бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организация самоуправления учащихся бесплатно рефераты

Организация самоуправления учащихся

План

Введение

Сущность ученического самоуправления

Принципы ученического самоуправления

Функции ученического самоуправления

Роль ученического самоуправления в развитии личности

Условия развития ученического самоуправления

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко

Заключение




Введение


С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.

В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления

Р.Х.Шакуров исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой и психологических особенностей учительского коллектива.

Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений.

Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся.

М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.

В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися.

И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.

В условиях демократизирующейся школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.

Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности.

Объект исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности.

Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления.

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе.

Задачи исследования:

1.                Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.

2.                Раскрыть сущность ученического самоуправления.

3.                Определить принципы организации ученического самоуправления.

4.                Определить функции самоуправления учащихся.

5.                Определить роль ученического самоуправления в развитии личности.

6.                Охарактеризовать условия развития ученического самоуправления

7.                Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.

Гипотеза исследования:

1.                Мы предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

2.                При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

3.                Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.

4.                Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

5.                Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

6.                Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике.

Методологическая основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования.

Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.

Источники исследования: законодательство РФ по образованию.




Сущность ученического самоуправления

Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство социализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая, по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций управления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.

Наибольшее развитие самоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).

Коллектив, - считал А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.

Органическое единство интересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивом формирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривал как условие получения конкретных навыков демократии.

Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса. Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общей заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.

Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.

В.М. Коротов определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.


Принципы ученического самоуправления

Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления. Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [8, с.40].

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии; Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;  Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность; Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Из более общего принципа интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправления вытекают следующие:

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему»[5, с.16];

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности» [10.c.42];

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.


Функции ученического самоуправления

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11,с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:

Страницы: 1, 2