Основы выбора профессии
Основы выбора профессии
Муниципальное образовательное учреждение средняя
образовательная школа №39
Реферат по психологии на тему:
«Основы выбора профессии»
Выполнил:
Проверил:
Хабаровск 2007г.
Содержание
1.
Введение………………………………………………….3
стр.
2.
Виды
профессий…………………………………………4-8 стр.
3.
Список
литературы………………………………………9 стр.
Введение
Выбор профессии
многие специалисты рекомендуют представить в виде равнобедренного треугольника,
стороны которого такие понятия, как «Я хочу», «Я могу» и «Надо».
Хочу – это
интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем
возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т.д.
Могу – это
способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной
деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.
Надо – это, так
сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных
специальностей, спрос.
Человек будет
удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в
стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были
действительно равны друг другу.
Чтобы
скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать и другие способы
психодиагностики – различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают вам
определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются
решающими для той или иной области деятельности.
Типы профессий
Люди имеют
определенные способности, которые позволяют им добиваться больших успехов в
одной области деятельности, чем в другой. Существует пять основных типа
профессий:
1. «Человек-природа»
2. «Человек-техника»
3. «Человек-человек»
4. «Человек-знаковая система»
5. «Человек-художественный
образ»
«Человек-природа»
Предметом труда
для представителей большинства профессий этой сфера являются живые растительные
организмы и животные, условия их роста и жизни. Специалисты, работающие в этой
области,
·
Изучают и
анализируют состояние и условия жизни растений или животных (микробиолог,
агрохимик, гидробиолог, геолог, химик);
·
Выращивают
растения и ухаживают за животными (лесовод, цветовод, овощевод, агроном,
птицевод, пчеловод, зоотехник, фермер);
·
Проводят
профилактику заболеваний растений и животных, лечат животных, борются с
вредителями растений (агроном по защите растений, врач по карантинной службе,
ветеренар).
Успех работы
специалистов в профессиях данного типа зависит от способности предвидеть и
оценивать очень изменчивые природные факторы. Особенность их деятельности
заключается в том, что её результаты проявляются по прошествии длительного
времени, исчисляемого иногда не только неделями, месяцами, но и годами;
специалист обязан обладать терпением и настойчивостью; нужно быть готовым к
работе в трудных погодных условиях.
«Человек-техника»
Большинство
профессий этого типа связано:
·
С
эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют
транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами,
поточными линиями, автоматическими системами);
·
С
ремонтом технических устройств (специалисты выявляют и распознают неисправности
технических систем, машин, механизмов и приборов; ремонтируют, регулируют и налаживают
их);
·
С
созданием, монтажом, сборкой ( специалисты проектируют и конструируют
технические системы и устройства, разрабатывают процессы их изготовления; из
отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты и
приборы, регулируют и налаживают их).
Для успешной
работы в области техники важна наблюдательность, умение при помощи слуха,
зрения и воображения подметить еле заметные изменения в работе машин и
механизмов; необходим высокий уровень развития так называемого технического мышления,
развитие представления о ходе скрытых от глаз технических процессов.
«Человек-человек»
Эта сфера
объединяет профессии, отличительной чертой которых является необходимость
постоянного общения с другими людьми, необходимость непосредственного воздействия
на них.
Предмет труда: элементы внешнего облика
(рост, телосложение, осанка, прическа, одежда и т.п.); элементы экспрессии
(мимика, пантомимика, интонации речи); характеристика социально-групповой
принадлежности (пол, возраст, один человек, коллектив); личностные качества
(отношение к людям, общение и социальные способности, потребности и интересы);
характеристики психических состояний.
Цели труда: управление, оценивание,
контроль, воспитание, обслуживание (информационное, медицинское,
социально-бытовое, коммунальное и т.д.)
Профессионально
важные качества: стремление к общению; умение легко устанавливать контакт с незнакомыми
людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка, умение сдерживать эмоции;
умение убеждать и оказывать влияние на других; способность понимать состояние
людей, ставить себя на место другого человека; развитая речь, способность
находить общий язык с разными людьми; способность управлять мимикой, жестами,
интонацией; аккуратность, собранность, пунктуальность; способность помнить,
держать в уже информацию о многих людях.
·
Профессии
связанные с обучением, воспитанием, тренировкой (учитель, преподаватель,
тренер, воспитатель дошкольного учреждения);
·
Профессии,
связанные с исследованием личности и условий ее формирования и функционирования
(следователь, судья, инспектор детской комнаты милиции, врач-профпатолог,
социолог, профконсультант);
·
Профессии
сферы торговли и сферы услуг (приемщик ателье, продавец оператор почтового
отделения связи, официант, страховой агент, социальный работник);
·
Профессии,
связанные с информационным обслуживанием и общественной деятельностью
(врач-терапевт, стоматолог, хирург, медицинская сестра, массажист, санитар).
«Человек-знаковая
система»
Большинство
профессий этого типа связано с переработкой различной информации. Требования,
предъявляемые профессиями этого типа к человеку, зависят, в первую очередь, от
того, с какими предметами труда имеет дело специалист. Ими могут быть:
·
Тексты на
родном или иностранных языках (корректор, технический редактор, переводчик,
делопроизводитель, наборщик, телеграфист);
·
Цифры,
формулы, таблицы (программист, оператор ПК, экономист, бухгалтер, кассир);
·
Чертежи,
карты, схемы (чертежник, конструктор, картограф, закройщик, лоцман, геодезист,
маркшейдер);
·
Звуковые
сигналы (радист, гидроакустик, телефонист, стенографистка).
Выбирая одну из
этих профессий, нужно не бояться работы с «немыми» бумагами, обладать
усидчивостью, терпением, устойчивым вниманием. Важна способность к длительному
сосредоточению внимания на отвлеченном (знаковом) материале, быстрота и
точность движений, склонность к работе в одиночку (без частных контактов с
людьми).
«Человек-художественный
образ»
Большинство
профессий этого типа связано:
·
С
созданием, проектированием, моделированием художественных произведений
(художник, модельер, архитектор, писатель, скульптор, хореограф, журналист,
композитор);
·
С
воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу-образцу в единичных
экземплярах (ювелир, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик, музыкант,
актер);
·
С
воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в
массовом производстве (живописец по росписи фарфора; шлифовщик по камням,
хрусталю; маляр; печатник).
Если
проанализировать свой характер, можно легко найти себе подходящую профессию на
всю жизнь.
Список литературы:
1. Путь к успеху ( методические
рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности). – 84 с. –
г.Хабаровск, 2005г. Руководитель проекта: генеральный директор
КГОУ КДЦ «Созвездие» А.Е. Волостникова
2. Бендюков М.А., Соломин И.Л.,
Черненко Д.С, - Ты и твоя профессия. СПб., 2000.
3. ПайнсЭ., Маслач К. –
Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
|
|