Основы педагогики
Основы педагогики
Самостоятельная
работа №1.
Тема: Становление педагогики как
науки.
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство
учить всех всему,
или верный тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и
селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество
того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло
обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким
образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,
кратко, приятно,
основательно,
где для всего, что предлагается
основания почерпаются из самой природы
вещей;
истинность подтверждается параллельными
примерами из области механических искусств;
порядок распределяется по годам,
месяцам, дням и часам.
легкий и верный
путь для
удачного осуществления этого на практике.
Каждый человек
должен получать образование: «В школы следует отдавать всех вообще: знатных и
незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках,
селах и деревнях». Человек должен получать образование с детства: «Только то в
человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте».
Обучением занимаются специально подготовленные люди «обладающие знаниями и
серьезностью характера»: «Этих воспитателей юношества обыкновенно называют
наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места,
которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными
заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.». Идея
обучения в коллективе: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их
вместе, т. к. больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних
служит примером и побуждением для других». Необходимо, чтобы: «При посредстве
наук и искусств развивались природные дарования; совершенствовались языки;
развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно
со всеми нравственными устоями».
Я. А. Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и
воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной
работы должны на эти законы опираться (принцип природосообразности). Поскольку
в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение нужно
начинать с наблюдения над этими вещами, лишь после этого можно обсуждать
увиденное (принцип наглядности).
Метод обучения,
предлагавшийся Я. А. Коменским, характеризовался стремлением сделать весть
процесс разумно организованным и целенаправленным; содержание, расположение и
изучение учебного материала должны быть последовательными, переходящими от
простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распрастранненому
(принцип последовательности). Данный метод также должен был вызывать у детей
радость от овладения знаниями, позволяя без скуки, без окриков и побоев идти по
пути познания (принцип сознательности и активности). Но выполнить это возможно
только при учете уровня развития детей и имеющихся у них знаний, их интересов,
направленных на познание окружающего мира (принцип доступности).
Я. А. Коменский
разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название
классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени.
Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено
четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и
даже дням обучения. При такой системе организации процесса обучения дети одного
возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя
должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной
цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго
определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня – от четырех
уроков для младших школьников до шести уроков в день у старших школьников.
Свойства научной
педагогики как целостной системы должны, по мнению И.Ф. Гербарта, концентрироваться
в цели воспитания, выражающей ее интегративные, системообразующие связи,
вследствие чего воспитатель не должен предъявлять воспитаннику требований, не
связанных с целью воспитания. Целью же воспитания должна быть добродетель, т.е.
нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли
индивида.
Таких первичных
этических идей И.Ф. Гербарт выделял пять:
- идея внутренней
свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей
личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
- идея
совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли,
сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат
наивысшие нравственные ценности;
- идея
благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной
волей и волей, проявляемой другими людьми;
- идея права,
предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с
другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать
равноправие двух противостоящих друг другу воль;
- идея
справедливости как воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к
воле другого человека: либо поощрение, либо наказание.
И.Ф. Гербарт
также выделял две группы целей воспитания – возможные и необходимые. Возможные
ориентированы на перспективу, имея ввиду те цели, которые воспитанник может
поставить себе, уже, будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий,
профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивают объективной,
содержательной стороны, которая должна составить предмет свободного выбора.
Необходимые цели касаются выработки субъективных, личностных качеств,
необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной разнообразной
восприимчивости, что осуществляется через развитие многостороннего интереса. К
ним И.Ф. Гербарт относил те, которые определялись нравственностью, обязательной
для всех. Соответственно воля воспитанника должна развиваться в направлении
благожелательности, права и справедливости, внутренней свободы и совершенства.
Главную цель
воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее
невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности
его национального характера. Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших
педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. К.Д.Ушинский выделил
три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку.
Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач
русской народной школы. Искусство воспитания, утверждал К.Д.Ушинский, опирается
на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который
живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей
совестью. Антропологические знания дают возможность правильно, с учетом
особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей
развития определить содержание обучения и формы его организации. К.Д.Ушинский
тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения,
чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ
|
Сообразность
(связь)
|
Принципы
обучения
|
Законы природы
|
Требования к
организации обучения
|
Природа тщательно
приспособляется к удобному времени.
Природа не
смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
|
«Образование
человека должно начинаться в детстве; необходимо выбирать надлежащее время
для умственных упражнений; располагать упражнения так тщательно, чтобы все
шло вперед в естественной последовательности, безошибочно».
|
Педагогический
процесс надо согласовывать с возрастными и индивидуальными особенностями
учащихся; учитывать этапы
развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации
воспитательных отношений.
|
Принцип
доступности.
Принцип
систематичности и последовательности.
|
Природа
подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
|
«Подготовлять
книги и все другие учебные пособия; развивать ум ранее языка; никакого языка
не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из произведений
подходящих авторов; реальные учебные предметы предпосылать формальным;
примеры предпосылать правилам».
|
Обучение
предполагает соответствие содержание образования уровню развития современной
науки; научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они
подкрепляются конкретными фактами.
|
Принцип
наглядности.
Принцип научности.
Принцип связи
теории с практикой.
|
Природа избирает
для своего воздействия подходящий предмет; сперва надлежащим образом его
подготовляет, чтобы он стал подходящим.
|
«Всякий, кого
отдают в школу, пусть остается в ней до конца; когда приступают к изучению
какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены; все,
препятствующее ученикам, должно быть от них устранено».
|
Предполагает
уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную
требовательность к нему.
|
Принцип личностного
подхода.
|
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ
|
Сообразность
(связь)
|
Принципы
обучения
|
Законы природы
|
Требования к
организации обучения
|
Природа не делает
скачков, а идет вперед постепенно.
Начав что-либо,
природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
|
«Вся совокупность
учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы так, чтобы
предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь;
время должно быть распределено с … точностью так, чтобы на каждый год, месяц,
день, час приходилась своя особая работа; распределение времени и работ
необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено».
|
Предполагает
построение определенной системы и последовательности процесса обучения, т.к.
сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых.
Наличие
многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость
их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности.
|
Принцип
преемственности.
Принцип
последовательности и систематичности.
|
Всякое свое действие природа начинает изнутри.
|
«Нужно формировать понимание вещей, развивать память, язык и руки;
учитель должен соблюдать все способы раскрытия познавательных способностей и
применять их сообразно обстоятельствам».
|
Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования,
его разносторонности; предполагает опору на сильные стороны обучаемых.
|
Принцип воспитывающего обучения.
|
Природа так располагает материю, чтобы она стремилась
к форме.
|
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее
стремление к знанию и к учению».
|
Развитие у учащихся аргументированности и доказательности суждений,
выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения.
|
Принцип сознательности и активности.
|
Особенности организации обучения
|
Средства и методы
|
Руководство
родителям.
Книжки с
картинками.
|
Отдельные классы,
для каждого класса должны быть предназначены особые учебники.
|
Отдельные специализированные
классы, соответствующее расписание занятий.
|
Обучать должны
ученые и профессора, избранная библиотека различных писателей.
|
Содержание
воспитания
|
«… чтобы дети
приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их»
|
«… научились тому,
пользование чем простиралось бы на всю их жизнь»
|
«… чтобы юноши
достигли… твердого основания для приобретения совершенной учености в чем-либо
в будущем»
|
Выбирать профессию
по призванию, поощрять учащихся ко всему, чтобы они могли получить
всесторонне образование.
|
Цели обучения
|
«… будут
упражняться преимущественно внешние чувства»
|
«…будут упражняться
внутренние чувства, сила воображения и память»
|
«… будут
развиваться понимание и суждения обо всем собранном ранее материале»
|
«… развивать
преимущественно то, что относится к воли, способности, которые научат
сохранять гармонию»
|
Место
|
В каждом доме.
|
В каждой общине, в
каждом селе.
|
В каждом городе.
|
В каждом
государстве, в каждой большой области.
|
Возраст и
успешность учащихся
|
От 0 до 6 лет.
Мальчики и
девочки.
Все без
исключения.
|
От 6 до 12 лет.
Мальчики и
девочки.
Все без
исключения.
|
От 12 до 18 лет.
Только юноши, которые хорошо обучены.
|
От 18 до 24 лет.
«Избранные умы, цвет человечества».
|
Периоды
|
Младенчество.
|
Детство.
|
Отрочество.
|
Зрелость.
|
Школы
|
Материнское
попечение.
|
Школа элементарная,
или народная школа родного языка.
|
Латинская школа,
или гимназия.
|
Академия.
|
|
|
|
|
|
|
|
Используемая литература:
1.
Я. А.
Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост.
В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
2. История педагогики и
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для
педагогических учебных заведений / Под ред.
Академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е
издание, исправленное и дополненное. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
2.
В. А.
Сластенин. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
Самостоятельная
работа №2.
Тема:
Образование и
воспитание как процессы социального наследования.
Процесс
образования
|
Процесс
воспитания
|
Единый процесс
физического и духовного становления личности, процесс социализации,
сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически
зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
|
Процесс изменения
личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления
физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и
в связи с этим изменение внешних проявлений личности, благодаря которой она
существует для других людей.
|
Результаты и
эффективность определяется уровнем усвоения знаний и умений, овладением
способами решения познавательных и практических задач, интенсивностью
продвижения в развитии.
|
Уровень подготовки
воспитанников как членов общества к сознательной активности и самостоятельной
творческой деятельности, а также развивать способность человека к
самоизменению; результаты в виде саморазвития и самореализации личности в
гармонии с самим собой и обществом.
|
Ученик
приобретает:
- знания о природе,
обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
- опыт осуществления
известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и
навыках личности, усвоившей этот опыт;
- опыт творческой,
поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом;
- опыт ценностного
отношения к объектам или средствам деятельности человека.
|
Воспитанник
получает:
-
философско-мировоззренческую ориентацию личности в понимании смысла жизни,
своего места в мире, своей уникальности и ценности.
- помощь в
построении личностных концепций.
- приобщение к
системе культурных ценностей и к традициям русской ментальности.
- раскрытие
общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, сострадания и т.д.) и культивирование
интеллигентности.
- развитие
интеллектуально нравственной свободы.
- формирование
отношения к труду как к социально и лично значимой потребности.
- развитие
валеологических установок.
|
Страницы: 1, 2
|
|