Основные направления и содержание воспитательного процесса
Основные направления и содержание воспитательного процесса
Министерство образования
российской Федерации
РЕФЕРАТ
по дисциплине: педагогика и
психология
тема: Основные направления и содержание
воспитательного процесса
г. Петропавлоск-Камчатский
2006
Содержание:
1. Специфические
черты процесса воспитания…………………….3
2. Цели воспитания……………………………………………………….4
3. Самовоспитание………………………………………………………..5
4. Перевоспитание………………………………………………………..7
5. Список
литературы…………………………………………………..8
Основные направления и содержание воспитательного
процесса
Воспитание – целенаправленный и
организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом
процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный
процесс).
Процесс – разворачивающаяся во
времени последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс
воспитания –
это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и
воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.
Специфические
черты процесса воспитания:
Воспитательный
процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер,
целенаправленность.
1. Процесс
воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные
объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием
невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных
факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в
которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи
воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень
динамичен, подвижен и изменчив.
2. Воспитательный
процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
3. Одна из
особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического
взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю,
то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании
ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.
4. Процесс
воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном
контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов
воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.
5. Важна связь
с самовоспитанием.
6. Скрытая
позиция воспитателя.
7. Сложность
диагностики результата.
Цели воспитания: основная цель – способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная
цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного
ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
Педагог Воспитанник
Сущность процесса заключается в том,
что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного).
Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах
дальнейшего поведения и деятельности.
Структура
процесса воспитания
элементы личности
Самовоспитание – это сознательная,
целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над
собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на
развитие и усовершенствование личности.
Движущей силой
процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и
тем, чего он хочет добиться.
Отличительные
черты самовоспитания:
1. самостоятельная работа.
2. целеустремлённая работа.
3. систематическая работа по
укреплению достоинств и изжитию недостатков.
Структура:
1. Адекватная
самооценка; 2. Потребность в самовоспитании;
3. Развитие мотивации
(личностные, узко-социальные–семья,
широко-социальные
–общество);
4. Определение
цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);
5. Составление
программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию
программы, программа - содержательная сторона работы над собой);
6. Принятие
решений (волевой аспект);
7. Применение
методов самовоздействия:
а)методы самоовладения
(с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;
б) методы самопознания
(с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)
в) методы самостимулирования
(с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).
8. Мобилизация своей
активности и воспитанности.
9. Итоговый самоконтроль.
10. Формирование новой
адекватной самооценки.
Организация
с/воспитания учащегося:
1. Побуждение
школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях
с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в
самопознании и научить составлять план и программу.
2. Вооружение
школьников методами самовоспитания.
3. Помощь в
мобилизации эмоционально-волевой активности (поддержка, оптимизм).
Перевоспитание – это целенаправленное влияние на
личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является
актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.
Основные
идеи процесса перевоспитания
1.
Любая
личность автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь
человеку осознать свои проблемы и захотеть их решить.
2.
Мы
стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества,
которые уже есть у ребёнка.
3.
перевоспитание
предполагает обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её
формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Божович Л. И. Социальная
ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в
трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб:
Издательство «Питер», 2000.
3. Возрастная и педагогическая
психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.
4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И.
Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики
переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И.
Фельдштейна. М., 1996.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная
психология. Учебник для вузов. - М.
6. Подласый
7. Рабочая книга школьного
психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и
сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.
8. Цукерман Г. А. Психология
саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
9. Эльконин Д. Б. Избранные
психологические труды. М., 1989.
10.
|