Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики
Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики
Содержание
Введение
1. Формирование творческой
деятельности
1.1 Определение творческой
деятельности
1.2 Методика формирования
умений творческой деятельности учителя информатики
2. Творческие работы
учащихся в курсе информатики
2.1 Общие положения
2.2 Примеры детских работ
3. Разработка урока с
творческой деятельностью учащегося на уроке информатики
Заключение
Список литературы
Введение
Современная практика реализует
ориентацию школьников на теоретическую профессиональную деятельность не только
в лицейских, профильных классах, но и в общеобразовательных. В научной
литературе имеются сведения по различным аспектам развития личностных свойств
будущих профессионалов в единстве с профессиональными навыками творческой,
изобретательской деятельности, которые отражены в работах С.Я.
Батышева, И.С. Кона, А.К. Марковой, В.В. Серикова, Д.И. Фельдмана и других.
Исследовалась творческая профессионализация личности в работах Б.Г. Ананьева,
В.Г. Авсеева, Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, С.Н. Чистяковой и
других. Интересны в этом плане и работы зарубежных исследователей А. Андерсона,
А. Герра, Р. Крейцберга, А. Маслоу и других. Подготовка учащихся, студентов к
будущей конструкторско-изобретательской профессиональной деятельности
отображена в исследованиях А.П. Беляева, М.И Мах-мутова, P.M. Сырнева, А.П.
Шпирмака.
Особый интерес для нашего
исследования имеют работы, где рассматриваются вопросы включения учащихся в творческую техническую деятельность. В работах
отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Т.В. Кудрявцева, И.С. Якиманской,
А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, вопросы технической творческой
деятельности представлены достаточно широко. Получили раскрытие различные
аспекты технической творческой деятельности, в том числе и на
факультативных занятиях в работах В.А. Аптекмана, Ю.К. Бабанского, В.А.
Горского, Д.М. Комского, В.Г. Разумовского, Ю.С. Столярова, А.П. Степанкова,
К.А. Дуйсенбаева, Р.Д. Мерквиладзе.
Модель формирования
умений творческой деятельности на этапе обучения в педагогическом вузе
развивает и конкретизирует предложенную ранее Ю.К. Бабанским модель учебного
процесса. Используемая в работе модель представлена целевым,
стимулирующе-мотивационным, содержательным, операционно-деятельностным,
контрольно-регулировочном и оценочно-результативными компонентами.
Изучение курса
информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и
прикладную. Общеобразовательная целя заключается в освоении учащимися
фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков
алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства
обработки информации. Прикладная в получении практических навыков работы с
компьютером и современными информационными технологиями.
Цель работы – изучить
организацию творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики.
Задачи работы:
1) рассмотреть
формирование творческой деятельности;
2) разработать урок
информатики в школе.
1.1 Определение творческой деятельности
Большинство исследований
свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности
технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на
его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической
деятельностью, подчеркиваются преимущества внеурочных занятий [6, 114].
Проведенные исследования
показывают, что раннее включение учащихся в посильную для их возраста творческую техническую деятельность является важным
условием всестороннего развития личности школьников (П.Р. Атутова, Ю.К.
Бабанского, Ю.К. Васильева, Т.В. Кудрявцева, В.И. Кач-нева, Г. Милчевой, В.
Оконя, Я.А. Пономарева, В.А. Полякова, В.Г. Разумовского, Б. Роте, М.Н.
Скаткина).
Проблема
"творческого потенциала и творческой готовности" получила отражение в
исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.Н.
Кулюткина, Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева. Значительный материал
представлен в этом направлении в исследованиях школы Г.А. Бокаревой,
посвященных формированию готовности будущего инженера к профессиональной
деятельности в процессе обучения общенаучным дисциплинам, где изучаются
проблемы формирования профессиональных убеждений (Е.А. Мажаева),
компьютерно-информационной культуры (В. Дембров, A.M. Подрейко, Б. Кошелева),
социально-профессиональной готовности военных инженеров (К.В. Греля),
разработана концепция профориен-тированного процесса обучения лицеистов в
комплексе «лицей-вуз» (М.Ю. Бокарев). Однако проблема инженерно-творческой
подготовки на довузовском этапе факультативного обучения изучена недостаточно.
Не ясен, например, вопрос: каковы возможности факультативного обучения в
развитии готовности школьников к инженерному творчеству на довузовском этапе
выбора инженерной профессии.
Отсюда возникает
противоречие между практикой проведения факультативных занятий, не
обеспечивающей в достаточной мере готовность к инженерному творчеству на
довузовском этапе обучения, и неразработанностью системного
научно-педагогического знания в этом направлении.
В работах И.С. Якиманской
говорится о том, что продуктивная (творческая) деятельность является важнейшим
условием построения развивающего обучения, и она оказывает положительное
влияние на развитие всех психических функций. "Организация развивающего
обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами
умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень
усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка".
Целевой компонент
включает в себя постановку цели формирования умений творческой деятельности. В
качестве целей обучения рассматриваются формирование умений: 1) структурировать
предметную область с позиций терминологического аппарата информатики; 2)
строить информационно-логическую модель изучаемого процесса; 3) освоения
возможностей и трансформации элементов информационных технологий с учётом
решаемой задачи; 4) реализовать построенную модель в конкретной информационной
среде; 5) рационального использования временных и информационных ресурсов на
различных этапах решения задачи [8, 112].
По мнению Е.С. Полат,
проектную деятельность необходимо рассматривать как эффективный способ
развивающего и проблемного обучения.
Младший школьный возраст
- сензитивный период для развития креативности. Творческое мышление всегда
возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем,
которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких
мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание
продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.
Идея постановки и
разрешения проблемы лежит в основе технологии проектной деятельности, все этапы
которой успешно реализуются в среднем звене.
Следовательно, организуя
работу по развитию креативности в начальной школе, на основе проблемных
методов, мы будем способствовать повышению эффективности их проектной
деятельности в старших классах, а, вовлекая младших школьников в
исследовательскую работу через мини- проекты, развитию их творческих
способностей уже сейчас. Поэтому, для достижения поставленной цели, я выбрала
методы проектирования и проблемного обучения.
Как считает Е.С. Полат,
исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно
могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4
классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения
изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом
проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты,
коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
Исследовательские проекты
(4 класс) - по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом
исследовательских проектов в начальной школе могут быть - научные сообщения,
статьи в школьной газете.
Важно отметить, что
проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным
руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной
деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и
представляют полученные результаты [8, 122].
1.2 Методика формирования умений творческой
деятельности учителя информатики
Составными компонентами
умения творческой деятельности являются: наличие объекта, на который направлено
действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент);
наличие задания и понимание его сущности; знание способов действия; перенос
действия в новые ситуации. Научное отражение творческой деятельности БУИ должно
быть представлено взаимосвязанным единством знаний в области системного
анализа, математического моделирования и соответствующими им умениями. Поэтому
в соответствии с этапами процесса обучения выделяем три основные группы умений
творческой деятельности:
прогностические умения
(умение корректно формулировать цели и задачи творческого задания, осуществлять
структуризацию и алгоритмизацию нестандартных задач, осуществлять «перенос»
знаний в другую предметную область или на другой объект исследования);
исполнительские умения
(умение применить инструментальные средства информатики для редукции исходной
задачи, умение реализовать на практике созданную модель процесса,
представленного в творческой задаче, умение наглядно представлять решение
творческой задачи, умение «защищать» методику и результаты решения творческого
задания);
аналитические умения
(умение работать с научной литературой, умение формализовать модель процесса в
рамках конкретной математической схемы, умение контролировать и критически
оценивать свои действия при решении творческих задач, обобщать и
систематизировать полученные результаты, умение выявлять закономерности,
подобие и аналогии в изучаемых явлениях).
В структуре деятельности
студента по овладению умениями творческой деятельности могут быть выделены
следующие взаимосвязанные компоненты: осознание профессиональной и личностной
значимости задачи овладения умениями творческой деятельности; целевая установка
на овладение конкретными умениями; актуализация базовых знаний, которые лежат в
основе формируемых умений; раскрытие содержания каждого умения как определенной
совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения
действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению
умениями; контроль за уровнем сформированности умений, учет и оценка хода и
результатов деятельности.
В соответствии с
выявленными особенностями умений творческой деятельности БУИ выделены следующие
приоритетные задачи по формированию у студентов:
1) умения применять метод
информационного моделирования;
2) умения использовать
компьютер для автоматизированного решения модельных творческих задач;
3) дидактические и
методические приемы, позволяющие самостоятельно повышать квалификацию в области
математического моделирования и использования программных средств и
информационных технологий.
Изучение структуры,
содержания и особенностей умений творческой деятельности позволило построить
формальную модель процесса их формирования у будущего учителя информатики. Этот
процесс может быть представлен в виде стохастической динамической системы,
элементами которой выступают образовательные ситуации.
Важным компонентом
процесса формирования умений творческой деятельности будущего учителя
информатики является контрольно-регулировочный компонент, который предполагает,
что контроль со стороны преподавателя за процессом формирования у студентов
умений творческой деятельности и самоконтроль обучаемого за правильностью
выполнения заданий происходят одновременно.
Оценочно-результативный
компонент предполагает оценку преподавателем и самооценку обучаемым достигнутых
в процессе формирования умений творческой деятельности, установление их
соответствия поставленным задачам, выявление причин обнаруженных отклонений,
проектирование новых задач, учитывающих необходимость восполнения пробелов.
Все компоненты модели
формирования умений творческой деятельности БУИ взаимосвязаны и целостны. При
формировании умений творческой деятельности каждый компонент модели в
отдельности играет определенную роль, но только все компоненты в совокупности
обеспечивают итоговый результат [5, 103].
Процесс формирования
умений творческой деятельности студентов представлен в виде трёх этапов.
На первом этапе студенты
осваивают базовые теоретические знания и практические умения при решении
наиболее типичных задач, при этом формируется положительная мотивация к учебной
деятельности и непосредственно к изучаемому предмету. На данном этапе студенты
приобретают умения репродуктивной деятельности. Несмотря на то, что репродукция
предполагает схематизм, стереотипность действий, а, следовательно, и догматизм,
она – необходимое условие творческой деятельности. Именно на репродуктивном
уровне формируются необходимые умения и навыки, а сама деятельность
обеспечивается имеющимися наличными знаниями.
На этапе формирования
репродуктивных умений каждый студент, кроме контрольных, лабораторных работ,
должен самостоятельно выполнять работы в качестве домашних заданий. Каждая
такая работа должна предполагать несколько вариантов ее выполнения, учитывающих
индивидуальные способности обучающихся к усвоению учебного материала [7, 113].
Основная задача второго
этапа – формирование у студентов умений нормативной творческой деятельности.
Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих
способностей обучающихся.
На третьем этапе учебный
процесс строится таким образом, чтобы студенты могли активно приобретать умения
собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных
творческих заданий с элементами научного поиска. В нашем случае для этого в
учебный процесс предложено ввести курс «Методы математического моделирования
динамических систем».
Максимальная
продуктивность в решении модельных задач достигается при создании условий,
способствующих высокому уровню организации и последовательности совместной
поисковой познавательной деятельности. Возникающие проблемные ситуации
преодолеваются студентом в процессе активного поиска и синтеза новых знаний, а
также при использовании новационных способов действий. Наиболее продуктивен
этот процесс в совместной деятельности преподавателя и обучаемого [6, 190].
Создание хорошо организованной
микросистемы «учитель - объект изучения - обучаемый», как показали наши
исследования, является важным позитивным фактором при формировании умений
творческой деятельности будущих учителей информатики. Особенности
взаимодействия двух субъектов создают особую образовательную среду и требуют от
обучаемого в подобной ситуации, с одной стороны, перехода от нормативного к
аналитическому типу мышления, и одновременно, с другой, - принуждают его
овладеть ассоциативно-синтетическим строго целенаправленным построением
маршрута достижения творческих умений. Процесс решения модельных задач
ориентирован на выработку алгоритмизации самого процесса решения. Поэтому
одновременно с поиском рационального решения осуществляется и структуризация
имеющихся у обучаемого знаний и их целенаправленное пополнение. При освоении
программы указанного выше курса предусматривается привлечение студентов к
выполнению различных творческих заданий, к научно-исследовательской работе, к
подготовке научных публикаций, разработке и защите творческих проектов.
В результате исследований
установлено, что одним из способов эффективного формирования умений творческой
деятельности будущих учителей информатики является использование предложенной
методики обучения, основанной на выполнении многовариантных творческих заданий,
связанных с построением и анализом математических моделей сложных систем в
различных предметных областях: в технике, экономике и др.
По результатам
теоретических и прикладных исследований предлагается для студентов четвёртого-пятого
курсов ввести учебный курс (по выбору) «Методы математического моделирования
динамических систем». Главная задача курса - создание благоприятной развивающей
среды для углубления теоретических знаний студентов по наиболее важным темам
базовой дисциплины «Компьютерное моделирование» и развитие соответствующих
умений в области формализации и компьютерного решения нестандартных прикладных задач.
С использованием данных теоретических и экспериментальных исследований
установлено, что введение указанного курса будет способствовать не только
углублению базовых знаний в области прикладной информатики, но также может
рассматриваться в качестве эффективного средства для систематизации
профессиональных знаний и умений, стимулировать процесс выявления и развития
творческих способностей БУИ. В интересах постановки новой дисциплины выделены
основные группы и определены формы творческих заданий студентам, а также
сформулированы методические рекомендации по оптимизации базовых компонентов
учебно-методического комплекса, поддерживающего предложенный автором механизм
формирования умений творческой деятельности у студентов старших курсов
педагогического университета [4, 177].
Страницы: 1, 2
|