Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения
Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения
“Основополагающие
принципы
андрагогической
модели обучения:
Оптимальные
условия
их применения”
(Реферат)
Выполнила:
Михалкина Татьяна,
группа
№301 веч/фр
|
Московский
Государственный Лингвистический
Университет
|
Факультет
французского языка
|
План:
I.
ВВЕДЕНИЕ
II.
Андрагогическая модель обучения. Ее основные
принципы.
III.
Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения.
IV.
Заключение
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный
факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему
своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно
как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим
развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят
исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в
образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное
обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных
исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии
предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает
и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.
По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых -
обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной
творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично
развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии
человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей
его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на
роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и
общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших
теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза,
стало "производство компетентных людей — таких людей, которые были бы
способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная
компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на
протяжении всей своей жизни". Дело обучения, res studiorum, всегда
бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным, напряженным и
тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося
преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является андрагогика
( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука
об обучении взрослых.
Возникновение андрагогики как
самостоятельной науки обусловлено рядом причин различного характера. Создавая
основы новой науки, ученые прежде всего учитывали объективные условия,
вызвавшие потребность в развитии андрагогики.
Во-первых, сам ход развития образования вел
к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же
исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение
в процессе обучения.
Во-вторых, эволюция идей философской и
психологической наук привела к осознанию ведущей роли человека во всех
социальных процессах, в том числе и в образовании.
В-третьих, достижения в области
информационных технологий позволили по-новому организовать учебный процесс, что
существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения.
В-четвертых, эволюция педагогических
концепций также вела к осознанию необходимости предоставления большей свободы
обучаемому в процессе обучения.
Наконец, физиология и психология доказали,
что люди способны успешно обучаться практически на протяжении всей сознательной
жизни.
Окончательное формирование основ
андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого
М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых
ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал
фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования
взрослых. Андрагогика против педагогики".
Из чего же исходили вышеперечисленные ученые?
Учитывая перечисленные выше объективные изменения
образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в
своей жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта —
принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в
процессе обучения в частности.
1.
Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не
обучаемый).
2.
Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению
и осознает себя таковым.
3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным,
профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника
обучения как его самого, так и его коллег.
4.
Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения
конкретной цели.
5.
Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения
умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется
временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными
факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7.
Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности
обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования,
реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Учитывая
все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку об обучении
взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по
организации и реализации процесса обучения.
Как
любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и терминологический
аппарат.
Поскольку
она выявляет общие закономерности обучения взрослых, то в ней выделяется теория
обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее общие категории: особенности
взрослого обучающегося, процесса обучения взрослых, взаимосвязи андрагогики с
различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития
образования и самой андрагогики.
Андрагогика
изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся в
процессе обучения и потому ее составной частью является технология обучения
взрослых.
Каковы основные положения теории обучения
взрослых? Их лучше рассмотреть, сопоставляя в общем педагогическую и
андрагогическую модели обучения.
Когда мы говорим о модели обучения,
мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей
деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При
этом конечно же необходимо учитывать и другие компоненты процесса — содержание,
источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели — это именно
деятельность обучающегося и обучающего.
Закономерности, определенные в модели
обучения, характерны для того или иного подхода к организации процесса
обучения, но они представлены именно в комплексе, в наиболее полном виде. В реальной
практике они, естественно, реализуются в таком объеме далеко не всегда, а практически
никогда. Это как бы идеальное представление о процессе обучения, которое
формируется либо с точки зрения педагогики и обучения невзрослых, либо с точки
зрения андрагогики и обучения взрослых.
В
самом общем виде можно сказать, что в педагогической модели обучения
доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все
параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники
обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого
экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия
серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в
педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет
возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его
участие в реализации обучения в силу тех же причин также достаточно пассивно:
ведь его основная роль — это восприятие социального опыта, передаваемого
обучающим.
В андрагогической
модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся —
активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
Основоположник андрагогики М.Ш.Ноулз основные
различия между андрагогической и педагогической моделями обучения видит в
следующем:
Неформальный, основанный
на взаимном уважении и совместной
работе
|
|
Формальный, ориентированный
на авторитет преподавателя, конкурентный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологический
климат обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На базе этих основных положений андрагогики
и предлагается стоить деятельность по обучению взрослых, главными
характеристиками которой являются активная, ведущая роль обучающегося в
построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная
деятельность обучающегося и обучающего, с другой.
При этом очень важно достичь того, чтобы
атмосфера обучения была дружеской, неформальной, основанной на взаимном
уважении, совместной работе, при поддержке и ответственности всех участников
учебной деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между обучающим
и обучающимися.
Другая андрагогическая модель,
разработанная группой ученых Ноттингемского университета, менее закончена,
стройна и подробна, чем модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит
из тех же основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных,
психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в процессе
обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие критического,
творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человеческого
существа. Вот главные положения теоретических подходов ноттингемской группы к
обучению взрослых.
Человеческие существа – это социальные
существа, их надо рассматривать во взаимодействии с социально-историческим
окружением.
1.
Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек,
критически мыслящий, способный к обучению
2.
Потенциальные возможности постоянного развития мышления,
чувсв и «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных
структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного мышления у
взрослых от подобного мышления детей или подростков.
3.
Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление,
способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от некритического
восприятия чужих мыслей.
4.
Комбинирование группового и индивидуального самообучения
способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.
5.
Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых
является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.
6.
Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система.
Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся
может что-то добавить или изменить в ней посредством критического мышления. Но
и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая система, оно может быть
использовано обучающимся для решения своих проблем или создания новых систем.
7.
Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое
размышление и творческий ответ.
8.
Образование – это не передача знаний, а скорее отбор,
синтез, открытие и диалог.
Основным видом обучения взрослых авторы
считают обучение в группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению
взрослых возможны, по мысли авторов, различные методы обучения: экспозиционные,
когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся
посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие
методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных
программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы
обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда
содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку
учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В
этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и
необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат
поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода
обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом
случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в
процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы
наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.
Страницы: 1, 2
|