бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Основные направления и содержание воспитательного процесса бесплатно рефераты

Основные направления и содержание воспитательного процесса

Министерство образования российской Федерации







РЕФЕРАТ

по дисциплине: педагогика и психология


тема: Основные   направления   и   содержание    воспитательного   процесса

   



 














г. Петропавлоск-Камчатский

2006

Содержание:

 

 

    1.        Специфические   черты   процесса   воспитания…………………….3

     2.        Цели воспитания……………………………………………………….4

     3.        Самовоспитание………………………………………………………..5

     4.        Перевоспитание………………………………………………………..7

     5.        Список   литературы…………………………………………………..8


Основные   направления   и   содержание    воспитательного   процесса

Воспитание – целенаправленный  и организованный процесс формирования   личности.  В целостном педагогическом процессе важное место   занимает   процесс   воспитания   (воспитательный  процесс).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.


Специфические   черты   процесса   воспитания:

 

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1.       Процесс воспитания  - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным  действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых  личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2.       Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

3.       Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.  Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4.       Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5.       Важна связь с самовоспитанием.

6.       Скрытая   позиция   воспитателя.

7.       Сложность   диагностики   результата.

Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности  конкретного   ребёнка,   с   учётом   его   возрастных   особенностей.


                Педагог                                                    Воспитанник  

Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного).  Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Структура   процесса    воспитания

элементы   личности

 

 

Самовоспитание – это  сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.

 

Отличительные   черты    самовоспитания:

 

1.     самостоятельная работа.

2.     целеустремлённая работа.

3.     систематическая   работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.

 

Структура:

         1.  Адекватная самооценка;    2.  Потребность в самовоспитании;

         3.  Развитие  мотивации   (личностные,    узко-социальные–семья,

          широко-социальные –общество);       

4.  Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);

5.  Составление программы  и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой);      

6.  Принятие решений (волевой аспект);

7.  Применение методов самовоздействия:  

а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль,   с/приказ,  с/внушение;

б) методы самопознания  (с/наблюдение,  с/анализ,  с/оценивание)

в)   методы самостимулирования     (с/одобрение,   с/поощрение,   с/наказание).

         8.  Мобилизация своей активности  и воспитанности.

         9.  Итоговый самоконтроль.

         10.  Формирование   новой   адекватной   самооценки.


Организация    с/воспитания    учащегося:

 

1.       Побуждение    школьников    к с/воспитанию (необходимо убедить     детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить    примеры,   оказание ребёнку помощи в самопознании  и научить  составлять план и программу.

2.       Вооружение школьников методами самовоспитания.

3.       Помощь в мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм).


 


Перевоспитание –  это    целенаправленное влияние  на личность ребёнка с отклонениями  в поведении,  целью   которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.

        

Основные    идеи    процесса    перевоспитания

 

1.      Любая личность автономна,  нельзя переделать, перекопать,  можно лишь помочь   человеку осознать  свои проблемы  и захотеть их решить.

2.      Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

3.      перевоспитание предполагает обращение   к внутренним силам  и потенции  самого ребёнка.

















Список   литературы:

 

1.     Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2.     Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.

3.     Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.

4.     Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

5.     Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. -  М.

6.     Подласый

7.     Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.

8.     Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

9.     Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

10.