Основы профориентационной работы в школе
Основы профориентационной работы в школе
Министерство
образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Теории и методики преподавания»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По УИРС
Основы профориентационной работы в школе
Руководитель:
Бровка
Г.М.
Исполнитель:
студент
IV курса, гр. 109501
Минск
2005
Содержание.
Введение
1 Психологические основы
профориентационной работы в школе
1.1 Профориентация. Её
содержание и формы
1.1.1 Функции и
характеристики профориентации
1.1.2 Формы
профориентации
1.2 Процедура проведения
профконсультационной работы в школе
1.2.1 Функции и основное
содержание профконсультации
1.2.2 Условия проведения
профконсультационной работы
1.2.3 Основные этапы
проведения процедуры профконсультации
1.3 Профессиональная
пригодность
1.4 Этика проведения
профконсультационной работы
2 Методика исследования
3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных
источников
Приложение
Введение
Цели работы:
1)
изучить
психологические основы профориентационной работы в школе, её цели;
2)
раскрыть
основные факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений; ознакомиться
с типами профессий, с этикой проведения профконсультационной работы.
Теоретическая и
практическая значимость работы:
данная работа
предназначена для педагогических специальностей, так как при работе в школе
преподаватель должен обращать внимание на способности и интересы учеников, чтобы помочь ему выбрать профессию, а также при
рекомендации кружков.
Профессиональная
ориентация молодежи является одним из путей повышения производительности. Очень
важно, чтобы профориентационная работа была правильно поставлена, так как она
способствует эффективной реализации задатков и способностей человека,
обеспечивает гармоничное сочетание интересов какой-либо личности и общества.
Существенной
составной частью профориентации является профессиональная консультация.
Основной задачей специалистов профконсультантов является определение
психологических, психофизических и медико-физиологических характеристик
человека требованиям профессии в целях оптимального удовлетворения его
интересов, запросов к условиям и режимам труда.
Анализируя
акцентуированные типы личности и типы личности, можно выделить наиболее
подходящие подросткам сферы деятельности, а также определить наиболее
благоприятные для него условия и режимы труда.
От того, как
подготовлен профконсультант, зависят характер и объем работы по
профессиональной консультации. Обследование должны проводить квалифицированные
специалисты, которые прошли специальную подготовку.
1.1
Профориентация. Её содержание и формы
1.1.1 Функции
и характеристики профориентации
В
социально-экономической и психологической литературе нет однозначного
определения профориентации.
А.Е.Голомшток
определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического
воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии (с14,
[8]).
И.Н.Назимов
дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная
часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств
воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их
своевременному привлечению в различные области народного хозяйства,
рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту
работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и
индивидуальных качеств каждого человека» (c.34, [3]).
Вот,
какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация
– это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей,
интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (с.356,[7]).
Функции
профориентации (с. 361-362,[7]):
-
социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний,
которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
-
экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение
профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическая
– выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;
-
медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим
качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Характеристики
профориентации (с. 6-7, [4]):
1.
Профориентация представляет собой систему государственных
мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с
рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
2.
Научность её форм и методов. Так как профориентация не является
самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики,
психологии, педагогики, медицины и т. д.
3.
Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность
профессиональной ориентации:
а)
потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов,
стремлений, установок и т. д.);
б)
способностей и других личностных характеристик человека;
в)
потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе
исторического развития общества;
4.Активность
форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии
на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии
будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость
выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.
1.1.2 Формы
профориентации
Как научно
обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя
ряд различных по свому содержанию и целям форм (рис.1).
Рис. 1. Схема
основных форм профориентационной работы в школе.
1.
Профессиональное
просвещение.
Цель:
ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями,
предъявляемыми к личностным характеристикам человека.
Профессиональное
просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и
профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в
школе.
Профессиональная
информация.
Цель: ознакомить
молодежь с основными профессиями и их
специальностями.
Школьнику
предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной
среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях
должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению
основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья
человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной
подготовки.
Профессиональная
пропаганда.
Цель:
формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления
у молодежи к освоению профессий современного производства.
Профессиональная
пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается
дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с
увеличением объема производства.
В
практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления
специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок,
витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в
профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).
Чрезмерная
пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной
области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы
престижности, внешней привлекательности профессии.
Для
повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать
следующие принципы описания профессии (с.6-8,[4]).
Необходимо
точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет
уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.
1)
Общественная значимость профессии, которую определяют из ее
особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
2)
Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной
профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для
проявления творчества и смекалки.
3)
Раскрытие психологических и психофизиологических требований,
предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к
повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания,
памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим
качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям
профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов
труда, удовлетворенности самого рабочего.
4)
Системность и последовательность раскрытия способностей
профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по
определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.
2.
Профессиональная консультация.
Цель:
сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе
всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и
т. д.
Профконсультация
предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной
деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.
3.
Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).
Цель:
рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями
и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
1.3 Процедура
проведения профконсультационной работы в школе
1.3.1 Функции
и основное содержание профконсультации
Профессиональная
консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы.
Под
профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения
личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]).
Основная
цель профконсультации – исследование психологических и физиологических
особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов,
воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации
осуществляется ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда.
Выделяют
три основные функции профконсультации:
1)
информационная функция профконсультации предполагает сообщение
школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого
типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых
учебных заведениях;
2)
диагностическая функция профконсультации предполагает определение
уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим
можно выделить две основные формы профессиональной консультации: медицинскую и
психологическую.
Медицинская
консультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает
освидетельствование всех систем организма, а также уровня функционирования
анализаторов.
Психологическая
диагностика основной акцент делает на исследование уровня выраженности
психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются:
а)
мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов,
ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание,
глубина, устойчивость;
б)
способности субъекта и другие личностные характеристики, которые
могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень
развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.);
в)
уровень подготовленности. Оценке подвергаются знания субъекта по
конкретным областям науки, специальные знания. Особое внимание необходимо
уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач;
г)
особенности самооценки и формирование профессиональных планов;
3)
прогнозная функция профконсультации является объединением первых
двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе
изучения его личности.
Прогнозная
оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта
трудовой деятельности:
а)
успешность трудовой деятельности;
б)
удовлетворенности человека своим трудом;
в)
психофизиологических затрат человека при овладении данной
профессией или достижении успехов в ней.
Прогнозная
функция предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и
способах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально
важных качеств.
1.2 Процедура
проведения профконсультационной работы в школе
1.2.1 Функции
и основное содержание профконсультации
Профессиональная
консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы.
Под
профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения
личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]).
Основная
цель профконсультации – исследование психологических и физиологических
особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих
на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется
ориентация молодежи на большие сферы человеческого труда.
Выделяют
три основные функции профконсультации:
1)
информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику
информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа
деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных
заведениях;
Страницы: 1, 2, 3
|