Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии
Омский
государственный педагогический университет
РЕФЕРАТ
По предмету:
Методика и технология работы социального педагога
Тема: "Особенности деятельности социального
педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии"
Выполнила: студентка 4 курса
Федорова Е.М.
Омск, 2003
Содержание
Введение
1.
Понятие
социально-педагогической технологии
2.
Процесс
реализации социально-педагогической технологии
3.
Алгоритм
деятельности как элемент социально-педагогической технологии
4.
Особенности
деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии
5.
Особенности
деятельности социального педагога по реализации целевой
социально-педагогической технологии
Заключение
Литература
Введение
В
каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед
специалистом стоит проблема – как обеспечить ее оптимальность и эффективность.
Надо уметь выбрать именно ту социально-педагогическую технологию, которая в
данной ситуации наиболее целесообразна, и, главное, обеспечить высокую
действенность ее реализации в работе с клиентом, группой.
Нельзя
не согласиться с мыслью, высказанной В.П. Беспалько: "Любая деятельность
может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции,
технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем началось сначала". Действительно технология – это то, что уже
сложилось, принято. Однако ни одна педагогическая технология не дает гарантии
успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя – социального педагога, чтобы
добиться необходимого результата.
1.
Понятие социально-педагогической технологии
Социально-педагогическая
технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или
выявленных и обоснованных путей достижения определенной
социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как
обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической
деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как
целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на
достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой
мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической
деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.
Так,
Л.Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить
лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном
опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы
технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для
педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный
работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и
воспитательной работы.
Л.В.
Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу
необходимо уяснить:
·
Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует
добиваться);
·
Условия ее реализации;
·
Особенности и возможности объекта;
·
Особенности места реализации;
·
Возможности по времени для реализации цели;
·
Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его
возможности.
На этой
основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая,
специальная технология для данного случая.
Таким
образом, технологизация социальных процессов, в том числе
социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что
невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность.
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются
технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве
случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть
которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой"
среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не
лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения,
преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о
необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной
ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик,
обязательности индивидуального целеполагания.
2.
Процесс реализации социально-педагогической технологии
Реализация
социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс
деятельности. Слово процесс (от лат. processus)
означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом
понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих
друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
Выбор социально-педагогической технологии представляет собою последовательный
процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них,
позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения.
По
своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии – это
целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта),
обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной
социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития),
воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в
самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
По
содержанию процесс реализации социально-педагогической технологии проявляется в
его структурных компонентах, каждый из которых выполняет определенное
функциональное назначение и качественно-количественное решение.
Субъект
– это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо
какое-либо третье лицо (группа), либо человек по отношению к саморазвитию,
самовоспитанию. Позиция субъекта в социально-педагогической работе во многом
определяется его подготовкой, социальным опытом, мотивацией. В общественном
плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным
заказом в данном обществе. Другими словами, ориентиром для социального педагога
выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в
обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация,
государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в
направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности.
Для
социально-педагогического учреждения социальным заказом выступает его основное
значение. На выполнение этого заказа государство выделяет материальные средства
и осуществляет контроль за деятельностью по его выполнению. Для социального
педагога учреждения социальным заказом являются его должностные
(функциональные) обязанности. Они определяют его предназначение как
должностного лица по отношению к клиенту: что, как и в каком объеме он должен
уметь обеспечить своей профессиональной деятельностью. В должностных
обязанностях отражаются основные цели, задачи и содержание профессиональной
деятельности специалиста (социального педагога).
Однако
следует подчеркнуть, что реализация социального заказа осуществляется не просто
специалистом, а человеком, наделенным индивидуальной самобытностью,
своеобразием восприятия и понимания явлений окружающей жизни и своей роли в
ней, накопленным жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности. Этим
обусловлен субъективизм в понимании сущности и содержания социального заказа,
своего места, роли и содержания самой профессиональной деятельности. Социальный
педагог не только субъективно уясняет требования социального заказа, но и
своеобразно реализует их в социально-педагогической работе. Не случайно на
практике мы наблюдаем, что требования к специалистам одного и того же
учреждения бывают одни, а результаты их деятельности – различны.
Вторым
основным, ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность
социально-педагогического процесса реализации технологии, выступает ее объект.
А поскольку объектом также является человек, ему тоже присущи индивидуальные
особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту этого
процесса, самостоятельному решению своих социальных проблем, своему социальному
самосовершенствованию.
Социально-педагогическая
технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентирована на
достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении
определенного круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической
деятельности по ее достижению.
3.
Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии
Основу
технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях
социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут
повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм
обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.
В
работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой
алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:
1.
Диагностический этап.
А.
Анализ исходной ситуации:
а)
определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б)
определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать
социальный педагог;
в)
выявление причин, ее породивших;
г)
постановка проблемы;
д)
определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее
актуальности для него;
е)
готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б.
Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).
2.
Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или
создание условий для актуализации проблемы для ребенка.
3.
Совместное проектирование решения трудной ситуации.
4.
Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные,
прямые, косвенные, опосредованные).
5.
Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание
условий для поиска им этих способов.
6.
Анализ результатов выхода из проблемы.
7.
Оценка собственной деятельности.
8.
Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное
преодоление подобных проблем.
9.
Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
Л.В.
Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были
разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической
и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.
Вариант
Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:
1)
диагностико-прогностический;
2)
этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
3)
этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
4)
реализационный;
5)
экспертно-оценночный.
В
разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено
пять этапов технологической деятельности:
Предварительный
этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и
ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение.
Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует
свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал.
Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности
социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом
критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в
постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
Этап
целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой
установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель
обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления
поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде
жизнедеятельности клиентов.
Этап
обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск
дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее
анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы,
составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки
программы действий, определения содержания, организационных форм и методов
социальной работы.
Процедурно-организационный
этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных
программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное
время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности
социальной деятельности.
Контрольно-аналитический
этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются
итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие
положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути
устранения недостатков.
4.
Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой
технологии
Изучение
опыта деятельности социальных педагогов по выбору целевой технологии позволило
выделить в ней основные этапы, о которых уже шла речь. Особенности деятельности
социального педагога на каждом из этих этапов определяются многими факторами.
Среди них наиболее существенными являются:
-
уровень профессионализма специалиста – социального педагога. В
частности, свои особенности деятельности у начинающего социального педагога; и
у педагога, имеющего определенный опыт социально-педагогической работы; и у
специалиста – высококвалифицированного профессионала. Подобное можно наблюдать
и в семьях, анализируя деятельность родителей, имеющих одного, двух и более
детей;
-
особенности объекта и его социально-педагогические проблемы, которые
требуют решения с помощью специалистов;
-
специфика самой социально-педагогической технологии и условий ее
практической реализации;
-
профессиональная компетенция по каждому этапу деятельности социального
педагога, его личный опыт социально-педагогической работы с определенной
категорией людей по решению соответствующих социально-педагогических проблем;
-
мотивация деятельности социального педагога;
-
стиль его профессиональной деятельности.
Изложенное
свидетельствует о том, что всякое раскрытие особенностей будет только
индивидуальным проявлением конкретного специалиста в профессиональной
деятельности при использовании определенной социально-педагогической
технологии. Поэтому представим лишь наиболее общие особенности, характерные для
основных этапов профессиональной деятельности социального педагога.
Страницы: 1, 2, 3
|