бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы бесплатно рефераты

Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы

Введение


В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.

Веру в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой, вселяет ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008).

2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».

2009 год объявлен Годом равных возможностей.

В настоящее время готовится к принятию с 01.01.2011г. федеральный проект « Доступная среда», в котором важное место будет отведено созданию доступной среды для детей с ОВЗ.

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

В новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении №666 впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Во многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования. Примером может служить город Томск, Москва, Петербург, Пермь и другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание.

Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования:

1.                 Конституция Российской Федерации

2.                 «Конвенция о правах ребенка».

3.                 «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.

7. Декларации прав ребенка

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,

12. Концепция непрерывного образования.

13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.

Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий.

Вывод: В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. Требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. В этом им сможет помочь психолого-педагогическое сопровождение.

Воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ не хватало знаний, умений, опыта. В результате можно выделить противоречие между:

требованиями к воспитателю инклюзивной группы повышения уровня педагогических знаний и умений, развития психологических качеств личности и недостаточностью у него знаний в области работы с детьми с ОВЗ и их родителями, слабой мотивацией к их развитию.

В процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы создаются необходимые и достаточные условия, важные для повышения педагогического, психологического уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада.

Имеющееся противоречие определило проблему исследования:

Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы для педагогического и личностного роста воспитателя инклюзивной группы детского сада.

Исходя из сложившегося противоречия и сформулированной проблемы, обозначена тема исследования:

«Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы»

Цель исследования: повышение педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Объект: деятельность воспитателя инклюзивной группы детского сада.

Предмет: психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада.

Гипотеза: образовательный процесс в инклюзивной группе будет оптимальным, содержание деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада более результативным, если:

будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя в инклюзивной группе.

1.                 Будут даны методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1.                 Раскрыть теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя инклюзивной группы.

2.                 Раскрыть практику организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя в инклюзивной группе.

3.                 Разработать методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.

Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Теремок» г. Тайги Кемеровской области. В исследовании приняли участие 6 педагогов (4 воспитателя и 2специалиста).

Первый этап (сентябрь - декабрь 2009 г.) – подготовительный этап:

- выявления противоречия, определения проблемы;

- изучения нормативной базы, научной литературы по проблеме;

-анализа уровня профессионально–личностного развития воспитателя;

-выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитие педагогов;

-формулировки гипотезы, определения темы исследования, понятийного аппарата; проектирование этапов исследования;

- определение форм и методов организации исследования, его структуры и содержания;

- вхождения воспитателей и специалистов в инклюзивное пространство;

- определения содержания сопровождения специалистами сопровождения

Второй этап (январь - май 2010г.)- констатирующий этап, активизации психолого-педагогического сопровождения:

-ведения опытно-поисковых работы по определению составляющих

- корректировки профессионально - личностных качеств воспитателя специалистами сопровождения;

внедрения интерактивных методик сопровождения;

- начальный этап самореализации личности воспитателя.

Третий этап (июнь - декабрь 2010 года) – формирующий этап эксперимента:

- повторного анализа уровня профессионально - личностного мастерства воспитателя;

- дальнейшего поиска форм и методов помощи воспитателям инклюзивной группы специалистами сопровождения;

- разработки плана сопровождения, « Школы дошкольных наук»;

-осуществления регуляции и коррекции профессиональной деятельности воспитателя.

Четвертый этап (январь – август 2011 года) – заключительный:

- перехода от психолого-педагогической помощи к самопомощи,

-анализа педагогического, психологического уровня, мотивационного уровня воспитателя,

- самореализации;

- самоанализа, обработки результатов и оформления исследования, - подтверждения выдвинутой гипотезы

Ожидаемые конечные результаты:

-Повышение педагогического уровня

-Повышение психологического уровня

-Снижение влияние таких факторов как:

- Состояние инерции

- Недостаточные теоретические знания

- состояние здоровья

1.                 Теоретическое основание психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада


1.1.          Анализ законодательной базы в области инклюзивного образования


Законодательной базой в области инклюзивного образования является:

4.                 Конституция Российской Федерации

5.                 «Конвенция о правах ребенка».

6.                 «Конвенция ООН о правах инвалидов».

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.

7. Декларации прав ребенка

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,

12. Концепция непрерывного образования.

13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.

Проведем краткий обзор основополагающих моментов законодательной базы в области основных прав и гарантий здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В сентябре 2008 года нашей страной была ратифицирована и получила юридическую силу «Конвенция ООН о правах инвалидов».

Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и должны обеспечить обучение в течение всей жизни человека.

В 2010 году планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступить к ее исполнению».

В резолюции 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятой 09 декабря 1975г. было дано определение выражению «инвалид», признаны и определены права инвалидов.

В « Конвенции о правах ребенка», принятой государства – участники провозгласили и согласились с тем, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия по каким- либо признакам…что дети имеют право на особую заботу и помощь, …. что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе [7,С 115].

12 декабря 1993 года, основным законом нашей страны, Конституцией Российской Федерации были провозглашены и гарантированы права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. [7,С67], [7,С 69].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 слова "с отклонениями в развитии" заменены словами "с ограниченными возможностями здоровья".

12 сентября 2008 г. Постановлением Правительства Российской федерации № 666 было принято новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении где было сказано: «Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий».

В законе «Об образовании», одним из важнейших принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [7,С320]..

В свете вышеперечисленной законодательной базы, в свете модернизации российского образования, к воспитателю инклюзивной группы детского сада предъявляются серьёзные требования - это личностный рост, самосовершенствование, профессионализм.


1.2 Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада


Анализ литературы позволил нам определить, что на сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу термина «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка» (некоторые авторы выделяют отдельно понятия «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение»).

Рассмотрим различные подходы к определению этого понятия.

Понятие «педагогическая поддержка» ввел в современную отечественную педагогику О.С. Газман [ 4 ].

Понятие «педагогической поддержки» у О.С. Газмана – это процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Дальнейшее развитие это понятие получило в работах Н.Б. Крыловой рассматривающей «педагогическую поддержку» как оказание помощи детям в решении их проблем в условиях учебного заведения, успешной социализации.

Пути педагогической помощи воспитаннику были в центре внимания ряда исследователей: А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, Б.П. Никитина, Н.Е. Щурковой и др., предлагающих гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности, позволяющих не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать развитие личности. Считаем, что такой подход продуктивен.

В современной российской науке «педагогическая поддержка» нашла свое развитие в трудах Л.И. Божович, О.С. Газмана, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крыловой, Г.В. Митиной, И.Ю. Шустовой и др.

«Психологическая поддержка» рассматривается в трудах А.А. Бодалева – как условие для создания доброжелательного психологического климата, А.Г. Асмолова – как содействие ребенку в его развитии, А.В. Мудрика – как помощь в социальном воспитании, О.С. Газмана – как поддержка ребенка в индивидуальном развитии, в самореализации, Т.А. Мерцалова – как помощь в самопознании.

В работах Е. Александрова, В.К. Зарецкого, И.Ю. Шустовой отмечается роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения и самоанализа.

Проблемам «психологической поддержки» уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги. Особый вклад в разработку этого понятия внесли А. Байярд, Р. Бернс, Т.Г. Гордон и др. Они утверждали, что у любого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека, а не во вне.

Н.Б. Крылова выделяет педагогический (решение задач обучения и воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) виды сопровождения и связывает его с процессами содействия: сочувствием, сопереживанием, сотрудничеством, которые помогают личности на пути саморазвития.

Проблема организации психолого-педагогического сопровождения рассматривается в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста.

В современной российской науке психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях Г. Бардиера, М.Р. Битяновой, Э.Ф. Зеера, Н.Л. Коноваловой, И. Ромазана, Е.В. Руденского, Л.Г. Субботиной, С.Н. Чистяково, Т.М. Чурековой[ 2], [8], [19], [23], [28], [29].

Интересен подход, предложенный Э.Ф. Зеером. Под понятием «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеер понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога[8].

А.К. Маркова выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения: диагностика, информация о методах решения проблемы, консультация на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации.

При этом структура сопровождения, естественно, циклична, поскольку каждый этап профессионализма по А.К. Марковой является ступенью к достижению более высоких результатов, что доказывает бесконечные возможности роста педагогического мастерства воспитателя инклюзивной группы [12], [13].

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [ 16,666].

Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения таких известных психологов и педагогов как Е.А Панько, Л.Г. Сёмушкина, В.И. Логинова, Р.С. Буре.

Страницы: 1, 2, 3, 4