Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности
Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕОДИКИ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
ВЫПОЛНИЛА:
Научный руководитель:
Санкт-Петербург
2002 г.
С О
Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ - 3
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1.1.
Сущность воображения как
психического
процесса
1.2.
Механизм творческого
воображения
1.3.
Особенности развития
творческого
воображения в
дошкольном детстве
2.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИ-
РУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1.
Теоретического обоснование методики развития воображения
2.2.
Организация констатирующего и
формирующего экспериментов
3.ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его
личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит,
разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества
людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением,
человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое
другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно
воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания
проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как
никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является
мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в
том числе дошкольного.
Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли
воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического
развития.
В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с
проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало
разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для
реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к
обучению в школе.
ЦЕЛЬ исследования: изучение особенностей формирования творческого
воображения дошкольников в художественной деятельности.
ЗАДАЧИ исследования:
1.Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения
у дошкольников.
2.Определение и апробирование комплекса методик в целях
выявления уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего
и формирующего экспериментов.
3.Анализ результатов диагностики уровня развития воображения
дошкольников до и после их обучения по специальным методикам.
МЕТОДЫ исследования:
Для диагностики
креативных способностей дошкольников в исследовании использовались следующие
методики:
-“Неполные фигуры”;
-“Нарисуй слово”.
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ДЕТСТВЕ
1.1.Сущность
воображения как
психического процесса
Процесс воображения свойственен только человеку и является
необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме
образа, представления или идеи./;с.10/.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не
воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений,
с которыми он раньше не встречался.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность
человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и
как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной
вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых
сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.
При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к
созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое
образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.
При этом важное значение имеет слово.
Слово служит источником появления образов воображения,
контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления,
изменения.
Источник воображения – объективная реальность.
Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых
основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на
произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние,
сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое,
творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам
воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека,
проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде
всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое
натурализмом, а также отчасти реализм.
Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что
воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них
состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь
возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с
мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти
удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная
функция особо разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности
восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения
состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в
уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование
деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса
реализации. /;с.225/.
Следует иметь в виду,что существуют индивидуальные,
типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти,
восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности.
В рамках данного исследования особый интерес представляет
механизм творческого воображения, который мы рассмотрим далее.
1.2.Механизм
творческого воображения
Научное
исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским
ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку,
созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь
незначительные изменения.
В последнее время ведущими в области изучения креативности
(творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и
П.Торренса //.
Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных
факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил
четыре основных фактора креативности:
1.Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации,
отдаленные ответы;
2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и
предложить его новое использование;
3.Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму
стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
4.Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать
новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в
отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного
показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется
как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же
рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных
компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее
огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно,
развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом
зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому
подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта
человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются
построения фантазии./;с.4/.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения
являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается
в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых
преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие
забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности
фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом,
воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и
неожиданные результаты.
1.3.Особенности
развития творческого
воображения в дошкольном детстве
ЦЕЛЬ данной квалификационной работы –
изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества
младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего
экспериментов.
Почему
исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений
художественного творчества ? Прежде всего потому, что учеными тщательно
изучается процесс развития психических функций ребенка в различные возрастные
периоды. Как влияет возраст на развитие психики, в чем это выражается? Каковы
отличительные особенности восприятия у мальчиков и девочек? На эти и другие
вопросы мы постараемся ответить в ходе проведения констатирующего и
формирующего экспериментов.
Исходная гипотеза: восприятие
художественного творчества у девочек более яркая, богата фантазией, по
сравнению с мальчиками того же возраста.
1.5. Общая характеристика младшего
школьного возраста
Начало младшего школьного возраста
определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного
возраста – с 6 до 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа
головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших
полушарий является уже в значительной мере зрелой. Однако наиболее важные,
специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за
программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у
детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных
отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и
тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям
данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и
эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к
длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
В младшем школьном возрасте отмечается
неравномерность психофизиологического развития у разных детей.
Сохраняются и различия в темпах развития
мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках
учебной деятельности складываются психологические новообразования,
характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и
являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению
создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного
интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является
периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных
процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными
и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами,
учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Центральными новообразованиями
младшего школьного возраста являются:
-
качественно
новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
-
рефлексия,
анализ, внутренний план действий;
-
развитие
нового познавательного отношения к
действительности;
-
ориентация
на группу сверстников.
Согласно, например,
концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-10 лет находится на
стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные
действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает
способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое
мышление к конкретным ситуациям. Можно сказать, что восприятие становится
думающим.
Таким образом, во всех сферах
психического развития происходят важнейшие новообразования: преобразуется
интеллект, личность и социальные отношения.
Глава 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО И
ФОРМИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1. Научно-теоретические
основы констатирующего и формирующего экспериментов
Эксперимент означает пробу, опыт. Это
один из основных методов научного познания вообще, психологического
исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается
активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего
планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и
регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент
предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях.
Различают лабораторный и естественный
эксперименты.
В частности, естественный эксперимент
проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не
знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать
отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной
реакции.
Само понятие “естественный
эксперимент” было предложено А.Ф.Лазурским. Это было сделано для того, что-бы,
по словам самого Лазурского, обозначить особый род исследований, занимающих
“среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем
лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время
под именем психологического эксперимента, с другой”.
Вообще организация экспериментального
исследования должна отвечать ряду требований. Эти требования систематизированы
и представлены в работе Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.
На этапе планирования следует четко
сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав
участников исследования); необходимо тщательно продумать и прописать методики
проведения эксперимента; определить условия, в которых будет проходить
эксперимент; необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется
процедура эксперимента.
Страницы: 1, 2
|