Организация самоуправления учащихся
Организация самоуправления учащихся
План
Введение
Сущность ученического самоуправления
Принципы ученического самоуправления
Функции ученического самоуправления
Роль ученического самоуправления
в развитии личности
Условия развития ученического
самоуправления
Самоуправление в системе других
воспитательных средств А.С.Макаренко
Заключение
Введение
С 1988г. все большее
влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали
проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.
В.М. Коротов выявил
и раскрыл основные черты системы самоуправления
Р.Х.Шакуров исследовал
зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой
и психологических особенностей учительского коллектива.
Л.И.Новикова раскрыла
структуру детского коллектива, систему связей и отношений.
Рассматривая педагогические
основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы
деятельности самоуправления учащихся.
М.И.Рожков выявил
особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.
В.И.Бочкарев выделил,
что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество
учителей, а прежде всего самого директора с учащимися.
И.П.Иванов раскрыл
сущность ученического самоуправления.
В условиях демократизирующейся
школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся
педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные
условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие
дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии
и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально
стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные
учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не
считая значения его места в гражданском воспитании школьников.
Таким образом,
вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства
и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного
управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны,
не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием
недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных
форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования:
каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации
ученического самоуправления в развитии личности.
Объект исследования: процесс формирования социально-значимых
качеств личности.
Предмет исследования: сущность, функции, принципы,
условия развития ученического самоуправления.
Цель исследования: проанализировать и обобщить
теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся,
показать его значение для развития личности на современном этапе.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
теоретическую литературу по проблеме исследования.
2.
Раскрыть
сущность ученического самоуправления.
3.
Определить
принципы организации ученического самоуправления.
4.
Определить
функции самоуправления учащихся.
5.
Определить
роль ученического самоуправления в развитии личности.
6.
Охарактеризовать
условия развития ученического самоуправления
7.
Самоуправление
в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.
Гипотеза исследования:
1.
Мы предполагаем,
что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая
развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых
целей.
2.
При организации
деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими
принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического.
Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы
самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными
и местными условиями, особенностями и традициями.
3.
Цели деятельности
и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных
функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических
функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования,
т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.
4.
Участие
обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой
и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет
повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки
на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
5.
Развитие
ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического,
социально-педагогического и психологического характера.
6.
Самоуправление,
без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе
других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и
педагогической практике.
Методологическая
основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный
подходы к проблеме исследования.
Теоретическая
основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические
взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение,
обобщение.
Источники исследования:
законодательство
РФ по образованию.
Сущность ученического
самоуправления
Сущность, как
правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе
и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического
словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива
учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений
для достижения общественно значимых целей.
Многогранность
детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник
многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят
с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство
социализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая,
по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций
управления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих
перед коллективом учащихся и педагогов.
Н.К.Крупская трактовала
самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала
детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и
показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных
результатов.
Наибольшее развитие
самоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал
самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления
воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).
Коллектив, - считал
А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов,
это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.
Органическое единство
интересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивом
формирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривал
как условие получения конкретных навыков демократии.
Все педагоги-новаторы
сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса.
Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общей
заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только
в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой
лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика,
ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников,
рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической
общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Н.И.Приходько
понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную
и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются
функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
В.М. Коротов определяет
ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новикова
считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность,
включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию
учета и контроля.
Таким образом,
мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации
детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений
для достижения групповых целей.
Принципы ученического
самоуправления
Под принципами
деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления,
всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы,
организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.
Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой
классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами
(В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе
разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических
принципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключается
в том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельности
сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким
образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается
руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:
Принципом
равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов
школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем
коллективе или ассоциации; Принципом выборности. В соответствии с
ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных
выборов; Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует
периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного
в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность
в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.
Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриваться
не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и
ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [8, с.40].
Принцип
открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого
члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной
и достоверной информации; Принципом демократии. Предполагается вовлечение
в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при
этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной
демократии; Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования
органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым
актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам; Принцип целесообразности.
Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных
и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; Принцип
представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей
в избираемых ими органах самоуправления; Принцип гуманности. Органы
самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России,
меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать
достоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности.
Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной
ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления
и развития способностей каждого;
Принцип
свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления
свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность,
творчество, самостоятельность и самодеятельность; Принцип критики и самокритики.
Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих
людей;
Из более общего
принципа интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправления
вытекают следующие:
Принцип
совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение
на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
Принцип
доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике
А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность,
всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического
самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель
должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает
советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших
помочь ему»[5, с.16];
Принцип
распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности
между всеми органами ученического самоуправления;
Принцип
отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже
одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими
работе и ее результатах;
Принцип
единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает
обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков:
«Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые
перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как
неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно
лишь при позитивном их отношении к деятельности» [10.c.42];
Принцип
социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг
единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели
становятся сопутствующими и подчиняются главной;
Еще один важный
принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принцип
конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников
в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем
одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.
Наряду с названными
принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления,
избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями,
особенностями и традициями.
Функции ученического
самоуправления
Цели деятельности
и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных
функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических
функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность
однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11,с.58], своевременное
и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет
иерархизированную систему функций:
Страницы: 1, 2
|