Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Таганрогский
Государственный педагогический институт»
Кафедра русского
языка и культуры речи
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Выпускная
квалификационная
работа
студентки 3 курса
отделения заочного обучения Бекетовой
М.М.
Научный
руководитель:
кандидат
психологических наук
старший
преподаватель
Кругликова
А.Ю.
Таганрог 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической
помощи дошкольникам в системе образования
1.1.
Организация логопедической
работы в коррекционной группе
детского сада
1.2.
Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
1.3.
Взаимодействие логопеда и
воспитателя в коррекционном
процессе логопедической группы
Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Условия организации логопедической работы в
группе
2.3.
Коррекция речевых
нарушений у детей: диагностика,
планирование работы, результаты
2.4.
Выводы и практические
рекомендации
Заключение
Литература
Приложение
Введение
К концу ХХ века в России
произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и
другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей
и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий
показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего
числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко,
Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное
число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) [21].
Научными исследованиями в области
дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания
речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать
затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная
работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к
значительной их компенсации.
В связи с вышеуказанным тему
исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему
коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и
совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп)
для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца
60-х годов ХХ века.
Дошкольное образовательное
учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются
первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного
дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам
детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и
развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных
психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова,
Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации
логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому
встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в
логопедической группе детского сада.
Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий,
задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми
нарушениями.
Объект исследования: логопедическая работа в
специализированной группе детского сада для детей с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: диагностика, коррекция,
планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической
работы.
Гипотеза исследования: преодоление речевого
недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в
коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа, что предполагает организацию следующих
условий:
§
создание в группе
условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая
среда, особый режим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы,
профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и
родителей;
§
систематичность,
целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе,
адекватной структуре речевого нарушения у детей;
§
взаимосвязь и преемственность
в работе логопеда и воспитателей группы.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать
нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении.
2.
Дать теоретическое
обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе.
3.
Обосновать
психолого-педагогическую характеристику дошкольников с различными речевыми
нарушениями.
4.
Осуществить экспериментальное
изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия,
направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы.
5.
Обобщить результаты
эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.
Методологическая основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной,
Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др.
Методы исследования: теоретический анализ изученной
научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства
образования РФ, эксперимент, наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей
в коррекционной группе, логопедическое обследование, беседы с детьми,
педагогами и родителями, изучение медицинской и психолого-педагогической
документации.
Исследование проходило на базе
МДОУ д/с второй категории № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области в
логопедической группе.
Глава 1.
Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в
системе образования
1.1.
Организация
логопедической работы в коррекционной группе детского сада
Система коррекционной помощи
детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая
разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала
развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд
нормативно-правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения
детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети
специальных учреждений и системы воспитания и обучения.
Научный анализ развития
государственной системы специального образования в России проведено
П.И.Малофеевым (1996) [21]. Им были выделены этапы становления и
функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в
связи с изменением отношения государства и общества к детям с особыми нуждами.
Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике
различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для
развития в России специальных дошкольных и школьных учреждений. Правильное
понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только
устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и методы
коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения
вторичного порядка с последующей их компенсацией.
Начиная с конца 60-х годов ХХ
века, в нашей стране создана и интенсивно развивается дифференцированная
система специальных дошкольных учреждений для детей с различными нарушениями, в
том числе речевыми [27, 28]. Органами образования и здравоохранения была
проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет
детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном
обучении и коррекции. По итогам работы были созданы отдельные экспериментальные
группы при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и
ясли-сады для детей с нарушениями речи. Первоначально в детских учреждениях
открывались группы для детей с легкими речевыми нарушениями (недоразвитие
фонематической стороны речи). Позднее стали открываться группы для детей с
более сложными нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи). На основании приказа
МП СССР № 125 от 21 ноября 1972 года была утверждена номенклатура специальных
дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения, что позволило
развивать сеть логопедических групп в массовых детских садах и логопедических
детских садов для детей с речевым недоразвитием.
Позднее постановлением
правительства РФ № 677 от 1 июля 1995 г. утверждается «Типовое положение о
дошкольных образовательных учреждениях», на основании чего в России создаются
детские сады (ДОУ) компенсирующего типа с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии
детей. В 1998 г. выходит новое постановление № 867 от 31 июля 1998 г., в
котором предлагается «Типовое положение об образовательном учреждении для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», определяющее
типы различных специализированных учреждений [27].
Таким образом, в течение более
двадцати лет планомерно и целенаправленно создавалась нормативно-правовая база
современной системы специального образования в России. На сегодняшний день
детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные
логопедические группы при учреждениях общего типа комплектуются непосредственно
теми органами управления образования, в ведении которых находятся указанные
дошкольные учреждения. Основные задачи логопедического обучения детей с
различными видами речевых аномалий в условиях специального дошкольного
учреждения (группы) включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта у детей,
но и подготовку их к овладению грамотой и школьному обучению, а также
личностное развитие дошкольников [7, 21, 32, 39, 40]. Дети, овладевшие
нормальной речью, успешно закончившие коррекционное обучение и не достигшие
7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.
Проблемы коррекционно-развивающего
обучения являются актуальными и в Ростовской области [30]. Система специального
образования в нашем регионе представляет собой довольно разветвленную сеть
служб, организационных структур, работа которых опирается на положения
«Концепции реформирования и развития системы специального (коррекционного)
образования», принятую Управлением образования администрации г. Ростова-на-Дону
в 1998 г. Диагностико-консультативную помощь населению и образовательным
учреждениям оказывают: областная психолого-медико-педагогическая комиссия
(ПМПК), 3 штатных, 21 кустовая ПМПК и около 100 психолого-медико-педагогичеких
консилиумов. По статистическим данным 1997 г. данными структурами было
обследовано 5063 ребенка дошкольного возраста, у 229 человек из этого числа
были обнаружены тяжелые нарушения речи.
Коррекционно-развивающее обучение
детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями осуществляется в настоящее
время в Ростовской области в трех основных формах: 1 – в специализированных ДОУ
для детей с речевыми нарушениями; 2 – в специализированных (логопедических)
группах массовых детских садов; 3 – в логопедическом пункте детского
дошкольного учреждения (деятельность логопункта регулируется соответствующим нормативно-правовым
положением).
На основании имеющейся
нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного
образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего
коррекционного процесса. Она обеспечивается:
·
своевременным обследованием
детей;
·
рациональным составлением
расписанием занятий;
·
планированием
индивидуальной работы с каждым ребенком;
·
наличием программного
обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий;
·
оснащением процесса
необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
·
совместной работой
логопеда с воспитателем группы и родителями.
Основными задачами
коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе дошкольного
образовательного учреждения являются:
1.
Укрепление и развитие
здоровья детей.
2.
Обеспечение гибкости и
пластичности общей системы педагогических воздействий в соответствии с
изменяющимися возможностями детей.
3.
Индивидуализация и
дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к
каждому конкретному ребенку.
4.
Развитие познавательных
интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.
5.
Формирование
эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.
6.
Развитие мелкой моторики
руки.
7.
Развитие регулирующей
функции речи, речевого опосредствования деятельности и овладение
коммуникативно-речевыми средствами общения [7, 18, 39, 42].
1.2.
Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Исследователями в области
психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих
психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы
(А.Р.Лурия, Н.А.Власова и др.) [21]. В связи с этим речевым нарушениям обычно
сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в
формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное
коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует
всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной
сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и
социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный
фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и
личностные характеристики детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|