Основы проведения уроков по физической культуре
Основы проведения уроков по физической культуре
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 40
страниц, источников 23,таблиц 1.
Ключевые слова: урок физической культуры,
современный урок, физические упражнения, физические задачи, физическая
нагрузка, педагог.
Объект исследования: современный урок физической
культуры.
Предмет исследования: форма осуществления физического
воспитания в школе.
Методы исследования: анализ научно – методической, научно
- популярной литературы
Цель курсовой работы: исследовать содержание и структуру
современного урока физической культуры, а также его проведение и объяснить его
главные задачи: образовательную, воспитательную, оздоровительную.
Задачами курсовой
работы являются:
1 Раскрыть сущность понятия
«современный урок физической культуры», изучить структуру и содержание
современного урока, а также его проведение;
2 Изучить содержание и
структуру частей урока физической культуры (подготовительную, основную,
заключительную);
3 Определить способы
организации учебно-двигательной деятельности у учащихся на уроке и
охарактеризовать способы нормирования нагрузок в зависимости от задач урока, а
также подготовку учителя для достижения решения этих задач.
Выводы: урок физической культуры должен
решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать
интерес у учащихся к занятиями физическими упражнениями, побуждать их к
активной деятельности.
Практическое значимость: данная курсовая работа может использоваться
в качестве дидактического материала по проведению урока физической культуры.
Содержание
Введение
1. Сущность и
содержание понятия «современный урок физической культуры»
1.1 Классификация уроков по физической культуре
1.2 Требования, предъявляемые к проведению урока
2. Содержание и
структура урока физической культуры
2.1 Подготовительная часть урока
2.2 Основная часть урока
2.3 Заключительная часть урока
3. Подготовка учителя к уроку
3.1 Способы организации учебно-двигательной деятельности
учащихся на уроке
3.2 Нормирование нагрузок на уроке в зависимости от задач
физического воспитания
3.3 Активизация учебно-двигательной деятельности учащихся на
уроке физической культуры
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность курсовой
работы. В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три
основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая
культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.
Считалось тренировочное
направление урока, главная задача которого заключалась в том, чтобы на уроках
дать школьникам побольше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной
плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически
не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранилось и
поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления
продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по
физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения
и укрепления здоровья учащихся.
Таким образом, урок
должен обладать образовательной направленностью. Цель данных уроков – чтобы
ребенок приобрел такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную
жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный
образовательный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть
комплексным, межпредметным, в своей основе объединяющим в себе знания по
биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам. Именно такой урок
позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного
образования и будет ориентирован на решение следующих задач:
1 В начальной школе –
формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни
человека; развитие психических процессов, креативности, самостоятельности,
сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за
физическим развитием и физической подготовленностью.
2 В основной школе –
углубление основ знаний о физической культуре, роль физкультурной деятельности
в жизни человека; воспитание положительных индивидуальных психических черт и
особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание
представлений об индивидуальных псохосоматических и психосоциальных
особенностях, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования
в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за
свое здоровье; изучение культурно – исторических основ физической культуры.
Система образовательных
уроков дает ряд положительных результатов, в значительной степени повышая роль
предмета «Физическая культура» в образовательном процессе, развивая психические
процессы (мышления, память, внимание, навыки самоконтроля и т.д.), оказывая
воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.
Цель курсовой работы:
исследовать содержание и структуру современного урока физической культуры, а
также его проведение и объяснить его главные задачи: образовательную,
воспитательную, оздоровительную.
Задачи курсовой работы:
1 раскрыть сущность и
понятия «современный урок физической культуры»
2 изучить структуру и
содержание современного урока, а также его проведение.
3 ознакомиться с главными
задачами и направить их на улучшение: образования, здоровья и воспитания
физических качеств у детей школьного возраста
Практическая значимость:
данная курсовая работа может использоваться в качестве дидактического материала
по проведению урока физической культуры.
1. Сущность и содержание понятия «современный
урок физической культуры»
Физическая культура
является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах
общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной
программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической
культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех
учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического
развития учащиеся делятся на три группы.
На уроках физической
культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания,
направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере
определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти
обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания
школьников. Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм
физического воспитания, является следующие:
1 Явно выраженное
дидактическое направленность, обусловленное решением образовательных задач.
2 Руководящая роль
учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.
3 Строгая регламентация
деятельности учащихся и дозирование нагрузки.
4 Постоянный состав
занимающихся и их возрастная однородность.
Уроку присущи все
перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели
обучения в школе – подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни,
формирования у них потребности и умений регулярно заниматься физическими
упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической
подготовленности в течение всей жизни.
1.1
Классификация
уроков по физической культуре
Большому разнообразию
контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других
факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и форм занятий
физическими упражнениями, в частности уроков. Чтобы правильно ориентироваться в
этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при
разработке содержания и структуры очередных занятий, необходимо опираться на
обоснованную классификацию уроков.
В системе физического
воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с
общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов —
уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической
культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и
методические.
Уроки общего физического
воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного
фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для
широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к
относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые
отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они
наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые
используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке,
профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем
их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.
Уроки спортивной
тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания
и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное
содержание спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида
спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих
видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая
напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных [9, c.26].
Уроки прикладной
физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной)
аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным
содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой
должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных
занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки
предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда
нарастает до максимальных величин.
Лечебные уроки служат
восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций
организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим
содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных
процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в
лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для
проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с
лечащим врачом.
Методические уроки служат
целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания.
Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах
повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и
инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих
студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися
школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и др.
Вторым характерным
признаком, лежащим в основе классификации уроков физического воспитания,
является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе
подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки,
лыжной подготовки, игровые и др. ; выделяются также уроки с более узким
предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот,
комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и
какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной
тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или
(чаще и более узко) — уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках
прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается
названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической
подготовки пожарников, работников экспедиций и т. п.; в лечебных уроках —
названием заболевания [18, c.77].
В пределах предметной
классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического
воспитания на уроки с образовательной направленностью, уроки с гигиенической
направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а
также комбинированные уроки, в которых в разных сочетаниях представленных два
или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение уроков
принято обозначать другими терминами: учебно-тренировочные (для технической,
тактичной или технико-тактичной подготовки), тренировочные (для физической подготовки,
направленной специально на воспитание двигательных качеств) и комбинированные.
Внутри каждой такой
группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки
с образовательной направленностью классифицируются в зависимости от
акцентирования учебных задач, т.е. по основным дидактическим задачам занятий
(аналогично тому, как это принято в общей педагогике). В этой связи выделяют
следующие разновидности уроков: вводный, изучение нового материала,
совершенствование и закрепления изученного, контрольные (учетные), а также
«смешанные» уроки, в которых в разных сочетаниях решается несколько
дидактических задач. Такое подразделение уроков образовательного характера
имеет особенно важное значение, так как каждая из перечисленных разновидностей
требует не только своего особого размещения учебного материала, но и
специфической организации действий педагога и занимающихся.
Уроки с гигиенической
направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие)
уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых
является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление,
создание надежной основы здоровья и работоспособности. Вторые, практикуемые
значительно реже, должны служить восстановлению сил и работоспособности. Для
них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки,
вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений [12, c.21].
Уроки с воспитательной
(по преимуществу) направленностью характеризуются установкой на воспитание
двигательных (физических) качеств, или специально организованное решение задач
нравственного или эстетического воспитания.
1.2
Требования,
предъявляемые к проведению урока
Исходя из общих основ
обучения и воспитания и принимая во внимание принципы системы физического
воспитания, можно определить следующие главные требования к содержанию и
методике проведения учебно-воспитательной работы на уроке.
1 Каждый урок должен
служить решению конкретных, заранее намеченных задач и представлять собой
завершенное целое, логически и психологически связанное с предыдущими и
последующими уроками. Намечаемая в уроке учебно-воспитательная работа должна
быть доступной, в необходимой мере индивидуализированной и вполне выполнимой в
рамках отведенного времени. Важно, чтобы процесс этой работы увлекал
занимающихся, требовал повышенных, по сравнению с привычными, усилий и вызывал
положительные эмоции. Необходимо также, чтобы результаты работы были осознаны
занимающимися и вызывали у них чувство удовлетворения.
2 Влияние каждого урока
на занимающихся должно быть достаточно разносторонним. Специфические
воздействия должны складываться из элементов и физического образования, и
физического развития, и воспитания двигательных качеств. Это не означает, что
перечисленные элементы должны быть представлены в каких-либо постоянных
соотношениях. Чаще всего в зависимости от ведущих на данном этапе
педагогических задач, типа урока и многих других условий любой из этих
элементов акцентируется и, следовательно, занимает главное место за счет
остальных, которые, очевидно, отходят на второй план. При всех условиях урок в
целом должен непременно служить оздоровительным целям.
3 Каждый урок независимо
от решаемых на нем специфических задач физического воспитания должен быть подчинен
общим целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются или
попутно, в единстве со специфическими, или в соответствии со складывающимися
условиями — в отрыве от них, специально. Аналогичным путем решаются также
задачи умственного и эстетического воспитания.
4 Процесс вооружения
занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в
каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие
интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых
познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно
прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо
настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути
выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной
ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть
своими эмоциями.
5 Деятельность
занимающихся на протяжении урока должна быть достаточно разнообразной не только
по содержанию, но и по характеру. Как физические, так и интеллектуальные и
волевые усилия необходимо варьировать по напряжению так, чтобы был обеспечен
оптимальный уровень работоспособности, необходимый для успешного решения
намеченных задач. Действия, требующие сложной координации движений, полезно
перемежать с хорошо усвоенными привычными действиями, творческую деятельность с
исполнительской, интересные упражнения со «скучными» и т. п. Подобные
контрастные переключения прежде всего помогают предупредить утомление. С другой
стороны, при достаточной постепенности в таких переключениях они играют важную
тренирующую роль в развитии способности к срочной смене установок и налаженных
действий новыми, подчас неожиданными, непривычными. Это имеет существенное
значение в современной жизни. Конечно, мера внесения в уроки таких элементов
разнообразия зависит от особенностей занимающихся и их состояния во время
занятий, типа урока, его продолжительности и многих других факторов. В
частности, нельзя упускать из виду и задачи подготовки занимающихся к
определенным видам продолжительной, нередко однообразной и весьма напряженной
работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|