Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей
Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей
Оглавление
Физическое
воспитание
Умственное
воспитание умственно-отсталых
Развитие
внимания и запоминания
Развитие
восприятия и представлений
Формирование
мышления
Роль
знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
Развитие
речи
Список
литературы
Физическое воспитание
Отличительной
особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие,
которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в
организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую
дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах
дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды
быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Однако между ними имеется
тесная функциональная взаимосвязь.
Формирование
движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического
развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными
источниками мотивации физической активности детей.
В физическом
развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются
общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим
наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение
коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности
организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и
инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в
нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики,
осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и
др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена
нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется
контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании
произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности,
пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта
возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные
компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой).
Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут
иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных
сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и
двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в
физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения
целенаправленных двигательных актов.
У большинства же
детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом
развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова
опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами,
движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком
внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный,
неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном
суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается
мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю,
движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых
детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями
интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются
большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут
бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними
корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.
Вместе с тем,
индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта
очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным
интеллектом.
Физическое
воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть
направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных
учреждений.
2. Специфические
задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в
физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи:
укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его
телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах
двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической
и умственной работоспособности; тренировка4гердечно-сосудистой и дыхательной
систем; закаливание организма.
Специфические
задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка
в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление
системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и
совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение
вторичных отклонений в физическом развитии.
Коррекционная
направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию детей с
нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач. Физическое
воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.
В режиме дня
выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей:
режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и
гигиенические процедуры.
В «Программе
воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (1991)
предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся
3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и
ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию.
В коррекции
физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание
режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики,
подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных
видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.
Наряду с развитием
общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит
развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется
развитию Согласованности действий обеих рук, развитию хватательных Движений,
ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя
руками, мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое
внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В
этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям
рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук.
Основной формой
воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются
занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная
двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в
специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и
коррекционные задачи.
В занятия
включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных
движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,
плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки,
развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые
способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем
организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и
заключительная ходьба.
Специфика работы с
детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований
к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного
движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие
включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц,
формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция
плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной
активности.
На начальных
этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,
так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт,
не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и
условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению
эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр.
При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и
практические методы.
Известно, что при
поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями
интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных
инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются
наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по
подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным
методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и
роль речи.
Большую роль в
физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное
определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на
состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение
простудных заболеваний.
При правильной
постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных
качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения
преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию
целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности,
смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному
отношению к сверстникам.
Умственное воспитание
Умственное
воспитание ребенка рассматривается не только как овладение им знаниями и
способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств
личности.
Умственное
воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со
сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Коррекционно-воспитательная
работа по умственному воспитанию детей с нарушениями 'интеллекта направлена на
развитие внимания и запоминания, формирование восприятия, мышления и речи, а
также воспитание определенных качеств личности. Эта работа осуществляется в
дошкольном учреждении — в повседневной жизни, при ознакомлении с окружающим, в
процессе формирования всех видов детской деятельности и на специальных занятиях
по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по
обучению игре (особую роль при этом выполняют дидактические игры),
изобразительной деятельности, навыкам самообслуживания.
Развитие внимания и запоминания
Внимание и
запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное
усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений.
Большое значение
для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в
пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли
проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать
детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет мальчика и т.п.
Зрительное
внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение
игрушек.
Постепенно, на
втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует
ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет.
К концу второго
года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание. Но
работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет
свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.
Развитие внимания
теснейшим образом переплетается в занятиях с развитием запоминания,
формированием произвольной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в
дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него
несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать
предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не
запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него
впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с
детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание
постепенно усложняются.
К концу обучения в
детском саду дети должны владеть произвольным запоминанием.
Развитие восприятия и представлений
В дошкольном
возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание
— восприятие и наглядное мышление. Специально заниматься развитием чувственного
познания нужно в любом дошкольном учреждении. Поэтому многие задачи, связанные
с развитием чувственного познания, в специальных дошкольных учреждениях для
умственно отсталых детей совпадают с задачами дошкольных учреждений общего
типа. Но, помимо этого, в специальных дошкольных учреждениях решаются и
специальные задачи, связанные с коррекцией и компенсацией имеющихся у умственно
отсталых детей отклонений в развитии восприятия и наглядного мышления.
Ребенок рождается
на свет с готовыми органами чувств — у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью,
позволяющей осязать предметы и т.п. Для того чтобы развитие восприятия и
наглядных представлений об окружающем мире проходило полноценно, необходимо
вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить
действиям рассматривания, ощупывания, уметь слышать и т.п., т.е. формировать у
него перцептивные действия.
Опыт показывает,
что дети с нарушениями интеллекта далеко не всегда самостоятельно используют в
деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Этому тоже их
надо учить.
В процессе
восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые,
двигательные, осязательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей
обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком
представлений со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом,
обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов,
их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, стойкими.
Все сказанное выше
о развитии восприятия и представлений относится ко всем детям дошкольного
возраста — как к нормально развивающимся, так и к детям с нарушениями
интеллекта. Развитие умственно отсталого ребенка имеет ту же тенденцию, что и
дети нормально развивающиеся. Общие закономерности развития нормального и
аномального ребенка позволяют нам в качестве цели воспитания и обучения в
специальных детских садах поставить максимально возможное приближение
аномального развития к нормальному. Однако мы не должны забывать и того, что
восприятие ребенка с нарушениями интеллекта проходит своеобразно, имеет много
особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что
работа должна иметь с ним коррекционную направленность.
Для детей с
нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках развития
восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является
обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия. Наряду с
поздними сроками начала развития у детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленный
темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа
развития восприятия, его интенсификация.
Аномальное
развитие, как мы уже показали выше, характеризуется не только отставанием, но и
наличием отклонений. Следовательно, третья задача — преодоление имеющихся
отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация.
Для того чтобы
развитие восприятия и представлений у детей с нарушениями интеллекта шло
успешно, в их обучении нужно применять специальные методики. Прежде всего
необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения.
Все занятия,
связанные с развитием восприятия и представлений, на первых годах обучения
должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом.
Для работы по
развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях
окружающего мира, их свойствах и отношениях можно найти игры, в ходе которых
дети должны учитывать свойства и отношениях предметов. Они играют важную роль,
определяют результат действий ребенка. Когда дети научатся видеть свойства
предметов, это отразится и на их деятельности: игровой, изобразительной,
трудовой.
На занятиях по
развитию восприятия и формированию представлений слова — названия свойств и
отношений должны употребляться только после того, как дети выделили эти
свойства и отношения, поняли их значение.
Страницы: 1, 2
|