бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности бесплатно рефераты

Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

            УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА


          Кафедра педагогики и психологии






                 КУРСОВАЯ РАБОТА 





   Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕОДИКИ РАЗВИТИЯ

           ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ   В          

           ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”



                             ВЫПОЛНИЛА:

           

                            

                             Научный руководитель:

                           

 

                 Санкт-Петербург

                     2002 г.

                             


               С О Д Е Р Ж А Н И Е:

 


      ВВЕДЕНИЕ                                    - 3

     

      1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

  РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1.1.      Сущность воображения как

  психического процесса         

1.2.      Механизм творческого воображения

1.3.      Особенности развития творческого

воображения в дошкольном детстве


      2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИ-

РУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ


      2.1. Теоретического обоснование методики   развития воображения            

      2.2. Организация констатирующего и

формирующего экспериментов

                   

      3.ВЫВОДЫ                      

         


      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               


      БИБЛИОГРАФИЯ                               

                                      

                                                 








                                            




                    ВВЕДЕНИЕ


      Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

      В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного. 

      Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития.


      В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе.

      ЦЕЛЬ исследования: изучение особенностей формирования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности.

      ЗАДАЧИ исследования:

      1.Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения у дошкольников.

      2.Определение и апробирование комплекса методик в целях выявления  уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

      3.Анализ результатов диагностики уровня развития воображения дошкольников до и после их обучения по специальным методикам.

       МЕТОДЫ исследования:

       Для диагностики креативных способностей дошкольников в исследовании использовались следующие методики:

       -“Неполные фигуры”;

       -“Нарисуй слово”.

      


       1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

         РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

                  ДЕТСТВЕ

       1.1.Сущность воображения как

           психического процесса


      Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

      Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи./;с.10/.

      Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.

      Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.

      Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово.

      Слово служит источником появления образов воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.

      Источник воображения – объективная реальность.

      Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

      С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

      Рассматривая процесс воображения, следует  сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий -  способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/.

      Следует иметь в виду,что существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности.

      В рамках данного исследования особый интерес представляет механизм творческого воображения,  который мы рассмотрим далее.


        1.2.Механизм творческого воображения

      Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.

      В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //.

      Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:

      1.Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;

      2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;

      3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

      4.Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.

      Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.

      Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

      В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии./;с.4/.

      Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.

      Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.



      1.3.Особенности развития творческого

          воображения в дошкольном детстве


     ЦЕЛЬ данной квалификационной работы – изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

      Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? Прежде всего потому, что учеными тщательно изучается процесс развития психических функций ребенка в различные возрастные периоды. Как влияет возраст на развитие психики, в чем это выражается? Каковы отличительные особенности восприятия у мальчиков и девочек? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов.

      Исходная гипотеза: восприятие художественного творчества у девочек более яркая, богата фантазией, по сравнению с мальчиками того же возраста.








      1.5. Общая характеристика младшего

           школьного возраста


      Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет.

      В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной мере зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

      В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей.


Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

      Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

      Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

      Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

      Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

-         качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

-         рефлексия, анализ, внутренний план действий;

-         развитие нового познавательного отношения к  

  действительности;

-         ориентация на группу сверстников.

Согласно, например, концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-10 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Можно сказать, что восприятие становится думающим.

      Таким образом, во всех сферах психического развития происходят важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения.
















      Глава 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И

      СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И

      ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ


      2.1. Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов


      Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях.

      Различают лабораторный и естественный эксперименты.

      В частности, естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.


      Само понятие “естественный эксперимент” было предложено А.Ф.Лазурским. Это было сделано для того, что-бы, по словам самого Лазурского, обозначить особый род исследований, занимающих “среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента, с другой”.

      Вообще организация экспериментального исследования должна отвечать ряду требований. Эти требования систематизированы и представлены в работе Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.

      На этапе планирования следует четко сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав участников исследования); необходимо тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента; определить условия, в которых будет проходить эксперимент; необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента.

Страницы: 1, 2