Особенности дополнительного образования взрослых
Особенности дополнительного образования взрослых
Дипломная работа
«Особенности дополнительного
образования взрослых»
Содержание
1.
План с.
4
2.
Введение с.
5-9
3.
Глава I. с.
10-53
·
Основные понятия андрагогики с.
10-13
·
История развития системы
дополнительного
образования взрослых в России с.
14-31
·
Андрагогическая модель обучения с.
32-37
·
Сравнение андрагогической и
педагогической
модели обучения (общее и особенное) с.
38-41
·
Основные андрагогические принципы
обучения с. 42-44
·
Условия применения андрагогической
модели обучения с. 45-51
·
Выводы с.
52-53
4.
Глава II. с.
54-79
·
Виды и формы андрагогического
образования с. 54-71
·
Практическое изучение видов и форм
андрагогического
образования (Анализ результатов анкетирования
и интервьюирования) с.
72-78
·
Выводы с.
79
5.
Заключение с.
80-83
6.
Приложение с.
84
7.
Библиография с.
85-87
8.
Словарь с.
88-89
ПЛАН
1. Введение
2. Глава I. Педагогические условия применения
андрагогической модели обучения.
·
Основные
понятия андрагогики
·
История
развития системы дополнительного образования взрослых в России
·
Андрагогическая
модель обучения
·
Сравнение
андрагогической и педагогической модели обучения (общее и особенное)
·
Основные
андрагогические принципы обучения
·
Условия
применения андрагогической модели обучения
·
Выводы
3. Глава II. Практическое изучение
видов, форм и уровней дополнительного образования взрослых.
·
Виды и
формы андрагогического образования
·
Практическое
изучение видов и форм андрагогического образования (Анализ результатов
анкетирования и интервьюирования)
·
Выводы
4. Заключение
5. Приложение
6. Библиография
7. Словарь
1. Введение
В начале нашей работы мы хотим обратить внимание на
актуальность выбранной темы как для педагогики, так и для экономики.
Андрагогика (наука, занимающаяся проблемами образования взрослых) появилась как
отдельная часть педагогики сравнительно недавно. Тем не менее, образование
взрослых имеет свои особенности, связанные с возрастными, психологическими,
социальными характеристиками взрослых. В данной работе будет рассмотрен лишь
один аспект андрагогики –непрофессиональное образование взрослых.
Т.е. мы изначально исключаем получивший в профессиональной педагогической
литературе наиболее полное освещение аспект профессионального образования.
Теперь, прибегнув к помощи социологии, попытаемся
продемонстрировать значимость нашей темы для педагогики.
В современном мире постоянно растёт безработица. Этот
непреложный и одновременно печальный факт подтверждается социологическими
исследованиями.
Из доклада МОТ (Международной организации
труда) за 2003
г.: «Количество безработных в мире в 2003 году достигло рекордного уровня в 186
млн. человек». По данным организации, безработица в промышленно развитых
странах осталась на уровне 6,8%, в Латинской Америке — упала на 1% до 8%.
В то же время, в Восточной Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке
безработица возросла.
Очевидно, Андрагогика может помочь людям в решении проблем отдельных
видов безработицы. Притом при функционной* безработице улучить
общее состояние способны различные курсы повышения квалификации,
самообразование, интенсивные курсы без отрыва от производства и т.п.
При структурном** типе безработицы
необходимы более «радикальные и долгосрочные меры» -переквалификация и
связанные с нею большие денежные затраты.
Но не только из-за специфики безработицы актуальна в
наши дни тема непрофессионального образования взрослых –всё наше общество
устроено так, что для продвижения по профессиональной лестнице, для активного
участия в жизни страны и социума сегодня категорически недостаточно просто
получить профессиональное образование. Сегодня в нашем постиндустриальном
обществе знания и умения в любых сферах требуют постоянного обновления. Чтобы
«не отстать от жизни», нужно непрерывное совершенствование профессиональных и
околопрофессиональных навыков.
Целью данного
исследования было изучение особенностей образования взрослых, выделение форм и
методов андрагогики, их сравнение с формами и методами педагогики.
Цель определила следующие задачи
исследования:
·
Изучить
педагогическую, методическую, социологическую и историческую литературу по
вопросам образования взрослых.
·
Проанализировать
практический опыт образования взрослых
·
Описать,
сравнить, проанализировать, дать рекомендации по совершенствованию развития
образования взрослых
Для решения поставленных задач используются такие методы
исследования как:
1. Теоретический
анализ литературы
2. Анализ работы
преподавателей, работающих в системе андрагогического образования
3. Итервьюирование,
анкетирование и наблюдение.
В ходе нашей работы будет проведено исследование:
Объектом исследования
стала организация непрофессионального образования взрослых.
Субъект исследования
–взрослые, когда либо сталкивавшиеся на практике с теми или иными формами
андрагогического образования.
Гипотеза: Мы
предполагаем, что андрагогическая модель обучения актуальна для системы
современного непрерывного образования при соблюдении следующих условий:
·
Организация
различных видов и форм обучения
·
Различные
уровни обучения
·
Специальная
подготовка кадров для андрагогической системы
·
Методическая
поддержка
·
Удовлетворение
различных целей обучения слушателей (для удовлетворения своих личных интересов,
расширения кругозора; для общения; для формирования и совершенствования
околопрофессиональных знаний, умений, навыков; получение новых актуальных для
профессионального роста умений и навыков и т.п.)
Мы полагаем, что результаты данного
дипломного исследования могут быть интересны:
·
Начинающим
специалистам, которые уже работают в сфере образования взрослых
·
Студентам
и слушателям магистратуры, которые в дальнейшем хотят работать в сфере
образования взрослых
·
Взрослым
людям, которые хотят получить непрофессиональное дополнительное образование
·
Организаторам
различных форм андрагогического обучения
Примечание к
используемой в данной работе терминологии:
Понятие «андрагогическое образование» -относительно
новое в педагогике, поэтому в части «История развития системы дополнительного
образования взрослых в России» для его обозначения используется «дополнительное
образование взрослых», которое также и дальше встречается в нашей работе и
является ни чем иным, как тем же «андрагогическим бразованием».
Глава I. Педагогические условия
применения андрагогической модели обучения.
§ 1. Основные понятия андрагогики
Возрастающая
значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны,
которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим,
социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая
бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии
образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная
тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное
и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений,
предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся
многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального
процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском
образовании.
По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых -
обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной
творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично
развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии
человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей
его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на
роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и
общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков
образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство
компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои
знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в
умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни"[1]. Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием,
ныне становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить
Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи
обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых[2].
Возникновение андрагогики как
отдельной отрасли педагогики обусловлено рядом причин различного характера.
Создавая основы новой науки, ученые, прежде всего, учитывали объективные
условия, вызвавшие потребность в развитии андрагогики.
Во-первых, сам ход развития
образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего
обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый в
выборе содержания образования занимает в основном пассивную позицию; исключение
составляют только профильные классы (школы), характерные для старшеклассников;
в то время как взрослый учащийся сознательно избирает не только содержание
курса, но и формы, сроки и уровень обучения.
Во-вторых, эволюция идей
философской и психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во
всех социальных процессах, в том числе и в образовании.
В-третьих, достижения в
области информационных технологий позволили по-новому организовать учебный
процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе
обучения.
В-четвертых, эволюция
педагогических концепций также вела к осознанию необходимости предоставления
большей свободы обучаемому в процессе обучения.
В-пятых, из-за разной ведущей
деятельности у детей и взрослых, необходимо чётко разделять принципы
андрагогической и педагогической моделей обучения.
Наконец, физиология и
психология доказали, что люди способны успешно обучаться практически на
протяжении всей сознательной жизни.
Окончательное формирование
основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского
ученого М.Ш.Ноулза, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы
молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулз
издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования
взрослых. Андрагогика против педагогики"[3].
Из чего же исходили
вышеперечисленные ученые?
Учитывая
перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения
различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, они
исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и
невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности.
1. Обучающемуся
принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).
2. Взрослый
обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и
осознает себя таковым.
3.
Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом,
который может быть использован в качестве важного источника обучения как его
самого, так и его коллег.
4. Взрослый
человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной
цели.
5. Взрослый
рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений,
навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность
обучающегося в значительной степени детерминируется временными,
пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые
либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс
обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и
обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации,
оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая все вышесказанное, андрагогику
необходимо определить как отрасль педагогики, занимающуюся обучением
взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по
организации и реализации процесса обучения.
§ 2. История развития системы дополнительного
образования взрослых в России
Дополнительное образование взрослых является одной из
наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования в
экономически благополучных государствах. В то же время его важность для
развития всей системы отечественного образования остается неоцененной в должной
мере.
Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны
и обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование
выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному.
Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на
обратное.[4]
В отличие от основного образования, задача которого в прошлом
и в настоящем - ликвидация "абсолютной" неграмотности, главной
социальной миссией дополнительного образования взрослых является ликвидация или
предупреждение "относительной", функциональной неграмотности. При
этом в системе дополнительного образования взрослых выработка, апробация и
практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее
и интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного
более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного
обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70-80-х в системе
дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки
специалистов.1
История российского образования представляет собой процесс
взаимодействия основного и дополнительного образования, занимающих большую или
меньшую часть всей образовательной сферы в зависимости от конкретных
исторических условий и образовательных потребностей. Будем иметь в виду, что
понимание особенностей и роли основного и дополнительного образования в разное
время менялось и современное понимание может отличаться от прежнего.
При этом под основным будем понимать образование,
организованное и контролируемое в соответствии с интересами доминирующего
общественного института; дополнительным к нему выступает образование, не
отражающее эти интересы, противостоящее им или выходящее за их пределы.
Помимо этого, в качестве определяющего признака основного
образования мы выделяем функцию контроля и, соответственно, регламентации
образовательного процесса. Стремление уйти от той или иной формы контроля,
вырабатываемой основным образованием и свойственное как учащим, так и учащимся
или их родителям, являлось одним из факторов порождения тех или иных форм
дополнительного образования.
В российской истории имела место сложная картина
взаимодействия не только трех основных социальных субъектов образовательного
процесса (церкви, государства и общества), но и стоящих за ними сословий,
каждое из которых имело собственные интересы и образовательные потребности и
ожидало особых условий их удовлетворения. Таковыми являлись помещики,
купечество, промышленники, разночинцы, позднее –крестьянство, женщины,
национальные и конфессиональные группы. Еще позже тон стали задавать
нетрадиционные профессиональные группы, проводившие свою образовательную
политику через министерства и ведомства.
"Следы" дополнительного образования можно найти на
любом из этапов отечественной истории; фактически оно возникло и развивалось
вместе с основным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|