Обучение детей школьного возраста на компьютерах
Обучение детей школьного возраста на компьютерах
Начальное обучение на компьютерах в школе.
Диплом
Введение
Познавательные процессы: восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой
человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности , общаться
, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то,
что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому,
без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они
выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности,
и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической
работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от
природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков,
превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить
которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их
развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.
Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования
необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в
изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С.
Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн
и др.
Ими были разработаны различные
методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы
успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо,
искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с
его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО и будет являться одним
из таких средств.
Исходя из вышесказанного, мы
считаем, что тема нашего исследования “Развитие познавательных процессов на
уроках ИЗО с применением ЭВМ” актуальна и на данный момент недостаточно
изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и
компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов
общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером
должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те
быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество
информации требует знаний работы с компьютером.
Предмет исследования – процесс
развития познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного
искусства средствами компьютерного обучения.
Объект исследования – процесс
обучения младших школьников на уроках ИЗО.
Развитие познавательных
процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и
самостоятельно мыслящей личности.
Гипотеза – процесс обучения
изобразительному искусству младших школьников может быть эффективным, если при
объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
1) его использование оптимизирует деятельность
учителя;
2) применение цвета, графики, звука, современных
средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая
при этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) он позволяет усилить познавательные интересы
ученика:
Цель исследования – изучить
условия развития познавательных процессов младших школьников на уроках ИЗО
средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
-
изучить
психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в
процессе обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
-
экспериментально изучить
эффективность использования на уроках изобразительного искусства ЭВМ в
начальной школе;
-
на основе полученных
данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроков
изобразительного искусства с применением ЭВМ.
Научная новизна исследования
заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в
процессе обучения изображающую игру, как фактор развития мышления, внимания,
воображения и др.
Практической значимостью
исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в
практике учителя изобразительного искусства и начальных классов.
В ходе эксперимента были
применены следующие методы исследования:
-
анализ
психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
-
наблюдение за
учебно-воспитательным процессом в начальных классах;
-
подбор и составление
задания для компьютерного обучения по ИЗО в начальных классах.
-
Экспериментальное обучение
и обработка полученных данных.
Исследования проводились в Кангаласской средней школе
г.Якутска. В ходе эксперимента участвовали 1 “а” класс, в количестве 19
человек.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1.
§1. Общее
представление о познавательных процессах.
Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того,
чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и
перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее
существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая
информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе
сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация
включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека:
механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы
лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и
человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии
и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий
(кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний
давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека информация не всегда
представлена именно в том виде, в котором она ему необходима и непосредственно
воспринимается его органами чувств. Поэтому информацию о мире необходимо не
только воспринимать, но и перерабатывать, выделяя в ней то, что скрыто от
прямого восприятия. Иногда человеку приходится решать довольно сложные задачи,
непростым путем извлекая из полученной информации самые нужные сведения. Для
этого у них есть такие психологические познавательные процессы, как внимание,
воображение, память, мышление и речь.
Первичные, исходные сведения о мире человек получает
через ощущения. Они предоставляют человеку сведения о разнообразных свойствах
воздействующей на него окружающей средой. Восприятие, в отличие от ощущений,
воссоздает мир в образах и позволяет человеку целостно представлять окружающие
предметы и явления в совокупности многих характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к
чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление
и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С
помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно
в его ощущениях и восприятии не представлено.
Воображение и память как познавательные процессы.
Воображение можно определить как способность человека
волевым усилие восстановить и представить в образной форме те ощущения и
восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего
не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не
обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой
представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени
соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в
себе элементов фантазии.
Воображение всегда имеет форму образа, а память может
быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной
(память на ощущения и чувства).
С помощью своего воображения человек творчески
преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество.
Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед,
представлять то, что еще предстоит сделать.
Память в жизни людей играет еще более существенную
роль. Без памяти человек не мог бы ничему научится, запомнить то, что усвоено,
сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.
Человек запоминает, воспроизводит и использует в нужный момент те знания,
которые повторяются и которые иначе каждый раз пришлось бы находить заново.
В познании человеком окружающего мира воображение и
память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется
одновременно по нескольким линиям:
1.
Обмена содержанием образов:
материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует
образы воображения.
2.
Взаимной стимуляции:
воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее
улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и
творческим.
3.
Совместного влияния на
другие психологические процессы память и воображение у человека составляют,
например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.
Кратковременная память представляет собой способ
хранения информации в течение короткого промежутка времени.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от
нескольких секунд, до нескольких дней.
Долговременная – это память, способная хранить
информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее
для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее
функционирование не ограничено).
Генетическую память, – в которой информация хранится в
генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная память связана с сохранением и
воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у
человека способность к воображению.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек
ею может быстро и точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.
Двигательная память - запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многофазных сложных
движений.
Эмоциональная память – это память на переживания. На
ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у
человека вызывает эмоциональные переживания, запоминания или без особого труда
и на более длинный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая их роль сводится
к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с
безопасностью и самосохранении организма.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка
ведется по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно
дополняется и заменяется логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со
временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным
использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических
средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в
детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный вклад в понимание филогенетического
развития памяти внес П.П. Блонский . Он высказал и развил мысль о том, что
различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также
разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно
считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к
следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная
и логическая. П.П. Блонский [7, c. 37-39]
высказал и обосновал мысль о том,
что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились
один за другим.
Под несколько иным углом зрения рассматривал
историческое развитие памяти человека Л.С. Выгодский [15, c. 176-185]. Он считал, что совершенствование памяти человека в
филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и
изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и
состояниями человека.
Специальные исследования непосредственного и
опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев [50, c.112-140]. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс –
непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим
опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по
мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что “обращаясь к употреблению
вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру каждого
акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится
опосредственным”.
В формировании внутренних средств запоминания
центральная роль принадлежит речи. Речь является основным средством
человеческого общения. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных
символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей
определенные значения и смысл. Речь же это совокупность произносимых или
воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и
соответствующая им система письменных знаков.
Она является не только средством общения, но и
средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством
управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Собственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в
своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах:
внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых
сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии
эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их
формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и
мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.
А.Н. Соколов [65,
c. 47] показал, что в процессе
мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный,
несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для
реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает
участие.
Впечатления, которые человек получает об окружающем
мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при
необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
“Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания,
безвозвратно исчезало бы в прошлом”. У человека есть три вида памяти:
произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым
контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья с использованием
разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде
предметов материальной и духовной культуры.
Основные виды памяти:
Мгновенная, или иконическая; память связана с
удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без
какой бы то ни было переработки полученной информации.
Воображение может быть четырех основных видов:
активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение
характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию,
усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно
конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном
воображении становится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она
есть.
В жизни человека воображение выполняет ряд
специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представить
действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Вторая состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья связана с его
участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний
человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий –
способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это
планирование и программирование деятельности, составление таких программ,
оценка их правильности, процесса реализации.
“Анализ показывает, - писал Л.С. Выгодский [16, c. 6-164], что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для
ребенка раннего возраста – значит вспоминать… никогда мышление не обнаруживает
такой корреляции с памятью, как в таком раннем возрасте. Мышление здесь
развивается в непосредственной зависимости от памяти”.
Теоретическое понятийное мышление – это такое
мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к
понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом,
получаемым при помощи органов чувств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|