Организация методической работы на примере политехнического техникума
Организация методической работы на примере политехнического техникума
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы
методической работы
1.1
Сущность
методической работы
1.2 Методы и формы методической
работы
1.3 Инновационные аспекты в
методической работе
Глава 2. Организация методической
работы на примере политехнического техникума
2.1 Структура методической работы в ГОУ
СПО «Политехнический техникум»
2.2 Опыт преподавателя экономических
дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе
2.3 Пути совершенствования
методической работы преподавателя экономических дисциплин
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность исследования.
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют
реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная
система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и
общества.
Процесс обновления профессионального
образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания,
но и совершенствования методической работы в профессиональных образовательных
учреждениях, вставших на путь внедрения инноваций.
Ориентируясь на идею
гуманно ориентированного образования, на формирование личности учащегося,
признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде
всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого
педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального
мастерства педагогов.
Таким образом,
организация действенной и эффективной структуры инновационной методической
работы в профессиональном образовательном учреждении является весьма
актуальной.
В новых условиях
функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность
в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда
других. Отбор и структурирование нового содержания профессионального
образования предполагает внедрение современных образовательных программ и
технологий. А это, в свою очередь, ставит перед профессиональным
образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения
профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему
возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические
условия отбора форм и содержания методической работы.
В современных условиях в
системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд
острых противоречий, разрешение которых рассматривается как движущая сила её
реформирования. Это противоречия между:
- возросшими требованиями
к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным
её состоянием в практике образовательного учреждения;
- необходимостью
расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в
реальной практике образовательных учреждений.
В педагогической
литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных
исследованиях Гузеева В.В., Кругликова Г.И., Омельяненко Б.Л., Шилова М.И., в
которых выявляется сущность основных понятий теории профессионального обучения,
указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм методической
работы.
Шилова М.И. считает, что многие
вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы,
овладеть которыми необходимо для осуществления на практике, требуют нового
осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология
реализации методической работы преподавателя по конкретным причинам. Важнейшая
из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов методических
объединений. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается
главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению
и формированию работы.
Методологические и
теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в
исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского,
Т.Н. Шамовой и др., Направления непрерывного повышения квалификации
представлены в работах С.Г. Вершловского, Л.И. Луценко, Е.Е. Мамаевой, С..Г.
Молчанова, Г.С. Сухобской, А.П. Шапошниковой, Т.Ю. Южаковой и др. Вопросы теории
педагогических и управленческих инноваций отражены в работах Н.В. Горбуновой,
И.О. Котляровой, B.C. Кудрявцева и др. Проблема использования разнообразных
форм методической работы освящена в работах Е.С. Березняк, М.А. Бочкаревой,
Л.П. Кулаковой, С.Г. Молчанова, Н.П. Мишурова, Л.И. Одинцовой, Г.А. Прохоровой,
B.C. Платонова, А.П. Ситник и др. Проблема формирования умений управленческой
деятельности исследована в работах С.А. Батышева, В.П. Беспалько, Н.Н.
Булынского, М.М. Поташника, B.C. Татьянченко, И.К. Шалаева и др.
Актуальность исследуемой
проблемы, недостаточность ее раскрытия, а также уже имеющиеся научные
предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему
исследования: «Роль инноваций в методической работе преподавателя экономических
дисциплин в политехническом техникуме»
Объект исследования:
методическая работа.
Предмет исследования: применение
инноваций в методической работе преподавателя экономических дисциплин.
Цель исследования:
изучить роль инноваций в методической работе преподавателя экономических
дисциплин в политехническом техникуме г. Комсомольска-на-Амуре.
Гипотеза исследования:
методическая работа в профессиональном образовательном учреждении будет
эффективной, если преподаватели экономических дисциплин будут использовать
инновационные подходы в организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1
Проанализировать
состояние проблемы в современной педагогической, психологической, методической
теории.
2
Рассмотреть
различные формы и методы организации методической работы.
3
Уточнить
содержание понятия «инновационная методическая работа».
4
Разработать
методические рекомендации по применению инноваций в методической работе преподавателя
экономических дисциплин с целью повышению её качества.
Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретические
(изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и
синтез) и эмпирические (психолого-педагогическое наблюдение, обобщение опыта).
Теоретическая значимость
и новизна исследования заключается в следующем: уточнено определение понятия
«инновационная методическая работа», выявлены и обоснованы педагогические особенности
и условия инноваций в методической работе преподавателя экономических дисциплин.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации
по повышению результативности методической работы способствуют успешной
организации инновационной (внедренческой) педагогической деятельности преподавателей
экономических дисциплин в политехническом техникуме в условиях модернизации
российского образования.
База исследования: ГОУ
СПО «Политехнический техникум» г. Комсомольска-на-Амуре.
ВКР состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка (67 источников), приложений (10).
Глава 1.
Теоретические основы инновационной методической работы в учреждениях среднего
профессионального образования
Методическая работа
является частью системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей в
учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации. Она
ориентирована на достижение и поддержание высоко качества
учебно-воспитательного процесса, содействует развитию навыков педагогического
анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединяется
с повседневной практикой педагога
1.1 Сущность
методической работы
Ведущие направления в
развитии образования, определенные «Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 года», могут быть реализованы при условии
постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей,
педагогов образовательных учреждений различных типов и видов [26].
В настоящее время
возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей
деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения
достижений науки и педагогического опыта.
В связи с этим изменяются
функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя,
модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.
Ю.К. Бабанский дает
следующее определение методической работы:
«Методическая работа в
образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и
передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного
процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием,
самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого
потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в
конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса,
достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных
воспитанников» [4].
Из этого определения
методической работы в образовательном учреждении следует, что ее прямой,
непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства педагога
и всего коллектива образовательного учреждения.
Ю.К. Бабанский
подчеркивает, что самым главным и существенным в методической работе в
образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи
педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков
и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [4].
Автор считает, что
поскольку методическая работа может существенно влиять на качество и
эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного
учреждения, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как
важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.
Ценность этого фактора
управления состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных
управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки
педагогов - человеческого фактора.
М.М. Поташник
рассматривает методическую работу, прежде всего как составную часть единой
системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их
профессиональной квалификации [39].
В Российской
педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее
толкование понятия «методическая работа» - это часть системы непрерывного
образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы - освоение
наиболее рациональных методов иприемов обучения и воспитания учащихся;
повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к
организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами
педагогического коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического
опыта [39].
Методическая работа
ориентирована на достижение и поддержание высокого качества
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Она
осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной
практикой педагогов. Содействует развитию навыков педагогического анализа,
теоретических и экспериментальных исследований.
С.Г. Молчанов приводит
следующее определение методической работы: «Методическая работа - составная
часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках
которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или
управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только
средства профессионально-педагогической коммуникации, но и содержание обучения
(учебные материалы)» [39].
Ю.К. Бабанский
рассматривает методическую работу как целостную систему мер, действий и
мероприятий, направленных на достижение единых целей и задач. А такой подход предполагает
выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в
образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций,
происходящих в ней процессов управления и самоуправления [4].
Каковы же основные
компоненты методической работы как системы? Ответ на этот вопрос можно
получить, взяв за основу выявленные в дидактике основные компоненты системы
обучения, ведь при всем своем своеобразии методическая работа в образовательном
учреждении представляет собой особый, частный случай обучения. Сердцевиной этой
системы, ее основой является взаимодействие людей-участников, методической
работы. Сегодня в связи с расширением и усложнением задач образовательного
учреждения, ее связей с окружающей социальной средой в роли объектов методической
работы выступают не только педагоги, но и родители, органы ученического,
самоуправления, сторонние заинтересованные организации (М.М. Поташник, Ю.К.
Бабанский) [4].
В роли субъектов
методической работы выступают, прежде всего, руководители образовательных
учреждений, их заместители по учебно-воспитательной работе, призванные
руководить методической деятельностью в соответствии с уставом, председатели
методических объединений педагогов, специалистов, педагоги-наставники,
руководители творческих групп. Таким образом, методическая работа по самой
своей природе является очень демократичной, предусматривает роль каждого
педагога не только как объекта управления, но и как активного участника
повышения собственной квалификации и мастерства (Н.В. Немова, Н.П. Мишуров,
М.Л. Портнов) [7].
Наряду с людьми, в
интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической
работы существуют такие компоненты, как цель, задачи, содержание,
организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации
педагогов в образовательном учреждении, а также получаемые в ходе работы
позитивные сдвиги-результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы
методической работы ведут к повышению целостности, а значит и к росту
результативности методической работы. Ослабление же внимания к любому из
компонентов или к установлению связей между ними, их неподчинение главным целям
неизбежно ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке,
отрицательному отношению части педагогов к самообразованию и повышению
профессионального мастерства и другим нежелательным последствиям [8].
Методическая работа в
образовательном учреждении занимает особое место в системе управления, тесно
связана с его основными задачами и функциями.
Таким образом, методическая
работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и
воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому
вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
Методическая работа -
важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность
после-дипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность
самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.
Целью методической работы
является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие
их творческого потенциала и, в конечном счете - повышение эффективности и
качества педагогического процесса [4].
Через методическую работу
осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования,
овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.
Главное в методической
работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.
Методическая работа
представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в
межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и
участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах,
проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.
Основные задачи
методической работы [39]:
·
Обеспечение
оперативного информирования педагогов о новом содержании образования,
инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом
отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с
целью внедрения в практику своей работы.
·
Систематическое,
всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе
диагностики.
·
Стимулирование и
развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному
процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через
коллективную и индивидуальную деятельность.
·
Выявление,
обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном
заведении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|