Ообенности работы социального педагога с наркоманами
Ообенности работы социального педагога с наркоманами
Введение
1. Особенности работы социального педагога с
наркозависимыми
1.1. Проблема наркомании в социальной педагогике
1.2. Уязвимость подростков перед наркотической
зависимостью
2. Социально-педагогические технологии профилактики
наркомании
Заключение
Библиографический список
Введение
Проблема
наркомании давно уже перестала быть проблемой каких- то отдельных людей и
обществ: теперь наркомания стала проблемой всего человечества. Умирают молодые
люди, - с течением времени возраст этих людей становится все меньше и меньше.
Складывается так, что наркомания молодеет, поэтому профилактику возникновения
наркотической зависимости необходимо начинать в 11-12 лет, когда подростковый
возраст только начинается.
Подростковый
возраст известен в литературе как кризисный, а следовательно, наиболее
уязвимый: уязвимый со стороны физиологии (т.к. происходит мощная перестройка
всех систем организма), уязвимый со стороны социальных факторов, в частности,
семьи, школы, молодежной субкультуры, и в том числе, уязвимый со стороны
собственной личности. Таким образом, в этот период происходит не только
перестройка систем организма, но и личности в целом. Проблемы общения,
нестабильность самооценки, физиологическая, социальная и психологическая
неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень
склонности к различным экспериментам (как способу поиска чего- то “своего”),
стремление быть принятым каким- либо социальным образованием,- все это может
стать предопределяющим в формировании и развитии у подростков склонности к
употреблению наркотиков: эти факторы создают благоприятную почву для
приобретения подростком нового статуса- статуса наркомана.
Негативные
последствия наркоманизации общества очевидны: еще большее осложнение
криминальной ситуации (добывание средств на наркотики в основном происходит
преступным путем); заражение различными инфекциями (гепатит, СПИД и т. д.);
высокий уровень смертности среди молодежи; рождение неполноценных детей и т. д.
В условиях
современной России проблема наркомании приобрела угрожающие масштабы.
Количество лиц, страдающих от наркотической зависимости, растет в
геометрической прогрессии.
Нынешняя ситуация
в стране, такова: проблема наркомании может коснуться каждого. Люди, страдающие
наркотической зависимостью, делают несчастными не только себя, но и всех, кто
их окружает, родных, близких. Распространение заболевания происходит внутри
группы. Поэтому невозможно "изолированное" существование
наркозависимого в среде. Вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу
потребления наркотиков.
Средства массовой
информации от случая к случаю освещают эту острейшую, болезненную проблему,
однако, в настоящее время назрела необходимость в конкретных, реальных и
эффективных мерах, направленных, прежде всего, на профилактику этого страшного
порока современности.
В настоящее
время, в России созданы и с разной степенью эффективности функционируют немало
государственных, коммерческих и общественных организаций, чья деятельность
связана с проблемой зависимости от наркотиков. Их работа, в основном нацелена
на физическую реабилитацию наркозависимых пациентов, и в значительно меньшей
степени - на психологическую и социальную реабилитацию (недостаточное
финансирование имеющихся медицинских программ). Наркологические учреждения
должны активизировать свою деятельность в плане комплексного лечения
наркоманов, возвращая их нормальной жизни.
Однако нельзя
рассматривать лечение на стадии, сформировавшейся наркотической зависимости,
как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Неотложная
задача сегодняшнего дня - создание четко налаженной системы профилактических
мероприятий, которая способна остановить рост наркоманизации общества.
Одной из причин,
почему многие подростки начинают совершать преступления, употреблять алкоголь и
наркотики является то, что взрослые говорят одно, а делают другое. Они просят,
запрещают и угрожают, но за их угрозами ни чего не стоит. Поэтому слова не дают
желаемого эффекта. Сам по себе запрет может повлечь за собой нарушения, но
мнение о том, что следует отменить все запреты может привести к еще более
негативных последствиям, нежели существование самого запрета. Запрет в обществе
это не самоцель, а реакция общества на такие действия и явления, которые
большинство членов общества не одобряют, но которые все же вызывают желания
попробовать, особенно тех, кто на данный момент развития не имеет четко
выраженной позиции к запрещаемому объекту. Запрещающий употреблять алкоголь
отец, не может быть уверен в исполнении его запрета, если употребляет алкоголь
сам.
Отсюда основной
задачей общества становиться не борьба с негативными явлениями, а формирование
осознания необходимости здорового образа жизни как стиля поведения и основного
принципа жизни. Понятно, что основой формирования здорового образа жизни
является семья, если в ней установлен доверительный и взаимоответственный стиль
отношений и сформирована своя система ценностей. Трудно найти столь идеальный
тип семейных отношений. Здесь тоже очень важна позиция общества и специальная
политика государства по отношению к семье как к социальному институту. Думаю,
что введение в современную практику жизни сферы психологических услуг частично
может взять на себя посредническую роль между обществом и семьей. Формирование
психологической культуры населения - есть основная задача современной
психологической службы. На государственную структуру, обеспечивающую социальное
развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического,
психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Фактически,
психическим здоровьем населения, помимо медицинских, занимаются образовательные
и социальные учреждения[1].
Важным
направлением в противостоянии наркозависимости, а значит преступности, росту
числа заболеваний СПИДом и вирусным гепатитом является профилактическая
деятельность и выполнение воспитывающей функции образовательным учреждением и
семьей. Во-первых, мы должны сформировать стойкое негативное отношение
подростков к употреблению наркотиков. Подростки, как не парадоксально, о
наркотиках сегодня знают гораздо больше, чем взрослые. Даже те взрослые,
которые сегодня работают непосредственно с детьми, я имею в виду, педагогов,
социальных педагогов, педагогов-психологов. Отсюда проблема подготовки кадров,
работающих с детьми, вооружения их специальными знаниями, подбор наиболее
эффективных форм взаимодействия с подростками. Психологические аспекты данной
работы с детьми состоят в следующем.
В процессе работы
с ребенком педагог-психолог или социальный педагог должен сформировать у
ребенка однозначное отрицательное отношение к применению наркотических и
психотропных веществ, не только самому, но и сформировать внутреннюю позицию по
отношению к лицам, применяющим наркотики. Противостояние наркомании требует
быть терпеливым к тем, кто только начал принимать наркотики и хочет избавиться
от этого; быть безжалостным к тем, кто отказывается лечиться; быть беспощадным
к тем, кто вовлекает других и принуждает к употреблению наркотиков. Глубина и
острота данной проблемы предполагает применение комплексного подхода в ее
решении. Комплексным подход будет только в том случае, когда кроме разнообразия
методов и технологий профилактики будет соблюдаться принцип консолидации всех
заинтересованных лиц, то есть, отраслей здравоохранения, образования,
социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, а также молодежных
учреждений и общественных организаций. Очень важно направление деятельности
противостояния к применению наркотиков является формирование общественного
мнения по поводу этой проблемы. Отсюда велика роль средств массовой информации
и организации психологически выверенной антирекламы к применению наркотиков[2].
И все же
существуют позиции, которые являются универсальными. Их, прежде всего, следует
учитывать в организации профилактических действий. Эти позиции касаются
понимания того, что человек будет защищен от употребления наркотиков и
различных видов зависимости от психоактивных веществ в том случае, если будут
развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Это значит, что профилактика
- это, прежде всего, предоставление возможности человеку формировать здоровое
поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального
благополучия, а личности - развивать психологические, социальные и духовные
начала[3].
Цель: выделение особенностей
работы социального педагога с наркозависимыми.
Задачи:
·
Анализ
проблемы наркомании и проблем профилактики наркомании.
·
Определение
группы лиц для работы социального педагога по профилактике наркомании
·
Описать
практическую деятельность социального педагога и методы работы с данной группой
клиентов.
1.
Особенности работы социального педагога с наркозависимыми
1.1.
Проблема наркомании в социальной педагогике
Наркомания –
заболевание, выражающееся в физической или психологической зависимости от
наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к
глубокому истощению физических и психических функций организма.
За последние четыре
года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз.
Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями
малолетних детей.
Рост наркомании
резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевает
СПИДом, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков.
Ежедневно в
страну ввозится более тысячи тонн наркотических средств, из них около 80 тонн
только одного героина. На белорусском и российском рынках уровень цен на
героин, кокаин и др. наркотики существенно выше, чем в США, Европе, что делает
Россию международным рынком сбыта наркотиков. И вряд ли является случайным тот
факт, что именно за последние 10 лет число наркоманов в США уменьшилось вдвое,
а в России и Беларуси многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не
готовой к наркотической агрессии внешнего мира[4].
По данным
международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика
– наркоманы. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10
до 15 человек в год, а значит эта социальная болезнь прогрессирует. На ряду с
этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и др. неизлечимыми
болезнями. Общаясь, они заражают окружающих людей. Весь мир ведет борьбу с
наркобизнесом, стараясь прежде всего ограничить доступность наркотиков.
Производство, хранение и торговлю наркотиками во всех странах относят к
уголовным преступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России,
имеются специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом. Однако опыт
показывает, что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя,
поскольку не учитывается следующее. Во-первых, пока на наркотики существует
спрос, всегда находятся поставщики, предлагающие это зелье. Но если научить
людей обходиться без одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их
немедицинское потребление. Во-вторых, нельзя не учитывать, что наркотики не
могут исчезнуть навсегда, так как они довольно широко используются в медицине
как обезболивающее средство и как препараты для лечения тяжелых психических
заболеваний. Следовательно, нужно научить людей жить в мире, где есть
наркотики, но не употреблять их. А для этого необходима всеобщая грамотность
(своего рода «ликбез») в области наркологии.
В связи с этим
целесообразно разобраться в терминологии, используемой при исследовании этой
проблемы с целью диагностирования степени наркотизации отдельных групп
населения, предвидения последствий этой беды и определения наиболее эффективных
способов ее предупреждения.
Начнем с того,
что наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача
при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные
варианты использования этих препаратов (т.е. их немедицинское употребление)
относятся к категории злоупотреблений, поскольку являются нарушением
морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.
Наркотики (от
греческого narke — оцепенение; narkotikos — приводящий в оцепенение) — это
сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические
вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие
искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при
передозировке — потерю сознания и смерть.
Понятие
«наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными
критериями — медицинским, социальным и юридическим.
Согласно
определению, предложенному ВОЗ, наркоман - это человек, у которого в связи с
приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной
интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих;
который ввиду нарастающей толерантности (устойчивости к наркотику) постоянно
повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого
наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого
препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику
и заставляет добиваться его приобретения любыми путями.
Наркомания (от
греческого narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть)
— это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в
возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и
физической зависимости от них с развитием синдрома лишения — абстиненции — в
случае прекращения их приема.
Диагноз
«наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса
клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития
наркоманической зависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии.
Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует
признаки первой стадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость.
Психическая
зависимость — болезненное стремление принимать препарат, с тем чтобы испытать
определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая
зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков.
Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного
вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема,
обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных
проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и
напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления
сформировавшейся психической зависимости: создание соответствующего круга
общения с людьми, злоупотребляющими наркотиками; начало употребления
наркотического средства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия[5].
Субъективные
проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному
употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения,
раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание
рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой
стадии и на всем протяжении болезни растет толерантность к наркотику, а
следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения
ожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация.
Вторая стадия —
физическая зависимость характеризуется непреодолимым, т. е. компульсивным,
влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим
комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, т.е.
абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.
Прием наркотиков
наркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации,
сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения
(отнятия) наркотика, т.е. абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через
12—48 ч после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемое
ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания:
сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций
желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюнотечение,
повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическими
симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и
страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в
состоянии абстиненции направлены только на одно — во что бы то ни стало, любой
ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего
страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы
самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром.
Особенностью
абстинентного синдрома у подростков является выраженное психопатоподобное
поведение и склонность скрывать абстиненцию. Их постабстинентное состояние
проявляется в астении, вялости, раздражительности, утомляемости, склонности к
временному раскаянию и самообвинению.
Страницы: 1, 2, 3
|
|