Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения на уроках математики
Организационно-педагогические условия реализации эвристического обучения на уроках математики
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Механико-математический факультет
Кафедра педагогики и проблем развития образования
Дипломная работа
Организационно-педагогические условия
реализации эвристического обучения
на уроках математики
Выполнила:
студентка 5 курса
педагогического
отделения механико-математического
факультета БГУ
Старпович
Анна Сергеевна
Научный руководитель:
Жук Ольга Леонидовна,
кандидат
педагогических наук, доцент
Рецензент:
Поснова Марина Федоровна,
кандидат
педагогических наук, доцент
Допустить к защите
Зав.кафедрой
_________________
«___»_________2005г.
Минск
2005
Введение
Дипломная работа
посвящена важнейшей педагогической проблеме изучения и разработки
теоретико-практических основ эвристического обучения (ЭО) учащихся в
современной школе. Реализация ЭО в учебно-воспитательном процессе школы
предполагает отказ от системы «готовых» знаний, умений и навыков и основывается
на эффективном вовлечении учащихся в поисковую учебно-познавательную
деятельность, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом
творческой деятельности. Эти целевые установки соответствуют важнейшей
образовательной задаче в обществе – сформировать у выпускника школы готовность
к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность жить и работать
в информационном обществе; обеспечить развитие рефлексивных умений, творческих
способностей. Действительно, процессы информатизации в обществе, быстрые темпы
научно-технического прогресса предъявляют повышенные требования в личностному
развитию человека – сформированности таких качеств, как самостоятельность,
инициативность, изобретательность, предприимчивость; умений ставить задачи,
разрабатывать проекты деятельности, принимать оптимальные решения.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс в школе необходимо организовывать
таким образом, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников выступала
главным условием развития у них самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, активной жизненной позиции.
В соответствии с
требованиями, предъявляемыми к современной школе, обучение в ней должно ориентироваться
на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать новые
знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. В
этой связи проблема развития эвристических, творческих способностей учащихся
посредством системы эвристического обучения является одной из наиболее
актуальных.
Эвристическое
обучение известно со времен Сократа; он мастерски использовал беседу не как
предоставление новых знаний, а как нахождение их людьми, с которыми
он беседовал. Процесс познания для Сократа есть перевод уже имеющихся знаний
человека из скрытого состояния в явное, реальное и соответствующее
действительности. Он учил своих воспитанников вести диалог, полемику,
логически мыслить; побуждал их последовательно развивать спорное положение,
приводил к постижению абсурдности исходного утверждения, а затем методом поиска
истины наводил на верный путь.
Известно, что в
разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи,
педагоги, представляющие различные школы и направления: Сократ, И.Г.
Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом
обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И.
Андреева, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам
развития эвристического метода обучения математике, следует отметить работы В.
А. Крутецкого, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Вместе с тем
отметим, что проблема разработки и реализации технологии эвристического
обучения (ТЭО) учащихся на уроках математики в научно-методическом аспекте
разработана недостаточно. В этой связи тема дипломного проекта была определена
следующим образом: «Организационно-педагогические условия реализации
эвристического обучения школьников на уроках математики».
Целью дипломной работы является
определение условий реализации эвристических методов, приемов, средств на
уроках математики в старших классах средней общеобразовательной школы.
Объектом дипломного исследования
выступает учебно-воспитательный процесс в школе.
В качестве предмета рассматривается процесс
организации эвристического обучения учащихся на уроках математики (11 кл.).
В ходе выполнения
дипломного проекта выдвигалась гипотеза о том, что использование системы
средств, методов и приемов эвристического обучения на уроках математики в 11
классе средней школы будет способствовать повышению качества обучения, если: 1)
процесс обучения математике реализуется на основе принципов ЭО; 2) разработана
и внедрена система эвристических задач в соответствии с видами эвристической
деятельности; 3) обоснована и используется на уроках математики система
эвристических методов, приемов, средств, способствующая созданию творческой
атмосферы и развитию креативных способностей школьников. Задачами дипломного
проекта, которые определили содержание и структуру работы, выступают:
1. На основе изучения
соответствующей психолого-педагогической литературы провести историко-теоретический
анализ проблемы эвристического обучения.
2. Раскрыть сущность ЭО и пути
активизации мыслительной деятельности посредством ЭО на уроках математики у
учащихся 11ых классов.
3. Разработать эвристические
задачи как элемент эвристического обучения.
4. Используя педагогический
эксперимент, проверить правильность выдвинутой гипотезы.
В соответствии с этими задачами использовались следующие методы
исследования:
-
теоретические
методы: анализ литературных источников по философии, психологии, педагогике,
связанных с проблемой ЭО;
-
экспериментально-эмпирические
методы: анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике,
изучение и обобщение опыта работы учителей математики и физики по организации
эвристической учебной деятельности старшеклассников; беседы с учителями,
классными руководителями, учащимися; анкетирование учителей и учащихся;
педагогический эксперимент.
Научная проблема
исследования состоит в обосновании, разработке и апробации наиболее
эффективных эвристических методов и приемов на уроках математики в 11 классах.
В процессе этого
исследования была проведена серия уроков по экспериментальной методике
использования эвристических задач, методов и приемов для эффективной
активизации креативной деятельности учащихся.
Согласно
педагогическим исследованиям Коменского Я.А., Лернера И.Я., Окунева А.А.,
Хуторского А.В., [16, 21, 26, 46], главной задачей эвристического обучения
школьников является вооружение их умениями осознавать проблему, намеченную
учителем, а позднее – формулировать ее самостоятельно на основе анализа
информации и фактов; выдвигать гипотезы решений и соотносить их с условиями
задачи; осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими
способами; переносить знания и учебно-поисковые действия в нестандартную
ситуацию или создавать новый способ действий.
Важнейшей целью
ЭО школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих
создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта.
Анализ
исследований проблем ЭО [19, 22, 33, 46] позволил выявить следующие принципы
обучения - креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и
учащихся); опора на субъективный опыт учащихся как на один из источников
обучения; актуализация результатов обучения (применение на практике
приобретенных знаний, умений и навыков); индивидуализация и дифференциация
обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся); системность обучения; сотрудничество
и творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения. Реализация
указанных принципов обеспечит вовлечение в креативную деятельность всех учащихся;
создание условий для более полной самоактуализации учащихся через различные
виды творческой работы
Результатом
реализации ЭО в школе становится всесторонне и гармонично развитая,
инициативная личность с активной жизненной позицией, готовая к самостоятельной
жизнедеятельности в условиях социально-экономических перемен и ускорения
процессов информатизации и научно-технического прогресса.
Глава 1.
Теоретические основы эвристического обучения школьников.
1.1.
Сущность
эвристического обучения в историко-педагогическом контексте.
Эвристика (от греч.
heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика
обучения, основанная на открытии или догадке. В Древней Греции под эвристикой в
воспитательной практике рассматривалась система обучения путем наводящих
вопросов; современные ученые под эвристикой понимают совокупность логических
приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины;
метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию
находчивости, активности. В Большом Энциклопедическом Словаре [4] в одной из
трех трактовок эвристика определяется следующим образом: «Восходящий к Сократу
метод обучения (т.н. сократические беседы)». Сам термин "эвристика"
ввел в 300-м году н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, чтобы
обозначить науку о продуктивном творческом мышлении, ведущем к прозрениям и
открытиям.
Беседу относят к
наиболее старым методам дидактической работы, так как ее мастерски использовал
еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе
своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству—профессии
его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как та помогала рождаться
детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в
голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими
истину в процессе их диалогического общения”. [3]
Метод Сократа
развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов: Я.А.
Коменского, Лезана, А. Дистверга, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др. [16, 20, 8, 27,
11]
Одним из первых
сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос
Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость
воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена
против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим
умом». Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в
головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки, ручейки живой мысли». [16]
За развитие
умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского
подхода вел борьбу французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Сделайте
вашего ребенка, - писал он, - внимательным к явлениям природы… Ставьте
доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не
потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…» [36]. В этих словах Ж.-Ж. Руссо четко
выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности,
идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
Ф.А. Дистервег
(1790-1866) пытался на примере преподавания стереометрии обосновать
преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, «что для учащихся
гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство».
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должны достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.». Этот принцип Ф.
А. Дистервега является определяющим в разработке системы и методов обучения.[8]
Одним из первых
сторонников активного обучения школьников в России выступал К. Д. Ушинский
(1824-1870), который создал дидактическую систему, направленную на развитие
умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, он выдвигал
идею познавательной самостоятельности. «Ученикам следует, - писал К.Д.
Ушинский, - передавать не только те или другие познания, но и способствовать
самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания». [44].
Описание
применения эвристического метода обучения математике можно найти в книге
известного французского педагога - математика Лезана "Развитие
математической инициативы". В этой книге эвристический метод не имеет еще
современного названия и выступает в виде советов учителю. [20] Лезан приводит
множество примеров, наглядно показывая, как сделать обучение математике более
эффективным, опираясь на явную заинтересованность учащихся процессом обучения.
Во второй
половине XIX в. с критикой схоластических
методов выступал английский педагог Армстронг. Опытным путем он ввел в
преподавание «эвристический метод», развивающий мыслительные способности
учащихся. Суть его состоит в том, что ученик становится в положение
исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик
сам их добывает и делает выводы. Задачу «эвристического метода» Армстронг видел
не в передаче готовых выводов, а в том, чтобы научить учеников научному методу,
развивающему их мыслительные способности. Однако Армстронг не создал системы
методов, а ограничился одним единственным. [24]
Известные
педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П.Волков, В.Ф. Шаталов, А.Н.
Тубельский) уделяли огромное внимание развитию творческих способностей
учащихся средствами активных форм и методов обучения: проблемные экскурсии и прогулки[41,
42]; творческие конспекты, составление опорных сигналов [47], творческие
книжки и дневники [47], уроки «открытых мыслей» [6]. Все это способствовало
развитию творческой активной личности учащихся.
Результаты
анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н.Турецкого [45] позволили выявить
следующие функции ЭО:
-
самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
-
развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;
-
видение новой проблемы в традиционной ситуации;
-
видение новых признаков изучаемого объекта;
-
преобразование известных способов деятельности и самостоя-тельное создание
новых);
-
развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
-
обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации
учения, мотивации достижения.
Концептуальными
положениями эвристического обучения являются:
1)
формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно
сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе -
задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные
вопросы, решение познавательных задач);
2)
учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их
анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать
выводы; получать решения и доказывать их достоверность;
3)
оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых
условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение
обобщенными способами деятельности.
П.Ф.
Каптерев сформулировал следующие правила эвристического метода обучения [15]:
1)
«как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в
строгую и стройную формулу. В противном случае ученики будут понимать ее, будут
в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее
полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут
полными владетелями ее в каждый данный момент;
2)
не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все,
каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно
вывести, открыть».
Таким
образом, с одной стороны, эвристическое обучение является одним из древнейших
видов обучения, основанного на сократической беседе или эвристическом методе. С
другой стороны, реализация в образовательной практике эвристическое обучение
представляет собой в разные эпохи результат педагогических усилий прогрессивных
исследователей-педагогов, выступающих против традиционных,
объяснительно-иллюстративных методов обучения. В этой связи актуальность эвристического
обучения обосновывается объективными требованиями, предъявляемыми обществом к
школе, и возникающими воспитательными задачами, связанными с формированием самостоятельной,
творческой личностью на основе эвристических, проблемных приемов и методов
обучения и воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|