Основы культурологического воспитания
1.3 Воспитание
гуманности
Гуманистическое
мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой
человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде,
строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы
определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим
фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит
не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в
окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в
гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные
отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности,
составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность поэтому
не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности,
включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти
свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений,
которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят
отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга,
брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно
гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности. Гуманность
представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности,
выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей
ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе
взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении
доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому
человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека,
поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию,
сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям,
поведению. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах
деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен
быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не
могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного
отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может
заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей.
Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения
морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой
деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой
интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе
уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной
справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих
взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий
характер.
Важным условием
воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно
полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в
ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и
поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно
возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально
предусмотрены педагогом.
1.4 Задачи и
содержание трудового воспитания
Трудовое воспитание
начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых
обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития
психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна
стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся.
Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники,
технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми
знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует
правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является
базой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются
следующие задачи трудового воспитания учащихся:
формирование у учащихся
положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких
социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного
интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие
потребности в творческом труде; воспитание высоких моральных качеств,
трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости,
деловитости и честности;
вооружение учащихся
разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры
умственного и физического труда. Содержание трудового воспитания определяется
названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов,
производственными условиями района, области, возможностями школы, ее
материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы и т.д. Содержательную
основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.
Учебный
труд включает в
себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее
напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к
повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой
деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках
трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе
физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств,
коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Общественно полезный труд организуется в
интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает
в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной
территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на
полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах,
школьных лесничествах, тимуровскую работу. Производственный
труд предполагает их участие в создании материальных ценностей. В
процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, познают
смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные
интересы, склонности, потребности в труде. Российская школа имеет богатый опыт
включения детей в производительный труд — это ученические производственные
мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение
школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и
целесообразности и сегодня.
Педагогические условия организации трудового воспитания
Успех трудового
воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих
педагогических условий:
1. Подчинение труда
учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения
целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно
полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое
применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в
учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях
дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания
детей.
2. Сочетание общественной
значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в
целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и
для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста,
индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А. Сухомлинского
наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия.
Ученики В.А. Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его
вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда
вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и
труда, пенсионерам, жителям села. 3. Доступность и посильность трудовой
деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило,
не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и
физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей
не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания
подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся. 4.
Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда
учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача
учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства
поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать
систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе
потребовать от школьников выполнения взятого обязательства. 5. Сочетание
коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны,
необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый
член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять,
нести ответственность за качество и своевременность его исполнения. Эффективное
трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного
становления личности учащихся. Профессиональная
ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических
мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном
самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует
интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В
таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость
и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным
потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается
материально. Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое,
другие — появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники
нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете
на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале
профессионального становления. Система профессиональной ориентации включает в
себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация),
профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный
отбор, профессиональная адаптация. Профессиональное
просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных
знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или
иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается
ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного
района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут
активно влиять на правильный выбор профессии, на формирование профессиональных
мотивов. Профессиональная диагностика
осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с
использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются
особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья,
интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Профессиональная консультация заключается
в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в
установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и
индивидуально-психологическими особенностями личности. Различают несколько
типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника
знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней,
возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая
индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных
областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться.
Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть
определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий.
Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья
человека требованиям профессии. Профессиональный
отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире
профессий. Его осуществляют учебные заведения, предъявляющие определенные
требования к поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу.
При профессиональном выборе необходимо учитывать семейные традиции, мнение
друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др. Профессиональная
адаптация — это процесс вхождения молодого человека в
профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому
коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации
является показателем правильности выбора профессии. Компоненты профориентации
взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит
от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется
положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость
их труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть
полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные
основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами
трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых.
Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением
достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На
ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более
дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более
полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации.
Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них
четко определяются мотивы учебной деятельности. Под формированием экономической
культуры понимается выработка ясного представления об экономических
закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств
личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности.
Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника
к жизни, труду, она — одно из необходимых условий становления гражданской
позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач
формирования экономической культуры школьников. Важнейшие из них: формирование
у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного
хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности; овладение
элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и
расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по
формированию экономических знаний о труде и производстве, умений и навыков
организационно-экономической деятельности, предпринимательства. Экономическая культура
формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно
большие возможности для развития экономической культуры личности заложены в
таких предметах, как история, география, трудовое обучение, химия, биология. В
учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей
организации экономической деятельности учащихся. Задача здесь состоит прежде
всего в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики
политехнического образования, общественно полезного и производительного труда
упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения,
расширить сферу экономической деятельности в меняющихся социально-экономических
условиях. В системе формирования экономической культуры используются многообразные
формы и методы: беседа, рассказ, лекции, решение производственных задач,
экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий в учебной
и внеучебной деятельности. Это могут быть деловые игры, подготовка
экономического обоснования решения производственных задач, выполнение
экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой
деятельности, изобретений и т.д. Целесообразно приобщать учащихся к проведению
экономического анализа процесса и результатов труда в ученических бригадах,
лесничествах, цехах; распределению и использованию коллективно заработанных
средств и др. Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный
педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную,
личностно-ориентированную направленность.
1.5 Формирование
эстетической культуры учащихся
Формирование
эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности
личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в
искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных
представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что
является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников
воспитывается стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны
бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также
готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Формирование эстетической
культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых
книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это — организация человеческих
чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если
проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей
антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного
поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком уровне
эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи,
посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но
нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической
культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.
Страницы: 1, 2, 3
|
|