педагог предлагает детям слова, дети должны определить положение звука [л] в слове (начало, середина, конец).

Предлагаемые слова: лыжи, ложа, жало, лыко, колы, лама, стол, мала, стул, полка, палка, купол, капал, скала, ласка, лапа.

Упражнение №2. Вставь звук [л].

Описание: Педагог предлагает детям вставлять в слова, которые называет логопед, звук [л], он должен быть вторым по счету. После этого ребенок произносит получившиеся пары слов полностью.

Предлагаемые слова: пан — план, бок блок, кок — клок, сова — слова, пот — плот; кубок — клубок, сон — слон, сух слух, куб клуб, газ глаз.

Упражнение №3. Придумай слова со звуком [л].

Описание: Педагог предлагает ребенку придумать как можно больше слов, в состав которых входил бы названный звук. Лучшими ответом считаться, если ученик:

• придумал много слов с заданным звуком;

• придумал самые интересные слова с заданным звуком;

• придумал слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза.

Упражнение №4. Пиши кружочками.

Описание: педагог предлагает ребенку записать слова под диктовку, но не обычными буквами, а кружочками по количеству букв в слове.

Например: суп — ООО.

Слова для записи: ау, рука, сок, весна, дом, роса.

Индивидуальное занятие №6

Тема: Различение звуков [л] и [л`]

Цели: 1. Учить детей различать звуки [л] и [л`];

2. развивать фонематическую дифференциацию звуков [л] и [л`] в

изолированной позиции; в слогах; словах;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Упражнение №1. Договори слово.

Описание: Педагог предлагает ребенку договорить последний слог имени так, чтобы получилось правильно, затем произнести полностью все имя и сказать, где звук [л] твердый, а где мягкий.

Предлагаемые слова:

Ва(ля) Га(ля) То(ля) По(ля) Ля(ля) Ко(ля)

Ви(ля) Фи(ля) Гу(ля) Ли(ля) Ле(ля) Ли(да)

Ли(за) Ле(ва) Ле(ша) Ли(на) Лю(да) Ли(ка) Лю(ся)

Упражнение №2. Замени первый звук.

Описание: Педагог предлагает детям заменить первый звук в слове на звук [л'], чтобы увидеть, какое новое слово получится. Предлагаемые слова:

мед — лед  зев — лев  вес лес

тюк люк  бить — лить пень лень

рейка лейка рента — лента печь лечь

пекарь — лекарь репка — лепка песок лесок

метать — летать печенье — леченье тюлька — люлька

вещь лещ

Индивидуальное занятие №7

Тема: Звук [к]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука [к].

2.Дифференциация звука К со сходными звуками [Г, X, П, Т].

3.Анализ и синтез слогов типа АК, КА.

4. Выделение звука [к] из состава слова.

Упражнение №1. Выделение звука [к] из ряда слогов и слов.

Инструкция: я буду называть слоги, а ты, как услышишь слог со звуком [к], хлопни в ладоши: ка-та-ка-па-та-га-ка.

Упражнение №2. «Чем интересны слова»?

Описание: Педагог называет слова, предлагает детям внимательно послушать, а затем определить в каком слове есть звук [к].

Предлагаемые слова: кот - губы - каток; гамак - муха - танк; Галя - мука – вагон;

Упражнение №3. Назови слово.

Инструкция: Педагог показывает детям картинки и говорит: «Дети, произнесите звук [к], а я договорю слово, картинки помогут вам назвать слово полностью».

к(укла) к(аменъ) к(озы) к(узов) к(апля)

к(они) к(удри) к(актус) к(олода) к(упол)

к(адка) к(орни) к(уртка) к(оты) к(афелъ)

к(омпас) к(уры) к(асса) к(устик) к(атер)

Затем педагог предлагает детям ответить на вопрос, какой звук следует за звуком [к].

Упражнение №4. «Какой звук пропал?»

Инструкция: Педагог называет детям слова, заменяя звук [к] паузой, и просит детей сказать, какой звук пропал.

Предлагаемые слова:

вил(к)а тарел(к)а чаш(к)а лож(к)а

(к)астрюля ста(к)ан (к)руж(к)а солон(к)а

(к)овши(к) с(к)овород(к)а

Педагог просит детей внимательно послушать, как звучат эти слова, сказать, какой у них общий звук, и определить его место в слове.

Упражнение №5. Найди лишнее слово.

Инструкция: Педагог говорит детям четыре слова. Дети слушают как они звучат. Прислушиваются к первому звуку. И должны догадаться и сказать, чем одно слово отличается от остальных: клюв, крылья, хвост, кости.

Индивидуальное занятие №8

Тема: Различение звуков [к] и [к`].

Цели: 1. Закрепление правильного произношения звуков [к] и [к`].

2. Дифференциация данных звуков в слогах, словах, предложении.

3. Совершенствование фонематического восприятия.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Упражнение №1. «Правильно ли я говорю»?

Описание: Педагог говорит детям: «Послушайте и скажите, правильно ли я произношу первый звук в словах: кыно, кирпич, киска?.. Неправильно? Смешно? Конечно! Первый звук в этих словах звучит мягко: [к']!»

Далее педагог называет детям слова и просит их сказать, с какого звука начинаются эти слова: кегли, кепка, кеды, кедр, кекс, кенар, кино, киоск, кирпич, килька, киска, кисть.

Упражнение №2. «Повтори правильно»

Описание: Педагог называет детям слова и предлагает им повторять только те, в которых они услышат мягкий звук [к'].

Предлагаемые слова: буква, букет, пакет, пока, накат, накидка, макет, макароны, парк, паркет.

Затем педагог говорит детям: «Я назову один предмет, а вы — множество таких же предметов. В каких словах твердый звук [к], а в каких — мягкий [к']?»

Упражнение №3 . Игра "Закончи слово звуком [К].

Описание: Логопед произносит слово без последнего звука К и показывает картинку, а ребенок называют все слово:

nay., .от, ма., тан..

Упражнение №4 .Определение первого и последнего звука в слове.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11