Особенности экологического воспитания в начальной школе
Особенности экологического воспитания в начальной школе
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнил: студент группы ОСМ-203
Попов Н.И.
Преподаватель: Маслова О.В.
Москва
1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.................................................. 2
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.............................................................................................................................. 3
3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ........................................................................................................... 5
4. НОPМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ
ВОСПPИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ................................................................................................................... 9
5. ВЫВОДЫ.......................................................................................................................... 13
6. ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................. 15
1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Экологическое воспитание - составная часть
нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается
единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и
убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в
первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения,
формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из
отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и
навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы:
возникновение, насышение содержанием, удовлетворение).
В сущности экологического воспитания есть две
стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в
этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А
экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во
внеклассной и внешкольной деятельности.
Таким образом, определяя сущность
экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений
;
б) развитие экологического сознания и
чувств;
в) формирование убеждений в необходимости
экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в
природе;
д) преодоление в характере учащихся
потребительского
отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение
психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих
(природосообразных) потребнстей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических
чувств, навыков и
привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической
деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания
и поведения
в единстве необходимо начинать с младшего
школьного возраста.
2. ЦЕЛЬ
И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Создание нового отношения человека к природе -
эадача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она
вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое
отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним
из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под
воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание
(в узком смысле слова).
Цель экологического воспитания - формирование
ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе
экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых
принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность
по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя
по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными,
общественными, производственными, межличностными отношениями человека,
охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую,
художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная
характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих
жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране
среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что
губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания
выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой,
эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и
улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного
отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по
мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний
об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов,
потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности,
здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных
и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей
среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических
ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной
ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны конкретные требования, охватывающие
ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического
образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на
интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается
единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки
о системных связях человека с окружающей средой).
Содержание экологического воспитания включает
в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных
ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
С традиционной точки зрения мир существует для
человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее
полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
В противовес новая система ценностей исходит
из понимания
уникальности и самоценности природы. При этом
человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы
подчеркивается ее многосторонняя ценность для
человека.
Выявляется междисциплинарный состав содержания
экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента -
научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции,
характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания;
происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов
использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека
на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие
человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки
окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее
восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых
принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Критерием эффективности экологического
воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном,
региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды
своей местности, достигнутое усилиями школьников.
3.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Как известно, воспитание в широком смысле
слова – это процесс и результат развития личности под воздействием
целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс
взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование
человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная,
воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для
воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на
гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было
беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.
Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или
иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя
вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и
правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и
станут убеждениями этого человека.
Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность
экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для
восприятия младших школьников?
В исследованиях психологов и педагогов
выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные
представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в
природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление
с окружающим миром"(1 класс). Однако наиболее полное развитие они,
конечно, должны получать в курсе "Природоведение".
Какие же экологические связи устанавливаются
на уроках данного курса?
Здесь, на доступном учащимся уровне,
рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными
компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.
Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в
этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам
приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует
развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию
экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При
описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это
происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные
факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается,
по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются
разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический
уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед
учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей, способствует
повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного
отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно
представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы.
Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
В курсе природоведения можно выделить три
уровня изучения природы.
Первый уровень: объекты природы
рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между
ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет
затруднено, но им нельзя ограничиваться.
Второй уровень: объекты природы
рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются
различные животные, строятся цепи питания.
Третий уровень: рассматриваются уже не просто
предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на
этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас
интересуют в природе прежде всего?
Во-первых: сезонные - в их основе лежит
действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью
человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые
передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы
помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в
некоторых случаях и предсказать их.
Для полноценного экологического воспитания
необходимо изучение природы на всех трех уровнях.
Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на
уроках природоведения.
Связи между неживой и живой природой состоят в
том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями,
необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов
определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в
приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко
проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов,
обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма
связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством
распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена
имеют хорошо заметные приспособительные признаки.
Между неживой и живой природой существуют
связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на
окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу,
благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая
температура, другая влажность воздуха.
Почва образована взаимосвязью неживой и живой
природы с живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное положение между
неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные
ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный
уголь и другие) образовались из остатков живых организмов. Экологические связи
внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями
наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.
Например, деревья, изменяя освещенность,
влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия,
благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других.
Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги,
питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и
развитие, угнетая их.
Интересны связи между растениями и животными.
С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду
их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом
для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже
влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у
некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо
прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные
животные", "хищные животные". Интересны связи между животными
одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории,
забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами,
растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей
срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому
грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от
грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные
питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и
живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в
водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений
и животных, а природным сообществом.
Очень большое значение имеет раскрытие связей
между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы,
он существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между человеком и природой проявляется,
прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и
духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии
человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана
природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений,
животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор
дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным -
нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния
неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо:
загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых
деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Страницы: 1, 2
|