Организация режима дня, его значение в воспитании детей
Организация режима дня, его значение в воспитании детей
1. Понятие
и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах
Большое
значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное
время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним
стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим
дня –
это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий
чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию
различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным
возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность,
успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Физиологической
основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является
уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не
превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить
полное функциональное восстановление ее после работы. Степень
морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и
длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
– сон;
– пребывание
на открытом воздухе (прогулки);
– воспитательная
и учебная деятельность;
– игровая
деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой,
рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
– самообслуживание,
помощь семье;
– приемы
пищи;
– личная
гигиена.
Сон обеспечивает полное
функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая
потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной
системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и
дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное
учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон
важен и для дошкольников, и для школьников.
Ребенку
до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6
лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5
часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут
вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз.
Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут.
Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно
вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое
бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток
времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы
почувствовать потребность в отдыхе.
Пребывание
на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный
повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности,
позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной
активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не
менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при
температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей
до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости
ветра более 15 м/с (для средней полосы).
Воспитательная
и учебная деятельность.
При
построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы
функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая
возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний
период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.
Программами
обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей
группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю),
в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей
группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В
подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут,
приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что
занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с
окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование.
Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
Одним из средств физического воспитания является правильное
проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их
психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети
спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко
спят, просыпаются бодрыми и веселыми.
В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время,
протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его
окончания последним ребенком.
Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее
сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.
Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе
предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.
В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом
занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение
дня.
Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно
проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды
года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе,
так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по
возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные,
музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить
на свежем воздухе.
Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной,
следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры,
спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой
взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в
саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.
При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену
видов деятельности детей.
Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на
которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических
представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными
занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение,
невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная
минутка.
В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной
деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной
активности.
На основе
передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки
выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен
в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти
часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.
Распорядок дня (в теплое время)
Режимные процессы
|
1 млад. гр.
|
2 млад. гр.
|
средняя гр.
|
старшая гр.
|
подгот. гр.
|
Подъем, утренний туалет
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
Прием, осмотр, игры, утр.
гимнастика
|
7.00–8.00
|
7.00–8.20
|
7.00–8.25
|
7.00–8.35
|
7.00–8.35
|
Подготовка к завтраку,
завтрак
|
8.00–8.30
|
8.20–8.55
|
8.25–8.55
|
8.35–9.00
|
8.35–8.55
|
Игры, подготовка к
прогулке, выход
|
8.30–8.50
|
8.55–9.15
|
8.55–9.20
|
9.00–9.15
|
8.55–9.05
|
Занятие (на участке)
|
8.50–9.00
|
9.15–9.30
|
9.20–9.40
|
9.15–9.45
|
9.05–9.35
|
Игры, наблюдения,
воздушные и солнечные процедуры
|
9.15–11.30
|
9.30–11.15
|
9.40–11.35
|
9.45–12.15
|
9.35–12.10
|
Возращение с прогулки,
водные процедуры, игры
|
11.30–11.50
|
11.15–11.40
|
11.35–12.00
|
12.15–12.30
|
12.10–12.30
|
Подготовка к обеду,
обед
|
11.50–12.30
|
11.40–12.20
|
12.00–12.35
|
12.30–13.00
|
12.30–13.00
|
Подготовка ко сну, сон
|
12.30–15.10
|
12.20–15.10
|
12.35–15.10
|
13.00–15.00
|
13.00–15.00
|
Подъем, полдник
|
15.15–15.35
|
15.10–15.30
|
15.10–15.30
|
15.00–15.25
|
15.00–15.25
|
Подготовка к прогулке,
игры
|
15.35–15.50
|
15.30–15.50
|
15.30–16.00
|
15.25–16.10
|
15.25–16.20
|
Прогулка, игры на
воздухе, уход детей домой
|
16.40–19.00
|
16.30–19.00
|
16.40–19.00
|
16.50–19.00
|
16.55–19.00
|
Распорядок дня (в холодное время)
Режимные процессы
|
1 млад. гр.
|
2 млад. гр.
|
средняя гр.
|
старшая гр.
|
подгот. гр.
|
Подъем, утренний туалет
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
6.30–7.30
|
Прием, осмотр, игры, утр.
гимнастика
|
7.00–8.00
|
7.00–8.20
|
7.00–8.25
|
7.00–8.30
|
7.00–8.30
|
Подготовка к завтраку,
завтрак
|
8.00–8.30
|
8.20–8.55
|
8.25–8.55
|
8.30–8.55
|
8.30–8.50
|
Подготовка к занятиям
|
8.20–9.00
|
8.55–9.00
|
8.55–9.00
|
8.55–9.00
|
8.50–9.00
|
Занятия
|
8.40–9.15
|
9.00–9.35
|
9.00–9.50
|
9.00–10.50
|
9.00–11.05
|
Игры, подготовка к
прогулке, прогулка
|
9.15–11.30
|
9.35–11.35
|
9.50–11.50
|
10.50–12.25
|
11.05–12.35
|
Возращение с прогулки,
игры
|
11.30–12.10
|
11.35–12.00
|
11.50–12.15
|
12.25–12.40
|
12.35–12.45
|
Подготовка к обеду,
обед
|
11.50–12.30
|
12.00–12.40
|
12.15–12.50
|
12.40–13.10
|
12.45–13.15
|
Подготовка ко сну, сон
|
12.30–15.00
|
12.40–15.00
|
12.50–15.00
|
13.10–15.00
|
13.15–15.00
|
Подъем, полдник
|
15.00–15.15
|
15.00–15.15
|
15.00–15.15
|
15.00–15.15
|
15.00–15.15
|
Игры, самост. худож. деят.,
занятия
|
15.15–15.40
|
15.15–15.50
|
15.15–16.00
|
15.15–16.10
|
15.15–16.20
|
Подготовка к прогулке,
прогулка, игры, уход детей домой
|
16.20–19.00
|
16.30–19.00
|
16.40–19.00
|
16.50–19.00
|
16.55–19.00
|
Таким
образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий
физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.
Эмоционально-положительное
состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей
действительности зависят от полноценного и своевременного кормления,
качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно
организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную
последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.
2.
Организация
режима дня в условиях домашнего воспитания
Возрастные
особенности психического развития детей 3–4 лет.
В возрасте 3–4
лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение
становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка
выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными
возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая
становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью
игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами
предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным
содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и
предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники
ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная
деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте
они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в
изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Страницы: 1, 2
|
|