Основные категории педагогики. Формы организации учебной деятельности
Основные категории педагогики. Формы организации учебной деятельности
Новгородский государственный
университет им. Ярослава Мудрого
Юридический факультет
Контрольная работа по предмету
«Педагогика»
Темы: Основные категории
педагогики. Формы организации учебной деятельности
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения
по специальности: юриспруденция
Давлятова Тахмина
группа 5281
2006
1. Основные категории
педагогики
Категории, как известно,
представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три
группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это
«индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека,
которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет
педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е.
процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация,
образование, воспитание, обучение. И третья группа – категории, интегрирующие
основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный
процесс, педагогическое взаимодействие.
1.1 Личность и
индивидуальность
Как известно, в человеке
выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным
(личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность)
– и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом
присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто
человеческие качества (индивидуальность).
Понятие «индивид»
обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического
развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных
черт.
Личность отражает
социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность
есть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге,
общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность
определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный
мир отношений. Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных,
производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются
общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов,
проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности –
это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых
качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и
безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и
агрессивность и т.п.).
Индивидуальность – это
то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность
проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В
индивидуальности скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокий
уровень развития человеческого в человеке. Индивид, у которого развита
индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только
свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется
основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой,
предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Личностные и
индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях
необходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.
1.2 Образование и
социализация человека
Сегодня в качестве
наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в
это понятие включают весь процесс становления человека как социального
существа.
Образование предполагает
формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и
образованность.
Образованный человек –
это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.
Социализация – это
взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и
воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и
самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс
происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в
ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть
социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества,
к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства
системы социальных связей индивидов за счет его активной деятельности,
включения в социальную среду.
Социализация выступает как
элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и
развитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализует
себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От
того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество,
зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации
влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться
влиянию других людей.
Социализация формирует
личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает
человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек
становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в
одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно
одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга,
непрестанно реагируя на эти влияния».
В первой половине ХХ века
психологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное
научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального
научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация – это
процесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, это
продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве
полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация – это процесс адаптации к
социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённого
уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В
отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.
В процессе социализации
решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации
личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время
диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних
факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к
условиям общественной среды, а социальная автономизация – реализацию
совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая
соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной
адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми
мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом
социализации человека также является общественная активность – реализуемая
готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных
отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о
социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная
автономность и социальная активность.
Выделяют три сферы, в
которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение,
самопознание.
В деятельности личность
все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей,
присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При
этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного,
сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых
социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера
социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение
общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми.
Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации
– самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца
его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей
жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее
распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента:
познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий
(отношение к себе).
Процесс социализации
предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности,
общения, самопознания.
Социализация ребенка –
это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания,
приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального
становления человека.
На социализацию ребенка
существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и
другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств,
который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой –
присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в
структуре социального и педагогического взаимодействия.
1.3 Развитие,
воспитание, обучение
Развитие – это изменение,
представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего
к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений
приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения
нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий
между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется
общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое
прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны
внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями,
предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже
располагает человек и как он может ответить на эти требования).
Когда говорят о развитии,
предполагают изменение биологического (организм), психического
(индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому
понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных
качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется
воспитанием.
Развитие личности
представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так
и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода
противоречий, которые являются источниками развития личности:
- противоречие между
потребителями детей и возможностями их удовольствия;
- противоречие между
возможностями ребенка и требованиями общества;
- противоречия между
целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
Эти противоречия
проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С. Выготский выделил
два уровня развития детей:
- «уровень актуального
развития» - отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые
сложились на сегодняшний день;
- «зону ближайшего
развития» - отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества
со взрослыми.
Существенное значение для
социализации человека имеет воспитание.
Воспитание – одна из
основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого понятия
является одной из самых древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из
социальных установок и актуальных задач общества, которое при этом чаще
заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения
социально-экономических условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма
в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных
институтов, в том числе и в сфере образования, требует новых подходов к
определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в
школе. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной
науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким,
термином «образование».
Рассматривая различные
трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые
выделяются большинством исследователей:
- целенаправленность
воздействий на воспитанника;
- социальную
направленность этих воздействий;
- создание условий для
усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком
комплекса социальных ролей.
Общая социальная функция
воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания,
умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле
воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения
человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и
сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими
материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под
воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны
формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
Одной из главных задач
воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от
реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение
включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них
личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и
субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно
деятельность личности, субъективным – отношение личности к данной деятельности.
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального
взаимодействия.
Таким образом,
образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с
одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие
обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого,
к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах
и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют
сущность формирования личности.
Обучение. В
педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту
категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.
В первом случае обучение
определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний,
умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение
определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.
В процессе обучения
происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от
действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а
обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый
имеет свои особенности.
Обучение, формируя
общественный опыт, является необходимым условием социализации человека,
способствует его образованию как полноценной личности, развивает его
индивидуальность.
Развитие, обучение,
воспитание – взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может
оказать педагогическая деятельность.
В своем единстве развитие
и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения,
то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению.
В педагогике широко
используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной,
мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных
качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание
чему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие.
Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории.
Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс
формирования… в результате его социализации и воспитания».
Обучение, развитие и
воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же
целью – полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что
уже присуще индивиду, а воспитание и обучение – к тому, чего у него нет, но что
дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей.
Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике
исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как
процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие,
придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение,
развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат
целенаправленной социализации индивида.
1.4 Педагогическая
деятельность
Педагогическая
деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются
качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на
упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует
управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с
воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и
самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая
деятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена в
работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесно
взаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей
через решение педагогических задач: гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В.
Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в
педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в
областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности
учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность
учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она
связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала,
информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием
деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они
должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей.
Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути
проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических
задач.
Страницы: 1, 2
|
|