Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе
ГОУ ДПО Челябинский
институт переподготовки
и повышения
квалификации работников образования
Кафедра
воспитания и дополнительного образования
Шишкова
Лариса Николаевна
Организация
ученического самоуправления
в общеобразовательной
школе
Выпускная
аттестационная работа на соискание квалификации
«Технология
управления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогических
наук, заведующий
кафедрой воспитания и
дополнительного образования
А.В.Кисляков
Челябинск-2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основания организации ученического
самоуправления в общеобразовательной школе
1.1.
Организация
ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая
проблема
1.2.
Педагогическая
система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.3.
Комплекс условий
реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной
школе
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности функционирования
педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной
школе
2.1. Общий замысел организации и
осуществления экспериментальной работы
2.2. Методические аспекты организации
ученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальной
работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной и цитируемой
литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие ученического
самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с
«Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития
воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными
решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001
г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в
качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере
воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до
сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для
практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в
Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение
зафиксировано [37].
В последние годы ситуация
несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно
применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели
ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Целью настоящего исследования является
изучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике.
Основное предназначение
ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности
обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и
интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию
более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и
другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки
поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных
проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся
выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения
и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило,
самоуправление проявляется в планировании деятельности
коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы,
подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].
В настоящее время в
практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается
краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в
демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности
должны стать реалиями всего образовательного процесса,
процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении.
Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности
проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его
выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной
школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской
общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности
настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить
одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах
появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации
(объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же
общеобразовательного учреждения.
На основании выше
сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1.
Классифицировать
ошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при создании
ученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотреть
пути их преодоления.
2.
Определить функции
педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического
самоуправления
3.
Рассмотреть
комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического
самоуправления в общеобразовательной школе
4.
Экспериментальная
проверка эффективности функционирования педагогической системы организации
ученического самоуправления в МОУ «Каменносанарская ООШ».
Целью школьного
образования является адаптация молодого человека к существующей
действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь.
Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые
обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств:
умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества
способствуют самореализации человека в настоящей действительности.
Одна из задач школьной
системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан
демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять
свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются
инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их,
сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности
способствует организация школьного ученического самоуправления и его
деятельность [5].
Глава I. Теоретические основания организации
ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.1.
Организация
ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая
проблема
Затруднения – это
различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.),
которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не
искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты,
которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к
его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом
[33].
Классификация ошибок и
затруднений, создающих педагогические проблемы, а также причины их
возникновения и пути их преодоления:
1
Группа ошибок: Связанные
с пониманием сути ученического самоуправления
1) Смешение организационных
форм детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическое
самоуправление.
Причины:– Слабое знание Законов и нормативных
актов;
– Прошлый опыт участия в
деятельности общественных организаций.
Пути их решения: - Изучить
требования Законов РФ и других нормативных актов;
- Подписать соглашение о
партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
2) Подмена модели
ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного
учреждения.
Причины:– Не способность или не желание
педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы
подсистему ученического самоуправления.
Пути их решения:-
Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной
воспитательной технологии.
3) Восприятие
ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера".
Причины:– Распространенный взгляд на игру как
на несерьезное дело;
- Отсутствие готовности
рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Пути их преодоления:-
Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например,
для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов
реального самоуправления.
4) Изоляция органов
ученического самоуправления от жизни остальных учащихся.
Причины:– Неверно составленные
регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность
органов ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Изменить
регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов
самоуправления;
-
Сделать более
простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов.
5) Абсолютизация принципа
"Сначала делается то, что хотят дети".
Причины:– Стремление "заигрывать" с
учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу
ученического самоуправления.
Пути их преодоления:-
Включить в нормативные документы положения об ответственности органов
самоуправления за состояние сферы их компетенции
6) Подмена ученического
самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
Причины:– "Узкий" взгляд на
возможности ученического самоуправления;
-
"Расширительное" толкование потенциала КДТ.
Пути их преодоления: Находить
оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например,
органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
7) Использование в
структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая
прокуратуру.
Причины:– Излишнее стремление использовать
"карательные" функции ученического самоуправления в
"воспитательных целях".
Пути их преодоления: Максимально
осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она
регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.
2 Группа ошибок Связанные
с качеством модели самоуправления
1) Неточные, "размытые"
формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.
Причины:– Слабое представление о цели и
задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном
учреждении;
- Отсутствие навыков
целеполагания.
Пути их преодоления: Получить
квалифицированную консультацию у специалистов;
-
Провести
коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач
создаваемого ученического самоуправления
2) Слабая проработка
структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.
Причины:– Отсутствие четкости в
представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
- Отсутствие
разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Пути их преодоления:-
Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому
органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности
3) Серьезные юридические
"промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование
органов самоуправления.
Причины:– Низкая правовая грамотность при
составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Пути их преодоления:- Внимательно
изучить соответствующую нормативную базу;
-
Получить
квалифицированную консультацию у специалиста.
4) Чрезмерное увлечение
масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".
Причины:– Стремление соответствовать
"моде"на использование государственной символики.
Пути их преодоления:-
Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления
на уровне класса по типу местного самоуправления;
- Использовать данную
модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной
структурой самоуправления
5) Высокая степень
"наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Причины:– Стремление соответствовать
задаваемым научно-методическим "стандартам";
- Желание иметь научное
руководство, чтобы быть "не хуже других".
Пути их преодоления: -Используя
научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской
модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так
и родителям и старшеклассникам.
3
Группа ошибок Связанные
с функционированием ученического самоуправления
1) Отсутствие или низкое
качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического
самоуправления.
Причины: Непонимание
необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все
основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием
ученического самоуправления.
-
Пути их
преодоления: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
-
Просмотреть Устав
школы и внести необходимые изменения;
-
Разработать и
принять дополнительные локальные акты.
2) Отсутствие подготовки
активистов и органов ученического самоуправления.
Причины: Недопонимание необходимости
систематического обучения активистов самоуправления, подготовки
"преемников".
Пути их преодоления: - Разработать и внедрить систему
обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ;
-
Постоянно
обновлять программы и методику обучения актива.
3) Слабая методическая
подготовка педагогов.
Причины: – Пренебрежение этой сферой
педагогической деятельности;
- Объективное отсутствие
возможности повышения квалификации по этой тематике.
Пути их преодоления: -Сформировать методическое
объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
-
Организовать
систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
4) Отсутствие или
недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных
материалов и т.д."
Причины: –
Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой
оргтехники и т.д.;
- Непонимание
необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического
самоуправления.
Пути их преодоления: -
Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график
использования определенного помещения для организации работы органов
ученического самоуправления.
5) Отсутствие или
недостаток специально отведенного времени
Причины: – Убеждение, что самоуправление не
требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само
собой образуется".
4
Группа ошибок Связанные
с отношением к ученическому самоуправлению
1) Изоляция органов
ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и
родительского комитета школы.
Причины:– Замкнутость взрослых на своей
профессиональной сфере.
Пути их преодоления: -
Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги,
и родители;
-
Проведение совместно
подготовленных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|