Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы
Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы
Введение
В
последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону
людей с ограниченными возможностями здоровья.
Веру
в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а
массовой практикой, вселяет ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах
инвалидов (сентябрь 2008).
2009/10
учебный год Президент Российской
Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей
в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».
2009
год объявлен Годом равных возможностей.
В
настоящее время готовится к принятию с 01.01.2011г. федеральный проект « Доступная
среда», в котором важное место будет отведено созданию доступной среды для
детей с ОВЗ.
Ключевым
моментом модернизации современной системы образования является положение о том,
что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации
любого ребенка.
В
новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении №666 впервые
предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в
которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие
ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).
Во
многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного
образования. Примером может служить город Томск, Москва, Петербург, Пермь и
другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется
большое внимание.
Разработана
и действует законодательная база в области инклюзивного образования:
1.
Конституция Российской Федерации
2.
«Конвенция о правах ребенка».
3.
«Конвенция ООН о правах инвалидов».
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной
Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.
7. Декларации прав ребенка
8. Постановление Правительства Российской
Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г.
№181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
10.Федеральный закон от 24 июля 1998г.
№124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
11. Программа «Доступная среда для
инвалидов»,
12. Концепция непрерывного образования.
13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.
Таким
образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий.
Вывод:
В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые
основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. Требуется
серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. В этом им сможет
помочь психолого-педагогическое сопровождение.
Воспитателям,
работающим с детьми с ОВЗ не хватало знаний, умений, опыта. В результате можно
выделить противоречие между:
требованиями
к воспитателю инклюзивной группы повышения уровня педагогических знаний и
умений, развития психологических качеств личности и недостаточностью у него знаний
в области работы с детьми с ОВЗ и их родителями, слабой мотивацией к их
развитию.
В
процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя
инклюзивной группы создаются необходимые и достаточные условия, важные для повышения
педагогического, психологического уровня воспитателя инклюзивной группы
детского сада.
Имеющееся
противоречие определило проблему исследования:
Организация
психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной
группы для педагогического и личностного роста воспитателя инклюзивной группы
детского сада.
Исходя
из сложившегося противоречия и сформулированной проблемы, обозначена тема
исследования:
«Организация
психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы»
Цель
исследования: повышение педагогического, психологического, мотивационного уровня
воспитателя инклюзивной группы детского сада в процессе психолого-педагогического
сопровождения.
Объект:
деятельность воспитателя инклюзивной группы детского сада.
Предмет:
психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя инклюзивной
группы детского сада.
Гипотеза:
образовательный процесс в инклюзивной группе будет оптимальным, содержание
деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада более результативным,
если:
будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение
деятельности воспитателя в инклюзивной группе.
1.
Будут даны
методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по
содержанию психолого-педагогического
сопровождения.
Цель
исследования и выдвинутая нами гипотеза обусловили необходимость решения
следующих задач:
1.
Раскрыть теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению
деятельности воспитателя инклюзивной группы.
2.
Раскрыть
практику организации психолого-педагогического
сопровождения деятельности воспитателя в инклюзивной группе.
3.
Разработать
методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по
содержанию психолого-педагогического
сопровождения.
Базой
исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Теремок» г. Тайги Кемеровской области. В исследовании приняли
участие 6 педагогов (4 воспитателя и 2специалиста).
Первый этап (сентябрь - декабрь 2009 г.) – подготовительный этап:
- выявления противоречия, определения проблемы;
- изучения нормативной базы, научной литературы по проблеме;
-анализа уровня профессионально–личностного развития воспитателя;
-выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитие
педагогов;
-формулировки гипотезы, определения темы исследования,
понятийного аппарата; проектирование этапов исследования;
- определение форм и методов организации исследования, его
структуры и содержания;
- вхождения воспитателей и специалистов в инклюзивное
пространство;
- определения содержания сопровождения специалистами
сопровождения
Второй этап (январь - май
2010г.)- констатирующий этап, активизации психолого-педагогического
сопровождения:
-ведения
опытно-поисковых работы по определению составляющих
- корректировки профессионально
- личностных качеств воспитателя специалистами сопровождения;
внедрения интерактивных
методик сопровождения;
- начальный этап
самореализации личности воспитателя.
Третий
этап (июнь - декабрь 2010 года) – формирующий этап эксперимента:
-
повторного анализа уровня профессионально - личностного мастерства воспитателя;
-
дальнейшего поиска форм и методов помощи воспитателям инклюзивной группы
специалистами сопровождения;
-
разработки плана сопровождения, « Школы дошкольных наук»;
-осуществления
регуляции и коррекции профессиональной деятельности воспитателя.
Четвертый
этап (январь – август 2011 года) – заключительный:
-
перехода от психолого-педагогической помощи к самопомощи,
-анализа
педагогического, психологического уровня, мотивационного уровня воспитателя,
-
самореализации;
-
самоанализа, обработки результатов и оформления исследования, - подтверждения
выдвинутой гипотезы
Ожидаемые
конечные результаты:
-Повышение
педагогического уровня
-Повышение
психологического уровня
-Снижение влияние
таких факторов как:
- Состояние
инерции
- Недостаточные
теоретические знания
- состояние
здоровья
1.
Теоретическое основание психолого-педагогического сопровождения деятельности
воспитателя инклюзивной группы детского сада
1.1.
Анализ законодательной базы в области инклюзивного образования
Законодательной базой в области инклюзивного образования является:
4.
Конституция Российской Федерации
5.
«Конвенция о правах ребенка».
6.
«Конвенция ООН о правах инвалидов».
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной
Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.
7. Декларации прав ребенка
8. Постановление Правительства Российской
Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г.
№181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
10.Федеральный закон от 24 июля 1998г.
№124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
11. Программа «Доступная среда для
инвалидов»,
12. Концепция непрерывного образования.
13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.
Проведем
краткий обзор основополагающих моментов законодательной базы в области основных
прав и гарантий здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности
здоровья.
В
сентябре 2008 года нашей страной была ратифицирована и получила юридическую
силу «Конвенция ООН о правах инвалидов».
Статья
двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях
реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на
всех уровнях и должны обеспечить обучение в течение всей жизни человека.
В 2010 году
планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда
для инвалидов», а с 2011 года приступить к ее исполнению».
В
резолюции 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах
инвалидов», принятой 09 декабря 1975г. было дано определение выражению «инвалид»,
признаны и определены права инвалидов.
В
« Конвенции о правах ребенка», принятой государства – участники провозгласили и
согласились с тем, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами
без какого бы то ни было различия по каким- либо признакам…что дети имеют право
на особую заботу и помощь, …. что семье как основной ячейке общества и
естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей,
должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, что ребенку для
полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, что ребенок должен быть
полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе [7,С 115].
12
декабря 1993 года, основным законом нашей страны, Конституцией Российской Федерации
были провозглашены и гарантированы права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права. [7,С67], [7,С 69].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18
августа 2008 г. N 617 слова "с отклонениями в развитии" заменены
словами "с ограниченными возможностями здоровья".
12
сентября 2008 г. Постановлением Правительства Российской федерации № 666 было
принято новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении где
было сказано: «Дошкольное образовательное учреждение может проводить
реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий».
В
законе «Об образовании», одним из важнейших принципов государственной политики
в области образования является общедоступность образования, гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности [7,С320]..
В
свете вышеперечисленной законодательной базы, в свете модернизации российского
образования, к воспитателю инклюзивной группы детского сада предъявляются
серьёзные требования - это личностный рост, самосовершенствование,
профессионализм.
1.2
Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического
сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
Анализ литературы позволил нам
определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу
термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая
поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая
поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение»,
«педагогическое сопровождение»).
Рассмотрим различные подходы к
определению этого понятия.
Понятие «педагогическая
поддержка» ввел в современную отечественную педагогику О.С. Газман [ 4 ].
Понятие «педагогической
поддержки» у О.С. Газмана – это процесс совместной работы обучаемого с
преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и
путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути
его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном
достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе
жизни.
Дальнейшее развитие это
понятие получило в работах Н.Б. Крыловой рассматривающей «педагогическую поддержку» как оказание помощи детям в
решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации.
Пути педагогической
помощи воспитаннику были в центре внимания ряда исследователей: А.А.
Вербицкого, В.В. Давыдова, Б.П. Никитина, Н.Е. Щурковой и др., предлагающих
гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности,
позволяющих не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать развитие личности.
Считаем, что такой подход продуктивен.
В современной российской
науке «педагогическая поддержка» нашла свое развитие в трудах Л.И. Божович,
О.С. Газмана, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крыловой, Г.В. Митиной, И.Ю. Шустовой и др.
«Психологическая поддержка»
рассматривается в трудах А.А. Бодалева – как условие для создания
доброжелательного психологического климата, А.Г. Асмолова – как содействие
ребенку в его развитии, А.В. Мудрика – как помощь в социальном воспитании, О.С.
Газмана – как поддержка ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации, Т.А.
Мерцалова – как помощь в самопознании.
В работах Е.
Александрова, В.К. Зарецкого, И.Ю. Шустовой отмечается роль
психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения и самоанализа.
Проблемам «психологической
поддержки» уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги. Особый вклад в
разработку этого понятия внесли А. Байярд, Р. Бернс, Т.Г. Гордон и др. Они
утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и
конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся
внутри человека, а не во вне.
Н.Б. Крылова выделяет педагогический (решение задач обучения и
воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации
личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) виды сопровождения
и связывает его с процессами содействия: сочувствием, сопереживанием,
сотрудничеством, которые помогают личности на пути саморазвития.
Проблема организации
психолого-педагогического сопровождения рассматривается в многочисленных
исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных
развитию детей дошкольного возраста.
В современной российской науке психолого-педагогическое
сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф.
Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистяково, Т.М. Чурековой[ 2], [8], [19], [23], [28],
[29].
Интересен подход, предложенный Э.Ф.
Зеером. Под понятием «психологическое сопровождение» Э.Ф.
Зеер понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции
профессионального роста личности педагога[8].
А.К. Маркова выделила 4
этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах
решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе
реализации.
При этом структура
сопровождения, естественно, циклична, поскольку каждый этап профессионализма по
А.К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что
доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя
инклюзивной группы [12], [13].
В словаре русского языка
С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с
кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [ 16,666].
Отсюда психологическое
сопровождение профессионального становления — это движение вместе с
изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей,
при необходимости — помощь и поддержка.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения
была предметом изучения таких известных психологов и педагогов как Е.А Панько,
Л.Г. Сёмушкина, В.И. Логинова, Р.С. Буре.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|